Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СВЯЩЕННОЕ — МИР ВОИНА
Глава 17. Естественная иерархия

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Жизнь в соответствии с естественной иерархией состоит не в том, чтобы следовать целой серии неподвижных правил, не в том, чтобы проводить свои дни согласно безжизненным предписаниям или кодексам поведения. Мир обладает порядком, силой и богатством, которые могут научить нас тому, как вести себя в жизни с искусством, с добротой к другим и с заботой о себе»

Принципы неба, - земли и человека, рассмотренные в последней главе, являют собой единый способ описания естественной иерархии. Они оказываются путем рассмотрения порядка космического мира — более великого мира, частью которого являются все люди. В этой главе мне хотелось бы представить еще один способ видения этого порядка, который представляет собой часть мудрости Шамбалы В моей родной стране — в Тибете. Такой взгляд на мир также описывается делением на три части, называемые «лха», «нянь» и «лю». Эти три принципа, не вступают в противоречие с принципами неба, земли и человека; но, как вы увидите, они предлагают несколько иную перспективу. Лха, нянь и люкоренятся скорее в законах земли, хотя признают и повеления неба, и место человека. Лха, нянь и люописывают порядок и внешнее устройство самой земли; они показывают, как люди могут вплести себя в текстуру глубинной реальности. Таким образом, применяя принципы лха, нянь и лю, мы в действительности пользуемся иным способом призвать силу драла, или (естественной магии.

«Лха» означает буквально «божественный» или «божество»; но в данном случае «лха» скорее относится к высочайшим точкам Земли, а не к небесной сфере. Сфера лха — это вершины снежных гор, где находятся ледники и голые скалы. Лха — высочайший пункт, точка, которая раньше всех улавливает свет восходящего солнца. Это те места на Земле, которые проникают в небеса, проникают в облака; таким образом «лха» находится настолько близко небу, насколько небо вообще достижимо на Земле.

Психологически лха представляет первое пробуждение. Это переживание огромной свежести и свободы от загрязнения в состоянии вашего ума. Лха — это то, что впервые отражает Великое Солнце Востока в вашем существе. Это также ощущение собственного сияния, проецирование огромной доброты. В теле лха — это голова, в особенности глаза и лоб; таким образом, принцип лха представляет физическую возвышенность, а также проецирование вовне.

Затем существует «нянь», что буквально означает «друг». Нянь начинается с широких горных отрогов и заключает в себе леса, джунгли и равнины. Горная вершина — это лха, а величественные отроги гор представляют собой нянь. В традиции японских самураев широкие накрахмаленные плечи одеяния представляют принцип нянь. Ту же роль играют эполеты, подчеркивающие плечи, и в военной традиции Запада. В теле принцип нянь заключает в себе не только плечи, но также туловище, грудь и ребра. Психологически это прочность, чувство опоры на земле. Таким образом, нянь связан с храбростью и доблестью человека. В этом смысле он представляет собой просветленную версию дружбы — быть смелым и полезным для других.

Наконец, существует «лю», что буквально означает «водное существо». Это сфера океанов, рек и великих озер, сфера воды и сырости. Лю обладает качеством жидкой драгоценности; таким образом, сырость связана здесь с богатством. Психологически переживание лю подобно прыжку в золотое озеро. Лю — это тоже свежесть, но не такая, как свежесть ледяных гор лха. Здесь свежесть подобна солнечному свету, отраженному в глубоком озерке воды, который показывает жидкое драгоценное качество воды. В нашем геле лю — это ноги и ступни, все, что находится ниже талии.

Лха, нянь и люимеют отношение Ко временам года. Зима — это лха, самый возвышенный и величественный сезон. Зимой вы чувствуете себя как бы наверху, над облаками: вы ощущаете бодрящую свежесть, как будто летите в воздухе:. Затем существует весна, которая спускается с небес и начинает соприкасаться с землей; это переход от лха к нянь. Далее наступает лето, представляющее собой полное развитие уровня нянь, когда все растения зелены и в полном цвету. Потом лето развивается в осень, связанную с лю, потому что в это время происходит заключительное развитие, плодоношение. Плоды и урожай осени представляют собой осуществление лю. В ритме четырех времен года лха, нянь и лю взаимодействуют Apyi с другом в процессе развития. Эта закономерность применима и ко многим другим ситуациям. Взаимодействие лха, нянь и лю подобно таянию снега на горе. Солнце согревает горные вершины, и снега начинают таять. Это лха. Затем вода сбегает вниз по склонам гор, образуя ручьи и реки; это нянь. В конце концов реки сливаются в океане, который являет собой лю, или завершение.

Взаимодействие лха, нянь и лю, можно также увидеть в человеческом поведении, во взаимоотношениях людей. Например, деньги представляют собой принцип лха; открытие счета и вклад в банк есть нянь; изъятие денег из банка для оплаты счетов или для какой-либо покупки есть лю. Или другой простой пример, мы пьем воду: Вы не можете выпить воду из пустого стакана, поэтому вы сначала наливаете в стакан воду; стакан есть лха. Затем вы берете воду, что представляет собой нянь; наконец, вы пьете чту воду, и это — место лю.

Лха, нянь и люиграют роль в любой жизненной ситуации. Каждый предмет, с которым вы работаете, связан с одним, из этих трех понятий. Например, в одежде шляпа находится на месте лха, башмаки — на месте лю, а рубашка, платье, штаны — на месте нянь. Если вы смешаете эти принципы, вы инстинктивно сознаете, что произошло какое-то отклонение. Если, к примеру, солнце печет вам голову, вы не наденете на голову башмаки, чтобы предохранить себя от этого. С другой стороны, вы не наступаете на очки, не суете галстук в башмаки; по этой же причине вам не следует класть ноги на стол, потому что это будет смешением лю и нянь. Личные вещи, принадлежащие» сфере лха, включают шляпы, очки, серый, расчески, зубные щетки. Вещи, принадлежащие сфере нянь,— это кольца, пояса, галстуки, рубашки, блузы, запонки, браслеты и наручные: часы. Вещи, принадлежащие месту лю,— обувь, носки, нижнее белье. Боюсь, что все это надо понимать буквально: лха, нянь и лю вполне прямолинейны и весьма обыкновенны.

Соблюдение порядка лха, нянь и лю и есть то, что делает людей цивилизованными; поэтому мы можем считать их конечным порядком. При следовании порядку лха, нянь и лю вашу жизнь можно гармонизировать с порядком мира явлений. Некоторые люди хотели бы игнорировать такие основные общественные нормы Они говорят: «Ну и что, если я надену башмаки на голову?» Однако каждый понимает, что в гаком поведении не все в порядке, хотя никто не знает в точности, почему это так. Люди обладают особым инстинктом, который побуждает их отводить определенное место каждой принадлежности одежды или обуви, каждой принадлежности домашнего хозяйства. Эти нормы действительно имеют смысл. Ваша спальня и весь ваш дом оказываются гораздо более опрятными, если вы привыкли помещать вещи на определенные места. Исходя из этого, вы вырабатываете в своем опыте ритм и порядок. Вы не бросаете одежду на пол, не кладете башмаки под подушку, не чистите их щеткой для волос.

Игнорирование порядка лха, нянь и лю является весьма разрушительным. Если вместо зимы за осенью следовало бы лето, если бы вместо осени зa летом наступила весна, нарушился бы весь порядок космических принципов. В этом случае не созрел бы урожай, животные прекратили бы размножение: мы переживали бы разрушительные засухи и наводнения. Когда порядок лха, нянь и лю нарушается в обществе, это подобно нарушению времен года — ослабляет общество и вызывает хаос.

Иногда вы видите нарушение принципов лха, нянь и лю, отраженное в действиях политических руководителей. Так, президент Соединенных Штатов кладет ноги на стол в Овальном кабинете; или вспомним знаменитый случай, когда премьер Хрущев стучал башмаком по столу в зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Дело не в том, что эти действия сами по себе представляют собой подлинные проблемы. Включение в свою жизнь закона лха, нянь и лю — нечто большее, чем просто хорошие манеры. Проблемой является само отношение, которое нарушает священный характер жизни: это представление» о том, что для сильного заявления нужно ставить весь мир с ног на голову, игнорируя его нормы поведения. Вы теряете доверие к миру явлений и в то же время сами становитесь ненадежным человеком, который думает, что оставаясь пройдохой и ловкачом в течение всей жизни, он сможет достичь успеха, Может быть, такого рода отношение принесет какую-то временную победу, однако в конечном счете вы погружаетесь в сточную канаву мира.

Следовательно, уважение к порядку лха, нянь и лю весьма важно. Это не значит, что достаточно лишь на словах признавать чти принципы, сохраняя упорядоченное домашнее хозяйство, где вы находите всю на своих местах. Вы начинаете с понимания своего мира; вы принимаете свежий взгляд на вселенную, о чем мы говорили уже много раз. Тогда, в силу этого факта, вы почувствуете присутствие лха, нянь и лю в своем теле, во всем своем существе. Вы почувствуете пробужденность и видение лха, прочность и мягкость нянь, богатые возможности хождения но земле, составляющие принцип лю. Затем, открыв этот глубинный этикет, вы начинаете понимать, как связать воедино принципы лха, нянь и лю, отдавая себя другим и служа своему миру.

Соединение лха, нянь и лю наглядно выражено в акте поклона, который во многих восточных культурах является традиционным приветствием. Для воина Шамбалы поклон — это символ отдачи себя другим, служения им. Мы говорим здесь не просто о буквальном акте поклона, а об отношении воина в его (ли ее) жизни вообще, к той жизни, которая является жизнью бескорыстного служения. Когда вы как воин совершаете поклон, вы начинаете с выпрямления головы и плеч, с поднятия вверх тела. Вы не сгибаетесь сразу в поклоне, но сперва выпрямляетесь. Это связывает вас со сферой лха, с пробуждением коня ветра,— как если бы на вашей голове находились ледники, как если бы вы были горой Эверест. Затем от этой заостренной и свежей сферы горных ледников вы начинает сгибаться, склоняя голову и слегка сутулясь; вы переходите от головы к плечам. Это дружба с нянь: вы признаете широту и охват своих плеч. Далее вы в конце завершаете поклон покорностью сфере лю, полностью смиряетесь; вы подносите в дар все три свои системы — лха, нянь и лю.

Поклон — это отдача другим глубинного добра и коня ветра. Таким образом, в поклоне вы отдаете потенциальную силу и магию; вы совершаете это с подлинным, надлежащим чувством. Это процесс из трех частей, держать, почувствовать и отдать. Сначала вам надо держать, иначе . вы не делаете никакого утверждения. Если вы кланяетесь кому-то простым кивком головы, этот поклон будет очень легковесным; в нем совсем нет сердца; свидетели такого поклона, а также лицо, которому вы кланяетесь, сочтут вас человеком, не заслуживающим доверия. Идея здесь та, что магия поклона, его сила, в действительности укрепляет обоих людей. Когда вы кланяетесь другу или хорошему надежному человеку, который тоже обладает этой силой, тогда вы что-то разделяете с ними. Если вы кланяетесь заходящему солнцу или Микки-Маусу, вы деградируете. Воин никогда так не поступает. Таким образом, поклон основан на признании достоинства другого человека и его (или ее) принципов лха, нянь и лю, существующих прямо перед вами. И в знак уважения вы не разгибаетесь, пока не начнет выпрямляться другой человек.

Поклон представляет собой дополнительный обмен энергией; он также является знаком достоинства, лояльности и покорности. Это одновременно пример и аналогия того, как объединить лха, нянь и лю. Основной смысл поклона — служение» миру. Орудия, помогающие нам в формировании нашего мира, также рассматриваются, как объективация лха, нянь и лю; и к ним следует относиться с: особым уважением. То же самое справедливо по отношению к тем людям, которые помогают формированию жизни других людей в силу своего им служения. Таким образом, учитель достоин глубокого уважения, потому что он или она объединяют внутри учеников лха, нянь и лю. В идеальных случаях ту же роль играют политики и общественные- деятели. Точно так же и роль воина в целом состоит в том, чтобы соединять лха. нянь и лю для помощи собратьям-людям.

Жить в соответствии с естественной иерархией - не значит следовать целой серии неподвижных правил, не значит проводить свои дни согласно безжизненным предписаниям или кодексам поведения. Мир обладает порядком, силой и. богатством, которые могут научить нас: тому, как вести себя в жизни с искусством, добротой к другим и с заботой о себе. Однако просто изучать принципы лха, нянь и лю недостаточно. Открытию естественной иерархии следует стать личным переживанием, ибо магия есть нечто такое, что вы должны пережить сами. Тогда у вас никогда не возникнет искушение бросить шляпу на пол; а еще более важно то, что у вас никогда не появится соблазна одурачить соседей или друзей. Вы будете вдохновлены на то, чтобы служить своему миру, полностью отдать ему самих себя.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100