Три характеристики существования
 

Характеристика – это факт, описывающий природу вещей. Факт – это нечто, иногда связанное с явлениями, иногда – не связанное, в этом случае он не является характеристикой, так как не помогает ничего узнать о явлениях. Например, фактом является тепло. Тепло – не характеристика воды, так как вода не всегда теплая. Но тепло – это характеристика огня, так как тепло, производимое огнем не зависит ни от каких других факторов. Тепло всегда связано с огнем и характеризует его.

Будда учил , что существует три характеристики фактов существования. Их можно найти во всем, что существует, поэтому они рассказывают о природе существования. Три характеристики, которым учил Будда Шакьямуни, таковы: непостоянство, страдание и безличность (отсутствие «я»)

Непостоянство
Будда учил, что все существующее непостоянно. Причина в том, что нет ничего ни внутреннего, ни внешнего, что было бы постоянным, стабильным, не было бы подвержено распаду и разрушению либо оставалось бы таким же. Все постоянно меняется. Существование подобно воде, что течет в реке или пламени горящей свечи, которые никогда не бывают одинаковыми в два разных момента времени.

Например, наше тело состоит из материальных элементов, таких, как плоть, кости и кровь, которые непостоянны. С момента рождения тело все время подвержено изменениям. Человеческое сознание также зависит от множества факторов. Оно непрерывно меняется. Оно подобно постоянно прыгающей обезьяне, которая ни на минуту не может успокоиться. Ни тело, ни сознание не являются ни постоянными, ни неизменными.

Наука говорит, что постоянные на вид объекты, такие, как океаны, материки, и горные массивы, и даже Земля, Солнце и Солнечная Система постоянно меняются и когда-нибудь исчезнут. Так как все это непостоянно, невозможно сомневаться в непостоянстве жизни. Жизнь может закончиться в любой момент. Никто не может избежать смерти, или же разрушения физического тела.

Понимание непостоянства как характеристики существования приносит двоякую пользу. Во-первых, это понимание может благотворно повлиять на человеческие взаимоотношения и деятельность людей. Во-вторых, оно может воодушевить людей на практику.

Люди часто выясняют, что сделали ошибки во взаимоотношениях из-за того, что не приняли в расчет изменения, постоянно происходящие и в них, и в других людях. Дружба часто умирает из-за того, что интересы или личные свойства одной либо обоих сторон поменялись.

Когда человек осознает, что люди и ситуации непостоянны и постоянно меняются, он сможет развить объективный подход к каждому моменту взаимоотношений. Он сможет относиться к каждой ситуации без цепляния за устаревшие представления о людях. В таком случае отношения могут развиваться плодотворно. Успех в жизни зависит от способности адаптироваться к переменам в ситуациях и извлечь максимум полезного от новых возникших возможностей. Осознав, что молодость, здоровье, материальное благополучие и даже сама жизнь непостоянны, человеку следует извлечь максимум из благоприятных обстоятельств, пока они имеются. Это означает, что необходимо практиковать чтобы достичь счастья и Просветления. Последними словами Будды были «Все существующее подвержено закону разрушения. Достигайте цели за счет нераспущенности».

Страдания
Истина о страданиях – первая из Четырех Благородных Истин. Страдания – это факт из жизни, который могут видеть все. Непостоянство порождает страдания. Это – одна из характеристик существования. Все, что возникает, длится лишь определенный отрезок времени, потом оно угасает и в конечном счете исчезает. Тяжело терпеть постоянные рождеия и смерти, они нарушают мир в душе и являются причиной для страданий.

Так, старость, болезни и смерть, будучи свидетельствами непостоянства, являются в то же время формами страданий. Так как люди имеют склонность цепляться за молодость, здоровье, человеческие взаимоотношения и материальные достижения, осознание того факта, что все они непостоянны, вызывает беспокойство и страх. Сказано, что даже небожители задрожали, когда Будда напомнил им о том, что и небеса непостоянны.

Понимание того, что страдания всеобщи и неизбежны, позволяют человеку встречать реальность жизни со спокойствием в душе. Человек сможет совладать со старостью, болезнями и смертью не приходя в уныние и отчаяние. Оно также воодушевит людей на поиск решения проблемы страданий как это делал Принц Сиддхартха.

Безличность (отсутствие «я»)
Часто люди думают, что должна быть индивидуальность, «я», которое реально и постоянно, иначе они не могли бы существовать и испытывать опыт. Однако Будда учил, что реальной, постоянной или независимой индивидуальности не существует. Это – третья характеристика существования.

Если бы постоянное и независимое «я» существовало бы, его можно было бы идентифицировать. Некоторые говорят, что «тело – это я», некоторые - что «сознание – это я», однако, обе идеи неверны. И тело, и сознание непостоянны, постоянно меняются и подвержены разрушению. В своем существовании они зависят от множества факторов. Ни тело, ни сознание никак не могут быть ни постоянным, ни независимым «я».

Если бы тело было тем самым «я», оно само могло бы пожелать быть сильным и прекрасным. Однако, тела устают, голодают и болеют, очевидно, против «своей воли» поэтому тело не может быть индивидуальностью или тем самым «я».

Аналогично, если бы разум был «я», он мог бы делать то, что пожелает. Однако разум часто не делает то, что считает правильным, но делает то, что считает неправильным. Он приходит в расстройство, отвлекается и приходит в возбуждение против своей воли. Поэтому разум – не «я».

Когда люди говорят «я иду на работу», они пользуются удобным названием «я» для обозначения физических и ментальных факторов. В действительности «я» не существует.

Пока люди считают, что «я» постоянно и независимо, им приходится быть самоозабоченными и эгоистичными. Помимо того, что воля постоянно ощущает угрозу, им приходится защищать себя, то, чем они обладают, о свои мнения любой ценой.

Но, осознав однажды, что «я» - это удобное обозначение для собрания постоянно меняющихся физических и психических факторов, они не смогут более в страхе и ощущении незащищенности цепляться за него. Они узнают, насколько проще расти, учиться, развиваться и быть великодушными , добрыми, проявлять сострадание ибо им нет нужды занимать оборонительную позицию.

Понимание факта отсутствия «я» может помочь людям более эффективно решать повседневные проблемы. Оно побуждает к взращиванию добродетели и помогает прогрессировать в направлении счастья, мира и Просветления.

Непостоянство, страдания и отсутствие «я» – это три характеристики существования. Все, что непостоянно, подвержено страданиям, все, что непостоянно и подвержено страданиям и страданиям, не обладает независимой сущностью. Те, кто осознает истину этих трех характеристик существования, смогут преодолеть страдания, так как их сознание освободится от заблуждений о постоянстве, удовольствии и личности.

 

Обсудить  Учение  Главная  страница