Гараб Дордже. Материал 2.
Из предисловия к книге "Круг дня и ночи Намкая Норбу Ринпоче"

Материал 1



Передача учения Дзогчен от самбхогакаи Ваджрасаттвы, пребывающего на высшем, запредельном времени плане бытия, различным нирманакаям, проявляющимися на разных других планах бытия, — это символическая передача. Хотя на протяжении веков происходило множество таких передач видьядхарам, не принадлежащим к миру людей, например, дэвам, нагам, якшам и ракшасам, с точки зрения людей, главная передача произошла от Самбхогакаи Ваджрасаттвы Нирманакае Прахеваджре, иначе именуемому Гарабом Дордже. Поэтому говорится, что Гараб Дордже был первым в мире людей учителем Дзогчена и что на самом деле он был эманацией или воплощением Ваджрасаттвы.

Гараб Дордже, или Прахеваджра, родился в стране Уддияна, которая находилась где-то к северо-западу от Индии. Согласно некоторым источникам, это событие произошло через сто шестьдесят шесть лет после нирваны исторического Будды, проявленной им в 881 году до н. э.В тибетской традиции время рождения Будды Шакьямуни вычисляется без привязки к Его гипотетическому визиту на Шри Ланку, в результате получается именно эта дата. В те дни в стране Уддияна существовало очень большое озеро, называемое Дханакоша, «сокровищница богатств», а на берегу этого озера стоял величественный храм Шанкаракута, окруженный шестнадцатью сотнями и восемью малыми святилищами. Этой страной правил царь Упараджа с царицей Прабхавати. У царской четы родилась дочь, царевна Судхарма, которая выросла добродетельной и красивой девушкой. Выслушав проповедуемую учителями Дхарму, она решила отречься от мирской жизни и приняла обеты бхикшуни, или нищенствующей монахини. Вместе со своей служанкой ио имени Сукха она удалилась на остров из золотого песка посередине озера Дханакоша, где, поселившись и скромной хижине из травы, медитировала и практиковала Йога-тантру.

Однажды во сне бхикшуни увидела сияющий чистым белым светом образ мужчины: он спустился к ней с неба и возложил на ее макушку хрустальный сосуд, на котором было пять слогов: ОМ А ХУМ СВА ХА. Дав ей таким образом посвящение, он превратился в луч света и вошел в ее тело, после чего она смогла ясно увидеть все три мира. Наутро бхикшуни поведала о своем сне служанке, а вскоре им стало ясно, что молодая монахиня беременна. Поскольку бхикшуни Судхарма была девственницей и никогда не знала мужчины, она пришла в ужас от мысли, что царь-отец и все царство узнают о ее бесчестье. Через несколько месяцев у нее родился сын. И хотя на самом деле это дитя было воплощением дэвы Видьядхары, который уже получил учение Дзогчен в мире дэв, мать не узнала его.

В страхе и стыде бхикшуни воскликнула: «Не иначе как этот ребенок, рожденный без отца, — злой дух!» — и бросила его в яму с золой около своей хижины. Хотя служанка заметила благоприятные знаки на теле младенца и предупредила бхикшуни, что, в олне возможно, в нем воплотился какой-нибудь великий бадхисаттва, молодая мать в отчаянии ничего не слушала. А в это самое время раздавалось много чудесных звуков и появились многочисленные радуги. Через три дня, немного смягчившись и испытывая угрызения совести, бхикшуни вышла из хижины и пошла к яме для золы взглянуть на ребенка. Оказалось, что младенец чудесным образом остался жив и невредим. Она мгновенно узнала в нем воплощение (трулпа) <великого существа>, принесла его в хижину и омыла.

В этот миг с неба раздался голос: «О наш Защитник, Учитель и Владыка, проясняющий природу вещей и охраняющий мир, будь нашим могущественным покровителем! Мы молимся тебе, о Ваджра Небес!» Дакини поклонились чудесному младенцу, рожденному девственницей, и сделали ему подношения ". Он сразу же заговорил и стал учить дакини. Эта первая проповедь, которую произнесло чудесное дитя, была названа «Великие Небеса Ваджрасаттвы».

Когда ребенку было всего семь лет, он стал упрашивать мать, чтобы та разрешила ему пойти на диспут с учеными пандитами о смысле Дхармы. В конце концов она сдалась, и мальчик решительно направился во дворец царя Упараджи, который по случаю диспута принимал у себя в гостях около пятисот самых высокообразованных ученых. Невесть откуда появившийся мальчик смело выступил перед собранием и бросил вызов всем пандитам. Когда диспут начался, он выдвинул свои аргументы с точки зрения Плода и нанес полное поражение всем пятистам ученым, занимавшим точку зрения Основы.

Одержав победу, он стал давать им наставления по Ати-йоге, истинный смысл которой постиг еще до своего рождения. Почтенные, зрелого возраста пандиты пришли в полное изумление от столь обширных познаний и запредельной проницательности этого не по годам развитого ребенка, которому было не больше семи лет от роду, и все собрание ученых простерлось перед ним в глубоком поклоне. Его стали называть Праджнябхава — «Тот, чья природа есть мудрость».

Поскольку царь был беспредельно восхищен этим поразительным и не по годам мудрым мальчиком, присутствие которого приводило его в необычайный восторг, он дал ему имя Прахеваджра, которое на тибетском языке звучит как Гараб Дордже, «ваджра высочайшей радости». А так как его мать Судхарма, царевна и бхикшуни, родив ребенка, бросила его в яму для золы, его стали называть также Веталасукха — «счастливый оживший мертвец», а еще Веталабхишмаварна, «оживший мертвец цвета золы».

Не изучив ни одной книги, этот мальчик знал на память все сутры и тантры Будды Шакьямуни, а также бесчисленное множество шлок учения Дзогчен. Вскоре после его рождения пред ним явился Ваджрааттва и дал ему посвящение, дарующее полное осознавание, и ребенок постиг исконную мудрость, которая лежит за пределами обучения. В одно мгновение пн в совершенстве понял истинный смысл всех тантр.

Потом Прахеваджра отправился на север, в отдаленные и безлюдные горные области, населенные

претами и другими духами. Там, в местах, откуда восходит солнце, он пребывал тридцать два года. В то время перед ним снова появился Ваджрасаттва в блистающем тиглэ радужного света и дал ему тайные наставления по шести миллионам четыремстам тысячам тантр Дзогчена. Ваджрасаттва даровал Прахеваджре разрешение записать эти устные тантры. После этого, еще юношей, пребывая на вершине горы Малая, он с помощью трех дакини записал эти тантры Дзогчена. На той же горе он укрыл эти тантры в пещере в виде тайного сокровища — тэрма и наказал дакини быть их хранительницами.

Пока он жил в глуши среди скалистых вершин, семь раз содрогалась земля. Один жрец-брахман, живший внизу, в селении, обвинил его в том, что он при помощи магии вызывает землетрясения, дабы нанести вред учению брахманов. Тогда местный царь-тиртхика объявил его виновным в совершении этого преступления. Даже местные пастухи поверили в это и стали его разыскивать. Когда слуги царя добрались до входа в пещеру, где он созерцал, они услышали, что из нее доносится низкий и мощный звук, подобный рыку асуры, исходящий из глубины земли. Затем перед толпой появился юноша в облике обнаженного йогина, окруженный радужным сиянием, и ни одна рука не поднялась на него. Благодаря этому видению царь и его свита были полностью покорены и обратились к Дхарме. Кроме того, Прахеваджра проявил чудесные способности, например, ходил по поверхности стремительно текущей реки, проходил сквозь отвесные скалы и валуны и тому подобное. Он появился перед множеством людей, окруженный радужным сиянием, и благодаря этому они исполнилось веры и благоговения.

Затем на спине птицы гаруды, обладающей великими и необычайными силами, он полетел на юг через высокие Гималаи и дальше на восток через шикие долины Ганга к великой ступе, стоявшей на кладбище (месте для кремации) Шитавана, «прохладный лес», близ Ваджрасаны. Здесь он дал посвящение и учения многочисленным ученикам, в том числе дакини Сурьяпрабхе. И в этом внушающем ужас и благоговение месте он пробыл много лет, окруженный сонмами дакини.

В то же самое время жил великий ученый, сын Жреца-брахмана, родившийся в одном из городов западной Индии. За то, что он полностью овладел пятью науками, и за непревзойденное знание священных текстов он получил имя Манджушримитра. Однажды у него было видение, в котором Манджушри, великий бодхисаттва мудрости, дал ему такой пророческий совет: «О сын благородного рода, если ты поистине желаешь достичь плода — состояния Будды — в этой жизни, тебе надлежит отправиться на кладбище Шитавана». Следуя этому наставлению, ачарья отправился на восток и, придя в Шитавану, встретил Прахеваджру, который сказал ему: «Природа ума с самого начала есть будда. У этого ума нет ни рождения, ни прекращения, потому что он подобен небу. Если постигнут истинный смысл абсолютной тождественности всех дхарм и если такое понимание сохраняется без поисков чего-то иного, то это и есть подлинное созерцание». Манджушримитра мгновенно понял истинный смысл этого учения.

Манджушримитра прожил в Шитаване около семидесяти пяти лет и от своего учителя получил передачу всей Ати-йоги Дзогчена, которая первоначально пришла от самого Ваджрасаттвы. В конце этого периода Прахеваджра проявил множество чудесных знаков, и, когда его тело стало природой света, он исчез в небе. Эти признаки показали, что Прахеваджра обрел Радужное Тело. Манджушримитра был поражен скорбью и отчаянием и пал на землю без чувств. Придя в себя, он зарыдал: «О, горе! О, бескрайнее пространство! Если нет больше светоча, нашего учителя, кто же рассеет темноту мира!»

В тот же миг в небе перед ним появился учитель, весь в радужном свете. С громовым звуком из небесного света появился золотой ларец размером с ноготь большого пальца. Он три раза облетел вокруг Манджушримитры, а затем упал в раскрытую ладонь его правой руки, и тогда видение учителя снова растворилось в небе. Открыв ларец, Манджушримитра обнаружил в нем последний завет учителя Прахеваджры, написанный лазуритовыми чернилами на листе из пяти драгоценностей. Едва увидев этот завет, Манджушримитра обрел понимание, равное тому, которое имел Прахеваджра. Этот последний завет, вобравший в себя весь смысл Дзогчена, называется «Три изречения, попадающие в самую суть».



Созвучные материалы:

Обсудить   Жизнеописания Святых    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100