Информация и накопления, формирующие человека
Как живут современные люди? Обычно имеет место такая последовательность: они рождаются, затем за ними присматривают в яслях и детском саду, потом они, ни о чём не задумываясь, получают образование сначала в младшей школе, затем в средней и, наконец, в высшей. Образование, почти полностью бесполезное. Потом они заканчивают учебные заведения и живут в обществе, женятся, рожают детей и, не успев опомниться, обнаруживают, что они уже бабушки и дедушки. Затем попадают в больницу, где их ждёт смерть, но они не способны её контролировать. И конечно же, информация, которой они обладают в момент смерти, ведёт их в скверные миры. Почему это так? Дело в том, что следующая жизнь человека определяется качеством информации каждого из Пяти Накоплений, его формирующих, а именно: информацией физического тела, чувств, образов, проявлений воли и различения. Не важно, кто вы и какую религию исповедуете– всё, из чего вы состоите – это Пять накоплений Захваченностей. Давайте рассмотрим их одно за другим.

Форма-Внешность - это наша внешность или фигура. Считается, что наша Форма-Внешность определяется нашей речью, тем, насколько она чиста.

Ощущения подразделяются на три вида: сильные ощущения, слабые ощущения и отсутствие ощущений. Вы можете заинтересоваться, почему сюда не включаются хорошие или плохие ощущения. Это из-за того, что само по себе ощущение не бывает хорошим или плохим. Оно может быть или острым или слабым.
 Чем сильнее вы стремитесь к хорошим и приятным ощущениям, тем более сильными становятся плохие и неприятные ощущения. Это можно объяснить сравнением с большой и маленькой волнами. Большая волна имеет верхнюю и нижнюю части, расстояние между ними большое. А у маленькой волны расстояние между гребнем и подошвой не столь велико. То же относится и к Ощущениям. Цель практики Дхармы заключается в том, чтобы понемногу уменьшить размеры большой волны и в конце концов сравнять её с поверхностью, другими словами, прийти к состоянию, когда можно прекратить появление любого ощущения и, таким образом, прекратить возникновение удовольствия или страдания.

Третий компонент Накопления Захваченностей - Представления. Это - информация, хранящаяся в качестве образов. Считается, что сознание, ум оказывают непосредственное воздействие на Представления. В повседневной жизни мы размышляем над многими вещами, но, хотя далеко не всегда претворяем их в жизнь, каждая мысль, тем не менее, отражается в наших Представлениях.
 Представления связаны с Миром Форм. Если заниматься практикой Четырёх Безмерных Состояний Души, то переродишься в одном из семнадцати миров Верхнего Мира Форм. Но если в нас присутствуют злые представления, или если мы практикуем недобродетельные, порочные состояния души, то мы переродимся в одном из нижних миров Мира Страстей.

Четвёртый компонент - это Сформированный Опыт. Совершая действия тела, речи и мыслей в повседневной жизни, мы приобретаем различный опыт. Он сохраняется в виде информации и становится причиной для приобретения нового опыта. Рассмотрим пример. Представьте себе мороженое. Вы его едите, оно вам понравилось. Вы едите его снова и вам кажется, что на этот раз оно ещё вкуснее. И тогда вам хочется съесть его снова. Или другой пример. Перед нами снова мороженое. Вы его едите, и у вас начинается расстройство желудка. Вы едите мороженое во второй раз, и снова расстройство! Вы уже не захотите отведать его в третий раз. Как вы могли заметить, удовольствие или страдание, полученные в первый и второй раз, были отложены в качестве информации и предопределили действие в третий раз. Это и есть Сформированный Опыт.
В буддийских сутрах, переведенных на китайский язык, Сформированный Опыт передаётся иероглифом, который означает «действие». Это правильно, потому что, как вы могли видеть, Сформированный Опыт предопределяет последующее действие.

Пятый компонент - это Различение. Не существовало бы Различения, не было бы и перерождений в этом Мире Страстей.  Различение - это то, что лежит в основе работы сознания, которое решает, что это хорошо, а это плохо, это красиво, а это уродливо. И если Сформированный Опыт оказывает прямое влияние на наши действия, то Различение прямо влияет на работу сознания.
 
Нужно изучить не только отношения между собственными Пятью Накоплениями Захваченностей и внешней информацией, но так же надо внимательно наблюдать за отношениями между внешней информацией и окружающими вас людьми. Если вы поймёте их суть, то, я думаю, что и путь мирян будет образом жизни, имеющим свою прелесть.

Что ещё можно сказать о пути мирянина? Можно сказать, что это - путь Осознания-Доказательства. Что же необходимо осознать и доказать? Информация, которая поступает в нас через глаза, уши, нос, язык, осязание и через сознание, - вся она кажется радостью. И тот момент, когда мы проглатываем эту информацию, подобен тому, как рыба заглатывает корм, подвешенный на рыболовный крючок. А затем возникает множество страданий. Если осознать это, то можно будет с достоверностью понять, какой корм прикреплен к крючку и какие страдания возникнут, если его проглотить. Путь, на котором вы изучаете это, и есть путь мирянина.
В то же время это - путь Большой Колесницы (Большая Колесница - это вид практики, где цель - достижение группой людей нерушимой свободы, а основная работа сознания - четыре безмерных состояния Души: Безмерная Любовь, Безмерное Сострадание, Безмерное Сорадование и Безмерная Равностность).  Дело в том, что даже живя обычной жизнью, мы основываем на Дхарме наши ежедневные действия, слова и мысли, и это учение бесстрастно вмещаем - выдаём, вмещаем - выдаём. «Вмещаем - выдаём» означает следующее: Представьте большой сосуд, наполненный мутной водой, в которую вливают чистую. Если и дальше наливать чистую воду, то она перемешается и перельется через край. Но если вливаемая информация - лишь чистая вода, то в конце концов в сосуде накопится вода, в которой практически нет грязи.

Если, к примеру, оказывается общественное давление, то, поскольку оно доставляет страдания, вы спокойно помещаете себя в такие условия, предоставляя себя им. И исследуете не только те душевные изменения, которые происходят в вашей душе, но и то, как за счёт информации движется общество, какие из-за неё происходят изменения, какие происходят явления. Разумеется, такие исследования в какой-то момент перерастают в мудрость.

В конечном итоге духовная практика заменяет, обновляет тело в Мире Явлений, а также астральную и каузальную информацию. Не так ли это? Для замены этой информации следует воспринимать как можно больше Дхармы и заменять грубую работу сознания, тренируясь размышлять, основываясь на ней. Материал для очистки души - это информация. Например, информация из разряда «как можно очистить душу?». Когда вы сможете вести жизнь по Дхарме, вам удастся освободиться от существования, наполненного заблуждениями.
Необходимо постоянно закладывать данные: что является истиной, а что нет. Не повторяя многократно, что является Истиной, а что таковой не является, мы не сможем правильно воспринимать явления из-за путаницы, идущей из прошлых жизней. Следовательно, необходимо  заниматься и заниматься многократным повторением.

Если укоренить подлинное учение глубоко в себе, то мы легко сможем защититься от любых полчищ дьявола, сможем обрести наивысшее счастье, радость и свободу. Конечно, «свобода», о которой говорится здесь, и «свобода», о которой говорят те, кто использует средства массовой информации, имеют разный смысл. Что такое свобода, о которой говорится здесь? Это освобождение ото всех ограничений, накладываемых пятью органами чувств, от ограничений, накладываемых образами, представлением, мышлением, сознанием, ото всех ограничений, производных от желаний. Напротив, свобода, о которой обычно говорит общество, означает находиться под воздействием всех этих факторов. Общество полагает, что человек свободен, если действует в соответствии со своими образами, волей, сознанием или желаниями.

Именно в этом и состоит главное различие. На самом деле, мы говорим о совершенно противоположных вещах, хотя и употребляем одно слово «свобода». Какая же свобода принесет нам пользу?
Любая информация порождает различные желания в нашем сознании. И сознание, направляемое желаниями, так и будет бесконечно перемещаться от желания А к желанию Б, от желания Б к желанию В, от желания В к желанию Г, от желания Г к желанию Д. И этому не будет конца.

Что же произойдет с человеческой душой, если она в таком состоянии покинет этот мир? Обычные люди, охваченные заблуждением, или практикующие неверные учения, люди, не признающие существование мира после смерти, из-за незнания мира после смерти думают, что вполне достаточно получить удовлетворение только в этом мире.

Но те, кто ясно осознает мир после смерти и понимает закон кармы, думают иначе: «Так как перед смертью у нас были ограничения, то и после смерти будут существовать ограничения». Ограничения - это воздействие упоминавшихся Пяти Накоплений Захваченностей: Формы-Внешности, Ощущений, Представлений, Сформированного Опыта и Различения. Души, находящиеся под их воздействием, информацией, будут уноситься в неверном направлении: одни упадут в Ад, другие - в Мир Голодных Духов, третьи - в Мир Животных. Поэтому конечная цель  практики - создать абсолютно нерушимое сознание - сознание, не подверженное воздействию какой бы то ни было информации и каких бы то ни было условий.

Задумайтесь над таким моментом: разрушаются пять чувств, человек  умирает. В это время исчезает вся информация. Но хотя информации и нет, ему необходимо обрести абсолютную стабильность. Однако люди, которые поддавались влиянию средств массовой информации во главе с телевидением, будут охвачены ужасным смятением и страхом в момент, когда поступление информации прервется.

В заключение приведем небольшое сравнение. Представьте себе две сваи одинакового диаметра. Одна - десятиметровая, а другая - шестиметровая. Вы закапываете первую сваю на глубину пяти метров, а вторую - на один метр. Тогда, если смотреть на ту часть, которая над землей, может возникнуть впечатление, что обе сваи одинакового размера и высоты. Но если на них будет воздействовать сила, десятиметровая свая останется недвижимой, ее трудно будет свалить, а шестиметровую - легко. Вот в чем разница между памятью и фиксацией памяти. Этот пример позволяет осознать, насколько важно укоренить Учение Будды глубоко в себе, чтобы правильно жить в этом человеческом воплощении, правильно вести себя в момент смерти и в промежуточном состоянии.
 


Теория
 Главная страница