Старение

Это страдание и способ его преодоления
   


До чего отвратительна и убога старость! 
Пожилой возраст делает гадким всё. 
Даже иллюзии, что так услаждали душу, 
будут разрушены старостью. 
Даже если кто-то достигнет столетнего возраста, 
ему придется умереть. 
Никто не может избежать этого. 
Смерть разрушает всё. 
(Индрия Саньютта, книга 5, "Старость") 
Быстротечность приходящего в упадок тела 

Человек неумолимо стареет - многие ли сознают этот неизбежный факт? Молодые люди и даже те, кто уже в годах, возможно, думают: "Я все еще молод. Пройдет еще много времени, прежде чем я постарею". 
Статистика показывает, что около пятидесяти процентов пожилых людей на восьмом десятке признают, что они стары, и примерно к восьмидесяти процентам пожилых людей приходила такая мысль до достижения семидесятилетнего возраста. Другими словами, большинство людей не считает себя старыми, пока им не пойдет восьмой десяток лет. Более того, оставшиеся 20 процентов не признают факт своего старения.

Но давайте остановимся и подумаем. С тех пор, как мы, человеческие существа, родились в этом мире, нам приходится медленно, но верно стареть, направляясь к Смерти, которая находится в далеком конце Рождения. Даже если вы молоды и гордитесь сейчас своим здоровым и прекрасным телом, оно стареет постоянно, шаг за шагом, прямо сейчас, подобно тому, как тикают часы.

Например, способность глаза к аккомодации (способность настраивать линзы хрусталика так, чтобы держать фокус) снижается с десятилетнего возраста. Более того, интеллектуальное развитие достигает максимума в 13-16 лет и после этого интеллект постепенно ослабевает. Старение приходит к вам неожиданно рано и с тех сторон, о которых вы не отдаете себе отчета. Ваша гладкая кожа с течением времени покрывается морщинами, ваши темные и густые волосы становятся белыми, вы сгибаетесь, ваши глаза тускнеют и так далее. С вами обязательно это когда-нибудь случится. Более того, без сомнения, Вы уже стареете сейчас, в этот самый момент. 
 

Погоня за удовольствиями - люди, находящиеся во власти информации 

Богатая послевоенная жизнь и удивительное развитие медицинских технологий принесло людям выгоды "долголетия". Как результат, в распоряжении людей оказалось необычно много времени после того, как они оставляют свою работу и уходят на пенсию. Люди называют это "новым стартом" или "новой жизнью". Что они думают об этом оставшемся времени и как они его проводят?

Нет ничего необычного в том, что можно наблюдать много пожилых людей, проводящих досуг в местных культурных центрах. Например, в Японнии количество людей, которым за 65, составляло в 1989 году ет примерно примерно 11.4 процента от всего населения. Более того, говорится, что скорость роста составила 3.5 процентов в год

Быстрый рост числа пожилого населения сопровождается созданием телепрограмм и фильмов об их проблемах. И они пользуются успехом. Более того, можно обнаружить постоянно увеличивающееся число книг о старении в книжных магазинах и библиотеках. Эти книги говорят об отношении современных людей к старости. Вот выдержки из нескольких работ. 

"Многие люди рассматривают старение как термин, означающий 'конец жизни', но я, наоборот, думаю, что этим стоит хвастаться... Старение - это годичные кольца жизни, плод жизни. Пожилые люди превосходны. На своем пути к пожилому возрасту они получили разнообразный опыт и обрели жизненную сноровку. И вот они свободны от социальных обязательств и воспитания детей.

Пожилым людям нужно позволить со смыслом, без ограничений и с гордостью наслаждаться остатком своей жизни. Мы должны произносить слово "старость" с уважением". 

"Вволю путешествуйте по зарубежным странам"

"Наслаждайтесь едой"

"Стремление к прелестям является доказательством жизни"

"Получайте удовольствие от покупок"

"Увлекайтесь красивой одеждой"

"Живите как хочется и умрите вместе"

(Чу Юнг Хан: 'Будьте активны до смерти', из оглавления) 

"Те, кто не жаждет поесть, вскоре скончаются... Как говорит пословица, 'Остерегайтесь еды, ибо она зачастую может быть источником проблем', вы все равно что стоите одной ногой в могиле, если ваша страсть к еде уменьшилась. Если вы не хотите быть такими, выделите как можно больше времени и рвения, чтобы стремиться к вкусной еде". 

"В своей жизни мы иногда усердно трудимся, целеустремленно поглощенные зарабатыванием денег, облизываемся на деликатесы, нас очаровывают прекрасные девушки, и нас беспокоит, что бы надеть в тот день. Мы не можем сказать, кто делает больший акцент на каком из стилей жизни, однако, если вы не хотите одряхлеть, вам следует быть внимательными даже к булавке для галстука".

(из текста) 

Итак, говорится о том, что стать старым - вовсе не повод для сожаления, а скорее, повод для наслаждений для тех, кто был связан работой и ограничен во времени, так как это означает увеличение времени, которое они могут свободно тратить, и в это время им следует жить как хочется, в погоне за удовольствиями. Благовидно пишут, что это - способ преодолеть одряхление и прожить долгую счастливую радостную жизнь, в которой они будут удовлетворять все чувства - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания - и настойчиво побуждают пожилых людей искать удовольствий. Большинство пожилых людей обладает взглядом на свой "идеальный пожилой возраст", привитый средствами массовой информации. То есть: оба - и супруг и супруга - здоровы, их экономическое положение стабильно, они живут с детьми и внуками и ведут полную жизнь, имея определенную цель. Если один из них заболевает, дряхлеет или болезнь приковывает его к постели, он хочет, чтобы дети о нем заботились, он хочет скончаться в собственном доме, окруженный семьей, оплакивающей его смерть. Некоторые находят удовольствие в поедании деликатесов, другие - в занятиях в кружках пожилых художников, певцов и так далее, и они живут в поисках удовольствий. 

Но сколько пожилых людей в действительности удовлетворены? Действительно ли правильно жить, не стремясь ни к чему, кроме удовольствий? 
 

Концепция старения,  в буддийских писаниях

2 500 лет назад жило много святых людей, включая Будду Шакьямуни, который разрушил все пагубные желания и омрачения сознания  желания за счет правильной практики, основанной на Истине. Так что же они думали об этом "старении"? 

В буддизме полагают, что никто не может избежать старения и что тело, подверженное изменениям, преходяще и является причиной страданий. Мы нашли множество отрывков о 'старении' в буддийских писаниях. Давайте процитируем некоторые отрывки из палийского канона. 
 

    "Это странно, Учитель. Это необычно, Учитель. Учитель, цвет кожи Будды не чист и не прекрасен, кожа на теле вялая, вся покрыта морщинами, тело согнуто и что-то не так с органами чувств: глазами, ушами, носом, языком и осязанием". 

    "Ананда, так, против молодости существует закон старения, против здоровья существует закон болезни и закон смерти существует против жизни. И цвет кожи не чист и не прекрасен, кожа на теле вялая, вся покрыта морщинами, тело согнуто, и что-то не так с органами чувств: глазами, ушами, носом, языком и осязанием". 

    ('Индрия Саньютта' книга 5 "Старость") 
Таким образом, даже Будда, превзошедший все не может избежать старения, пока он обладает телом в этом мире явлений. В древности святые п рассматривали этот факт равильным образом, не обманывали себя и понимали его как он есть. 

Далее мы находим в буддийских писаниях много описаний того, что тот, кто осознает факт неизбежного старения человека и понимает бренность тела, отказывается от мира и  достигает Просветления. 

Среди последователей Шакьямуни была выдающаяся монахиня по имени Кхема. При помощи сверхъестественных сил Шакьямуни создал прелестную девушку и показал Кхеме, жене короля Бимбисары, которая гордилась своей молодостью и красотой, что такое процесс старения. Увидев собственными глазами, что такое человеческое старение, она сказала в своем стихе следующее: 
 

    "Она (созданная красавица) начала внезапно стареть. Ее тело увядает, ее черты меняются, ее зубы выпадают, волосы седеют, изо рта капает слюна,  ее голос становится хриплым, глаза становятся белесыми, уши усыхают, с тела стала капать отвратительная жидкость, морщины поползли по всему телу и ногам, ее тело согнулось, она стала опираться на палку, ее ребра выдались наружу, она исхудала, упав, она затряслась и стала тяжело дышать. 

    Здесь я испытала самый жуткий страх в своей жизни, от которого мои волосы встали дыбом. До чего отвратительны эти грязные тела, в которых дураки находят удовольствие! В это мгновение Обладающий Великим Состраданием увидел ужас в моей душе и, возрадовавшись, с удовольствием произнес следующие строфы: 

    "Кхема, посмотри на больное, грязное и разлагающееся тело. Посмотри на тело, полное пота и слизи, в котором дураки находят удовольствие. В самом деле, те, кто отъединился от него и не надеется на него, оставят желания и покинут мирскую жизнь"." 

После этого она раскаялась в наслаждении физическим телом и начала практиковать, став монахиней. Через семь месяцев она достигла уровня Души, Достойной Пожертвования. 

Младшего брата Шарипутты, Ревата Кхадираванию, мать заставила жениться в возрасте всего лишь семи лет, ибо она хотела удержать по крайней мере его, так как остальные сыновья один за другим оставили дом, чтобы стать учениками Шакьямуни. В день своей свадьбы он услышал слова родственницы, которая поздравляла его с женитьбой и желала прожить так же долго, как и ее бабушка. Он отправился, чтобы взглянуть на пожилую женщину и нашел все признаки старения на ее 120-ти-летнем теле. Увидев это, он осознал, что и его жена также подвержена закону старения и тоже когда-нибудь состарится и станет такой же. И по дороге домой он сбежал со свадебной церемонии, оставляя мирскую жизнь. Вскоре после этого он достиг уровня Души, Достойной Пожертвования. 

Кхема и Ревата Кхадиравания увидели факт неизбежности старения человека и полностью осознали вытекающие из него непостоянство и страдание. Для этих людей старение явилось причиной, которая заставила их осознать тот факт, что 'всё непостоянно' и побудил начать практику. 

Далее, Амбапали, которая была куртизанкой и славилась своей красотой, приводит следующее стихотворение: 
 

    Темны были мои волосы, как пчелиный воск,

    С вьющимися локонами;

    Из-за старости они теперь похожи на пеньку или кору;

    В словах гласящего Истину не было лжи.

    ...

    Украшенная золотом, тесемками, источающая нежный аромат,

    Прекрасно смотрелась моя голова -

    Со старостью оплешивела она.

    В словах гласящего Истину не было лжи.

    ...

    Большими и темными были мои глаза,

    Как сокровища ярко блистали;

    Старость их затопила, потеряли они свою красоту;

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    В цвете молодости мой нос был прекрасен,

    Его пропорции были совершенны, он был длинен и изящен;

    Из-за старости он выглядит, будто его укоротили;

    В словах гласящего Истину не было лжи.

    ...

    Раньше мои зубы выглядели столь красиво,

    Цвет их был похож на бутон банана,

    Из-за старости они выпали и стали желты, как ячмень.

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Сладко пела я, как птичка кокила,

    Что в стае по роще летает;

    Из-за старости мое пение спотыкается на каждом шагу.

    В словах гласящего Истину не было лжи.

    ...

    Прекрасно выглядели раньше мои мягкие руки,

    Украшенные золотыми кольцами;

    Из-за старости они стали точно корешки.

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Раньше обе мои груди были очень красивы,

    Полные, круглые, сладострастные, вздымающиеся.

    Теперь они болтаются как бурдюки без воды;

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Раньше мое тело выглядело прекрасно,

    Как хорошо отполированный лист золота;

    Сейчас оно сплошь покрыто тонкими морщинками;

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Прекрасны раньше были мои ноги,

    Украшенные золотыми кольцами, гибкие;

    Теперь из-за старости они похожи на стебли кунжута.

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Раньше обе мои ступни выглядели прекрасно,

    Как если бы они были наполнены хлопковыми волокнами;

    Теперь из-за старости они все в морщинах.

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    Вот до чего дряхлеет тело -

    Постройка из множества болей,

    Оно подобно дому с облупившейся краской,

    В словах гласящего Истину не было лжи. 

    (Тхеригатха, 252-270) 
Так Амбапали проповедовала непостоянство тела, выразив процесс старения своего прекрасного тела в стихотворении. 
 

Удовольствие, которое угасает 

Медицинские данные показывают, что зрение начинает ухудшаться примерно в 30-летнем возрасте, слух также заметно ухудшается, так что становится сложно воспринимать высокий звук. Мы теряем две трети вкусовых рецепторов на передней части языка, так что чувство вкуса притупляется. Также обоняние резко ухудшается после 60 лет и говорят, что растет число тех, кто потерял обоняние. Короче говоря, с приходом старости мы становимся неспособными видеть замечательные виды и лица любимых людей, неспособными слышать, что говорят другие, неспособными различать вкус кроме того, насколько горько или горячо то, что мы едим, сколь бы вкусным оно ни было, и неспособны наслаждаться приятными ароматами цветов. Удовольствия которые мы получали от пяти чувств, всегда угасают вплоть до тех пор, когда мы становимся физически слабыми и заболеваем. На самом деле, даже в Японии среди тех, кому за шестьдесят пять, 656.5 человек из 1000 болеют или страдают расстройствами. (Из "Фундаментальные исследования национальной жизни" Министерства Здоровья и Благосостояния Японии, 1986 год) 

Так, если мы посмотрим на явления так, как они есть, то обнаружим, что старение - это ничто иное как страдание. Святые древности смотрели на него как на "закат жизни" и пытались превзойти, вместо того, чтобы избегать его. 
 

Люди, которые отворачиваются от реальности 

С другой стороны, те, кто не знаком с Дхамой, могут ненавидеть старение, пряча его от себя и стараясь не смотреть на него. Так делается, в частности, в Японии где превалирует идея об оставлении стариков в горах, где те стареют в бедности и не могут быть "рабочей силой". Так люди сокращают "едоков" и в то же время отставляют реальность старости подальше от себя. 

Так что мы, современные люди, думаем о "старении"? И как мы должны бороться с ним? 

Иллюзия невежественных душ 

Вопрос: Прежде всего, почему мы в своем возрасте не можем признать старение страданием? 
 

Ответ:  Все потому, что тенденции общества заставляют нас поглощать как можно больше материального. Следующий момент в том, что общество дает нам много информации о том, что старость приятна. То есть происходит утаивание смерти. Общество пытается помешать нам воспринимать на явления правильным образом. Таким образом, невежественные души пребывают в иллюзиях и умирают, будучи неспособными видеть явления так как есть. 

Вопрос: Что касается ухудшения восприятия информации, я думаю, что они, одним словом, невежественны - их души незрелы? 

Ответ: Да. Более того, считается, что они обладают кармой, которая приведет их к перерождению в соответствующем мире. Разрешите мне взять в качестве примера любовь. Сейчас внебрачные связи привлекают внимание и мы повсеместно можем найти рекомендации по ним, скажем, на телевидении, в журналах, и так далее. Затем, если вы будете продолжать читать об этом, вы придете к ощущению, что это действительно хорошо. Но если вы поддадитесь этим соблазнам, то душа станет все более и более нестабильной, и вы будете страдать. Здесь тоже самое. 

Вопрос:  Среди книг по старости существует много книг с такой же тенденцией. Разрешите показать, что рекомендуется пожилым гражданам в оглавлении одной из книг. Рекомендации таковы: "Вволю путешествуйте по зарубежным странам", "Наслаждайтесь едой", "Стремление к прелестям является доказательством жизни", "Получайте удовольствие от покупок", "Увлекайтесь красивой одеждой". 

Ответ:  Первое - "вволю путешествуйте....." - означает, что мы должны стать невежественными. Следующая рекомендация призывает нас отправиться в мир голодных духов. Далее рассказывается о том, что мы должны быть привязаны к материальному и упасть в ад. Другими словами, мы должны как можно больше удовлетворять пять желаний. 

Вопрос: Там есть даже одна рекомендация, озаглавленная "Живите как хочется и умрите вместе". 

Ответ:  Это действительно безумие. 
 

Святые , бескомпромиссно смотрящие на непостоянство 

Вопрос: С дугой стороны, что касается древних святых, которые были в некоторой степени осведомлены о болезненности старения, мы находим в буддийских писаниях диалог между Шакьямуни и Анандой, в "Индрия Саньютта", историю Кхемы, когда она покидала этот мир, стих Амбапали, историю Ревата Кхандиравания, младшего брата Шарипутты и так далее. 

Ответ:  Интеллект существ в высших мирах выше, чем у существ в низших мирах. У живших в прежние времена сила Саттвы больше, чем у живущих в наши дни. Например, Ревата в возрасте семи лет увидел эти явления насквозь, оставил этот мир и достиг уровня Души, достойной Пожертвования. Это означает, что, хотя по форме он - человек, его духовный уровень равен уровню полубогов, или брахманов. Напротив, души современных людей содержат элементы существ ада, голодных духов и животных в своей основе, это естественным образом ведет к тому, что они не могут видеть истину. Я думаю, что история Реваты показывает нам эти факты. 

Вопрос: Скажите, , а до начала практики у вас было неясное чувство того, что человек непременно состарится? 

Ответ: Недостаточно использовать слово "чувство". С тех пор, как я был маленьким ребенком - до того, как я пошел в школу я все время повторял "я не хочу умирать. Я не хочу умирать." То же самое справедливо для старого возраста. 

Вопрос: Вы смотрели на пожилых людей так, как это делал, к примеру, Ревата? 

Ответ: Да, в том смысле, что у меня было дружеское чувство по отношению к ним. Почему дружеское? Это просто. Человек неизбежно состарится, и они могли рассказать мне об этом. Я испытывал благодарность. 

Вопрос: Вы видели в этом непостоянство? 

Ответ:  Да, я чувствовал непостоянство. Так, с ними я часто думал о смерти. Я хотел, чтобы мы не умирали. 

Вопрос: После того, как вы начали практику, вы не рассматривали в медитациях, например, старение? 

Ответ:  Не старение, скорее, а перемены. 

Вопрос: Перемены? 

Ответ:  Что я здесь подразумеваю - так это освободить себя от старения за счет медитации. Так что я много медитировал о переменах. И до сих пор медитирую. 
 

Анализ старения - Интеграция частичных наборов 

Вопрос: Сейчас разрешите еще раз задать вопрос: каково определение старения? В особенности, если речь идет о "старении" в буддизме, как мы должны это понимать? 

Ответ:  Термин "старение" в общем означает физическое старение. Однако я считаю, что в буддизме есть две категории "старения". Одна из них - физическое увядание, как его понимают в современных терминах. Например, вы становитесь неспособны двигать своим телом, или ваши чувства пропадают. Другой аспект - ментальный, который содержит в качестве элементов ослабление силы воли или забывчивость как результат ослабления концентрации.

В дополнение, я думаю, старение - термин двусмысленный. Правильно будет сказать, полный набор. Я имею в иду, что это интеграция частных наборов. Приведу пример. У вас есть глаза. Они теряют свою функцию. Это старение. У вас уши. Они теряют свою функцию. Это старение.

Или ухудшается ваша память. Память, когда-то бывшая хорошей, ухудшается. И это старение. Так, например, когда вы медитируете, вы должны анализировать каждый элемент, вместо того, чтобы анализировать неопределенный набор. Если вы анализируете весь набор после анализа каждого элемента, вы увидите, что все правильно. Я часто спрашиваю, кого вы любите. Я спрашиваю, что вы любите в людях противоположного пола. Это то же самое. Моя точка заключается  в том, что я смотрю на интеграцию частных наборов как на всё. Допустим, вам нравится ее или его фигура или форма носа, глаз, ушей, понимаете? Какие черты характера? Доброта, сила, интеллект? Я так анализирую. Мы состоим из всего, мы всё. То же самое справедливо и в отношении старения. 

Для доказательства я думаю так: например, мы называем старым человека семидесяти лет. Но в Индии старым называется человек в сорок лет. Некоторые говорят, что старый - это 70 лет, а некоторые - что 40. Тогда что мы должны думать об этой разнице в 30 лет? А то, что один возраст не может быть стандартом. Тогда каков стандарт старости? Я приведу несколько критериев. Волосы седеют, голова лысеет, лицо покрывается морщинами, мы теряем зрение, мы плохо слышим, вкусовые ощущения меняются, что-то становится не то с обонянием и осязание притупляется. Я говорю о полном наборе, а не о частном. Но чтобы проанализировать полный набор, мы должны закончить частный. 
 

Контроль Ветра и старение

Вопрос: В действительности, старение имеет два аспекта: физический и ментальный. С медицинской точки зрения, второй аспект равен постепенному уменьшению количества клеток головного мозга. По некоторым данным количество клеток головного мозга достигает пика у мужчин в 20 лет, у женщин в 18-19 лет и после этого уменьшается, так что после 60 лет масса мозга уменьшается на 50-150 грамм. Считается что причина этого - разрушение и исчезновение черепных нервных клеток и уменьшение количества дендритов. У людей в возрасте после 60 в день разрушается около 100.000 нервных клеток. Некоторые теории говорят, что с возрастом этот процесс ускоряется и после 80 лет 30% нервных клеток оказывается разрушено. Медицина склонна объяснять духовное старение этим физическим старением. 

Ответ:  Но это не может объяснить ситуацию с практикующими, не так ли? Например, голова практикующего становится все больше и больше после пробуждения Кундалини. Тогда логично предположить, что способности мозга становятся больше.

Я хочу указать еще на один факт. Считается, что люди используют только три процента мозга. Такова активность мозга обычного человека, но у практикующих естественно ожидать ее увеличение. Вот предположим, некто потерял половину от своих трех процентов активности головного мозга и стал больным человеком. А другой человек развил свои три процента до тридцати процентов. Даже если он потеряет половину, сохранится пятнадцать процентов активности мозга. Тогда получается, что он в десять раз превосходит первого человека по активности головного мозга. Я хочу сказать, что в соответствии с моим опытом по мере старения интеллект не уменьшается. Я утверждаю, что интеллект развивается, если мы упорно практикуем медитацию. Тогда отчего уменьшается наш интеллект? Этот процесс управляется ветром. Я имею в виду, что в нашем теле есть 72.000 Нади (каналов для ветра) и те из них, которые оказываются забитыми, прекращают работать. Тогда органы, связанные с заблокированными каналами, умирают и это ведет к упадку. В действительности, когда мои Нади закупориваются, у меня ухудшается память, воля, способность понимать и рассуждать. 

Но стоит начать практику, как все восстанавливается. Так что я уверен, что по мере упорного очищения Нади внутренний мир улучшается. Разрешите мне объяснить это с другой точки зрения. Если мы установим соотношение работающей части к целому мозгу как 3 к 100, у нас получится, что имеется тридцати трех кратный потенциал. И я считаю, что высшая цель Будды - активизировать этот тридцатитрехкратный потенциал. 

Вопрос:  Так вы имеете в виду, что ранее упоминавшийся контроль ветра, или очищение каналов может реализовать это за счет тренировки, не так ли? 

Ответ: Да. Я приведу пример. Пожилая женщина по имени К консультировалась со мной в октябре. У нее был диагноз 'старческое слабоумие'. Она говорила, что стала неспособной делать те или иные дела. Тогда я дал ей некоторые советы по поводу практики. Позже, когда она проконсультировалась у меня в ноябре, я обнаружил, что ей стало лучше. Ее семья также подтвердила истинность этого. Такие вещи, как недержание мочи и кала, стали случаться реже. Так что это свидетельствует в пользу того, что я говорил ранее. 

Ветер - это все. Я думаю, ветер не только прокладывает путь через каналы, но еще и переносит энергию. Это естественно, что часть, в которой энергия исчезает, отмирает, и оживает, когда энергия поступает туда обратно. 
 

Угасающие чувства - признак трех несчастных трансмиграций

Вопрос: Когда я проводил изыскания в медицинских документах, я наткнулся на очень интересные данные. Вероятно, это может быть вызвано влиянием блокировки ветра. Это касается того, как перестают работать наши органы чувств и очень похоже на то, о чем вы всегда говорили. Во-первых, зрение развивается до девяти лет, начинает постепенно убывать примерно в тридцать и сильно убывает после сорока. Способность глаза к аккомодации (способность настраивать линзы хрусталика так, чтобы держать фокус) быстро угасает после десяти и значительно уменьшается в 45. Что касается адаптации к свету и темноте, то считается, что она угасает с 40-50 лет. Затем следуют нарушения в моторных функциях глазного яблока и зрачка, сужение зрительного поля, зрительная агнозия и тому подобное, однако интересна реакция на цвета. С годами чувствительность к фиолетовому уменьшается, и говорят, что некоторые могут различать только цвета в сине-зеленом диапазоне. Это означает, что мы становимся менее чувствительными к цветам с короткой длиной волны, или же с высокой частотой. То же справедливо и для способности слышать. К пятидесяти годам становится трудно воспринимать звуки, более высокие, чем 11000 герц, к шестидесяти – более 9000 Гц и к семидесяти – более 6000 Гц. Это означает, что с годами мы теряем точки контакта с высшими мирами, если учесть ваше мнение, согласно которому высокочастотные звуки связаны с высшими мирами. 

Ответ:  Да, это верно. Что касается цветов, то синий и зеленый означают мир людей и животных. Я думаю, что старшие люди могут видеть и желтый в связи с его длиной волны. Он символизирует мир голодных духов. Могут видеть черный, который представляет ад. Но что касается фиолетового, или же пурпурного, то он относится к миру полубогов. Золотой или чистый белый означают мир богов. Серебристый означает небеса света и звука. Так что те из них, кто обладает заслугой, переродятся в лучшем случае в мире людей. 

Вопрос: Среди цветов с большей длиной волны красный обладает наибольшей длиной, не так ли? 

Ответ:  Мы можем называть его красным, однако красный мира богов на самом деле пурпурный. Красно-коричневый, тот, что близок к оранжевому, указывает на сексуальные желания в мире животных. Существует красный также и на короткой длине волны. 

Никто не может объяснять это, не зная бардо. Так, что касается частоты 6000 Гц, это достаточно низко, не так ли? Тот факт, что люди перестают слышать звуки на такой частоте, означает, что их как бы выгнали из высших миров. Другими словами, они становятся невежественными. И это, я думаю, вызывает затухание сознания. 

Вопрос: Другой интересный момент касается вкусовых ощущений, которые сильно уменьшаются примерно после пятидесятилетнего возраста. Органы вкуса увядают за исключением одной трети в задней части поверхности языка и глотки. Другими словами, части, которые ощущают сладость и соленость, теряются и остаются только части, ощущающие горечь и температуру. 

Ответ: Это тот же случай. Это означает, что они могут ощущать только это в связи с тем, что у них мало заслуг, не так ли? 

Вопрос:  Да, так что для тех, кто удовлетворял чувство вкуса в свои молодые годы, я думаю, это точно мучение, так как они теряют это удовольствие. 

Ответ:  Именно, они теряют свою заслугу. Однако они продолжают есть, есть как лошади вместо того, чтобы обуздать обжорство. 

Ухудшение памяти вызывается загрязнениями сознания

Вопрос: Кстати, среди медицинских данных, которые я ранее приводил, говорится также и о памяти с интеллектом. Говорят, что и то, и другое начинает ухудшаться примерно с двадцатилетнего возраста. Особенно, если говорить о памяти, которую можно разделить на три процесса, а именно: обучение, удерживание и способность вспомнить. Прежде всего, существует значительное ухудшение в стадии обучения, или на стадии ввода. После этого уменьшаются способность удерживать то, что выучил и способность вспомнить это. 

Ответ: Это случается из-за загрязнения сознания. Это записано в "Семи факторах мудрости" "Палийского канона". В действительности, моя способность памяти становится все лучше и лучше. Это противоречит данным медицины.

Вопрос: Что касается интеллекта, говорят, что существует пик где-то в первой половине третьего десятилетия и он начинает уменьшаться после тридцати. На шестом десятке происходит падение до 90 процентов от пика, другими словами, он становится равным примерно шестнадцатилетнему уровню. 

Ответ: В общем говоря, интеллект, похоже, можно определить как реакцию на сексуальные стимулы, так как после двадцатилетнего возраста существует много данных сексуального характера. Так что я не думаю, что обладание интеллектом означает счастье. Значительный спад интеллекта происходит на пятом десятке, когда происходит значительное уменьшение сексуальных желаний. Представьте себе такой эксперимент: вы вкладываете в кого-то данные о чем-то, и потом даете ему некоторые стимулы. Это похоже на обучение. Вы кладете мясо перед собакой и звоните в звонок. По мере того, как вы будете повторять это раз за разом, у собаки будет выделяться слюна, как только вы зазвоните в звонок. У интеллекта - аналогичный механизм. То есть, сначала существует стимул, и мы чувствуем, как будто можем думать или судить посредством него. Однако с той точки зрения, что такой предмет в действительности исчезает, это определение интеллекта несколько неуместно. 
 
  Сутры о силе памяти

Поверхность, отражающаяся в кувшине с водой 

В "Боджангха-саньютте" из Палийского канона Шакьямуни дает ответ на вопрос о памяти, заданный Сангаравой, брахманом. В ответе он рассматривает пять препятствий, являющихся причиной ухудшения памяти, а именно: жадность (возбуждение от чувственных удовольствий), гнев (недоброжелательства), сонливость (леность), возбуждение и подозрение. "Брамана, если ты постоянно используешь сознание, окруженное жадностью и уступающее жадности, ты не можешь узнать и понять состояние отделения себя от жадности, которая начинает существовать сама по себе, ты не можешь узнать и увидеть свою выгоду как она есть, ты не можешь узнать и увидеть выгоду других, как она есть и не можешь узнать и увидеть выгоду обоих как она есть. И мантра, которую ты произносил долгое время, не входит в твое сознание. А те, которые ты не произносил в течение долгого времени - тем более. 

Брахман, представим себе кувшин, и вода в нем смешана с красной краской, шафраном, индиго и краппом. Тогда имеющий глаза, попытавшись увидеть свое лицо, отраженное там, не сможет увидеть его так, как оно есть."

Подобным образом он сравнивает гнев с кипящей водой, нагретой огнем, леность - с водой, покрытой тиной, возбуждение - с водой, взволнованной ветром, подозрительность - с грязной водой в темном месте. И он говорит, что память не ухудшается, если уничтожены эти пять причин.

Усиление трех ядов - искривление сознания

Вопрос: Более того, я нашел данные, в которых характеристики старения делятся на несколько типов. Одна из этих категорий - эгоцентризм, а именно эгоизм или упрямство. С медицинской точки зрения способ мышления и характер становятся менее гибкими в результате угасания психосоматических функций и церебрально-органических изменений. Старые люди становятся привязанными к своему мнению и точке зрения и не желают обращать внимание на другие, не желают изменять заключения, к которым пришли. 

Ответ: Это проявление ненависти - различения между собой и другими. 

Вопрос: Другой тип - скептицизм, эмоциональная убежденность, что с ними обходятся несправедливо, зависть, предвзятое отношение и предубежденная подозрительность. Предполагается, что это вызвано усиливающимися проблемами с правильным распознаванием окружающего мира из-за ухудшения деятельности органов чувств. 

Ответ: Это точное проявление невежества. 

Вопрос: И еще это консерватизм, любовь к старым обычаям и способу мышления. Предполагается, что это следствие ухудшения способности запоминать, заучивать и т.д. 

Ответ: Это означает невежество. 

Вопрос: Кроме того, некоторые начинают впадать в заблуждения или иллюзии. Например, есть случай, когда пожилой человек ошибочно убежден, что в его владениях находится вор. 

Ответ: Все это подтверждает увеличение так называемой "тройки" - жадности, гнева и невежества. По этой причине Шакьямуни говорит, что души получают три скверных перерождения. 

Вопрос:  Более того, есть недовольство. Они раскаиваются в своих непоправимых неудачах и несчастьях. 

Ответ: Это то же самое. Я думаю, что это отображает невежество из-за неправильного наблюдения. 

Вопрос: Есть также ипохондрия. Они боятся болезней более чем это необходимо, или чрезмерно пристально наблюдают за своим сознанием и телам и беспокоятся о них. 

Ответ:  Это также указывает на карму животных. Это - учение для перерождения в мире животных. 

Вопрос: Остается отсутствие эмоций, индифферентность... 

Ответ:  Все они означают невежество. 
 

Очистите Пять Накоплений Захваченности - Избегите страдания старения

Вопрос: Итак, разрешите мне подвести черту под этим интервью вопросом "Как нам следует обращаться со 'старением'"? 

Ответ: Как я говорил раньше, существует два типа старения, а именно: физическое и ментальное. Угасание органов чувств неизбежно. Это так даже для Будды Шакьямуни. Так устроен мир. Однако я здесь заявляю, что это не касается внутренней воли, сознания и тела, созданного волей и сознанием. Так, когда мы находимся в бардо, они работают на нас и являются наиболее полезными и надежными проводниками в высшие миры. Если у вас действительно нестареющая воля и сознание, если вы обладаете контролем над созданным ими телом и можете перерождаться, заменяя тела, вы можете достичь абсолютной свободы. 

И вот мой совет пожилым. Во-первых, освободите себя от привязанности к телу и развейте свои внутренние тела для того, чтобы свободно отправляться в путь и перерождаться по собственной воле. Во-вторых, сдерживайте пять желаний и приготовьтесь не испытывать ни малейшего чувства страха, когда отправитесь в бардо. В третьих, посмотрите вглубь вашего сознания через изучение дхармы и постарайтесь очистить как можно больше кармы, накопленной до сих пор. В четвертых - поскольку в в окружающем мире так мало Истины , обогатите свое сознание жертвованием Учения, если Вы можете делать это правильно. Я говорю о том, что нам нужно делать в преклонных годах, чтобы совершить путешествие по шести мирам вместо того, чтобы ездить за границу. Нам следует приготовиться к этому. Затем нам следует обрести уверенность в жизни, а также в смерти. Я имею в виду, что если вы делаете все то, что вы знаете, вам нечего бояться. Я также хотел бы сказать молодым, что вам не стоит бояться старения. Как я говорил ранее, мы стареем из-за препятствий для ветра, так что все, что нам нужно делать - это вести жизнь, в которой мы устраним это препятствие. Чтобы сделать это, вам следует практиковать Истину, и вы никогда не состаритесь. Наоборот, с возрастом вы будете формировать все более великолепные Пять Накоплений Захваченности. Я хотел бы сказать вам одну вещь. Думайте таким образом: у нас есть пять сосудов. В них - грязная вода. Это - состояние в момент нашего рождения. Понемногу отфильтровывать эту грязь и есть практика. Шаг за шагом добавлять в воду грязь - это мирская жизнь. Так Пять Накоплений изменяются в болезненные Накопления в виде старения в последний период жизни или под конец жизни.

Но в противоположность к этому, в предыдущем случае происходит очищение. Так что непосредственно перед смертью или перед перерождением мы становимся совершенно чистыми, настолько, что более не можем оставаться в этом мире людей. Что происходит в этот момент - это не только обладание мистическими способностями, но и состояние полного комфорта. Создать такое состояние и есть наша цель жизни. То есть я хочу сказать, что если мы твердо усвоим цель жизни, то также сможем правильно выдержать старость. 
 
  Уход в Нирвану святого 

Калу Римпоче 

Калу Римпоче, лама (монах высокого ранга) школы Кагью тибетского буддизма, неутомимо посвящал себя распространению дхармы, посещая страны по всему миру, невзирая на свой преклонный возраст, переваливший за 80. Когда он приехал в Японию в августе 1988, он ходил, поддерживаемый своими учениками, его губы дрожали, он говорил тихим хриплым голосом. Но когда мы увидели его дающим лекцию по дхарме на благо всех душ, мы обнаружили в нем глубокую любовь и достоинство, совершенно не увядшие с годами. 

Смерть Римпоче была как раз уходом святого в Нирвану. В мае 1989, ожидая приближающуюся смерть, Римпоче сам очистил свое тело в тот день, сел, скрестив ноги на кровати, пристально посмотрел на точку в небе, чтобы сделать тратаку и вошел в Нирвану с улыбкой на лице. Говорят даже, что его спокойный и мирный процесс ухода в Нирвану потряс тех, кто наблюдал за этим. Это - идеальный пример человека, чье тело постарело, но воля и сознание не постарели, а превзошли старость. Это - также хороший пример, поясняющий пользу от духовной практики. 

Послание Ангела

'Старение', которого никто не может избежать - не отворачиваясь от этого факта, нам стоит взглянуть на него так, как он есть.

Определенно существует способ превзойти боль старения. Как и древним мудрецам, нужно стараться в практике, чтобы, не упуская редкого шанса, сформировать Пять Накоплений Захваченности (исчерпывающий набор элнментов, из которых состоят люди и не только), соответствующие уровню небожителей. Ведь нам удалось встретиться с Учением благодаря абсолютно редкому шансу... 

"Эй, человек, ты не видел второго ангела, появлявшегося среди людей?" - сказал он.

"Нет, Ваша честь, не видел".

Монахи, Король Яма (Король Небеса Богов-Близнецов, Управляющих Метемпсихозом 

Боги на Третьем Небе называются Богами-Близнецами, Управляющими Метемпсихозом. Они контролируют жизнь и смерть существ, населяющих низшие миры, а именно, от миров Ада до Небес 33х Богов, включая Мир Людей. Боги Близнецы отдают приказы тюремщикам, которые отправляют души в ад или в мир животных. ) сказал ему:

"Эй, человек, среди людей мужчины и женщины рождаются, доживают до 80, 90, 100 лет, сгибаются, опираются о палку, дрожат при ходьбе, подвержены болезням, становятся старыми, их зубы выпадают, их головы лысеют, покрываются морщинами, по всему телу возникают пятна. Разве ты не видел этого?"

Он сказал: "Видел, Ваша честь".

Монахи, Король Яма сказал ему:

"Эй, человек, ты не созрел за счет проницательности и запоминания, случайно обнаружив примерно такую мысль: 'Закон старения существует и для меня, и я не освобожден от старения. Теперь я буду совершать хорошие поступки тела, речи и мыслей'?"

(Девадутта-сутта
 
 
 
  Жизнь в согласии с Дхармой

Г-жа К. (61 год), с молодых лет искала истинную цель жизни. Около семи лет назад с ней случился церебральный инфаркт и она страдала от его последствий. После это, однако, она узнала о духовной практике и поправила свое здоровье, занимаясь техниками, очищающими тело. Она говорит: "Я считаю, что те, кто говорит, что у них есть "что-то, ради чего стоит жить", обманывают себя. Все они закрывают глаза, чтобы не видеть смерть и ищут удовольствий, не так ли? Так что для них действительно важно открыть двери, посмотреть на свою смерть и серьезно подумать о ней. Я так считаю". Выполняя работу по уборке монастыря, она упорно занимается своей практикой. Она говорит, что это одна из ее радостей, - быть способной заниматься практикой, как ей нравится, не вызывая недовольства окружающих. "Я хотела бы достичь Просветления как можно скорее, чтобы показать людям, которых я знаю, что существует такой замечательный путь жизни," - говорит она. 

Она хочет достичь с помощью практики как можно более высокой ступени, чтобы переродиться и в следующей жизни посвятить себя Спасению. Она обладает мягкой "аурой", которая приобретается теми, кто обрел спокойствие сознания, поняв, кто они есть на самом деле, несмотря на заблуждения, проистекающие из-за окружающей информации.

 

Обсудить  Учение  Главная  страница