Буддизм и Будды
Статья, написанная для пересказа в четвертом классе средней школы

Буддизм - одно из древнейших мировых учений, признанное самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований». Буддизм не является религией в обычном смысле. Существуют церемонии и обряды, воздвигнуты храмы, готовятся монахи и написано много мистической литературы. Но основное ядро составляет Учение. Буддизм существует для реальной жизни. Когда люди спрашивали Будду, почему и чему он учит, Будда отвечал: "Я учу потому, что вы, как и все существа, ищете счастья и стараетесь избегать страдания. Я учу тому, каким всё является на самом деле".

«Будда» означает пробудившийся. Смысл этого пробуждения – в избавлении от неведения по поводу природы своего ума и причин страданий. В учениях буддизма говорится, что природа ума одинакова у всех живых существ. Поэтому каждое из них может пробудиться (иными словами, достичь Просветления) и стать Буддой.

Основателем современного буддизма считают Будду из рода Шакьев, (Будду Шакьямуни) по имени Сиддхартха Гаутама. Его уникальное достоинство - в том, что состояния Будды он достиг без наставника.

Сам Будда Шакьямуни рассказывал о двадцати четырех Буддах, которые приходили в наш мир до него. Первым из них был Будда Дипанкара, который жил чрезвычайно давно.

В Буддизме, также как и в Индуизме, как и в Христианстве до 2 века нашей эры, утверждается, что сознания людей, животных и обитателей иных миров постоянно рождаются, умирают, снова рождаются и снова умирают, снова рождаются и так происходит бесконечно, вплоть до Пробуждения – то есть, до обретения состояния Будды. При этом каждое новое рождение и обстоятельства жизни зависят от поступков, которые совершались в предыдущих рождениях – иными словами, от кармы.

Во времена Будды Дипанкары будущий Будда Шакьямуни перевоплотился как брахман (мудрец) по имени Сумедха. Однажды он задумался о трудностях перевоплощений, о страданиях, о старости и болезнях. Его раздумья привели к решению заняться суровой практикой, полной лишений.

Во время посещения одного города Сумедха увидел людей, подготавливавших дорогу к визиту Будды Дипанкары. Когда Сумедха узнал о появлении в этом мире Будды, его охватила высшая радость. Он попросил людей выделить и ему участок дороги, чтобы принять участие в её подготовке и ему дали участок с раскисшей от воды землёй.

Но до того, как дорога была полностью подготовлена, появился Дипанкара в окружении многих тысяч учеников, пресекших влечения ума. Сумедха, увидев Будду Дипанкару, воскликнул:

"Пусть Будда не ступает на грязь, а вместе с учениками пройдёт по мне ради моей пользы".

Распустив свои длинные волосы и покрыв ими землю, Сумедха лёг на тот грязный участок дороги. И в то время у Сумедхи были такие мысли:

"Пусть я искореню свои загрязнения и, достигнув всеведения, стану Буддой. Пусть я достигну Освобождения, приобщусь к Учению и помогу множеству людей и божеств перебраться на тот берег через поток колеса перерождений. Вот, о чём я мечтаю, пусть это стремление исполнится".

Всезнающий Дипанкара приблизился к Сумедхе. Узнав его мысли и посмотрев в его будущее, Будда увидел, что желание Сумедхи исполнится и предсказал, что в одном из последующих воплощений тот станет Буддой. Записано, что это было так давно, что Вселенная разрушилась и создалась много раз до того момента, когда Будда Шакьямуни родился на Земле.

С тех пор будущий Будда Шакьямуни перерождался множество раз. Он следовал пути Бодхисаттвы, то есть существа, решившего стать Буддой для блага всех существ.

В буддизме полагают, что есть миры адов и райские миры, материальные и нематериальные, в них можно попасть очень надолго, но не на вечно. Отдельно от них есть Нирвана, полностью свободная от страданий.

Множество жизней будущий Будда Шакьямуни совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился в прекрасном мире среди божеств, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. В наш мире он родился сыном короля Шуддходана и получил имя Сиддхартха. Мать его звали Махамайя, она умерла через несколько дней после родов. Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём, либо великим святым.

Когда сыну исполнилось 16 лет, Шуддходана организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха 29 лет жил как принц.

Однажды он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие его жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный способ для постижения причин страданий. Это побудило Гаутаму в возрасте 29 лет оставить дом, семью и имущество и отправиться на поиски способа избавления от страданий. Сиддхартха начал свою суровую практику в Раджагрихе, где он просил милостыню на улице. Через некоторое время он покинул это место и стал учиться йогической медитации у двух мудрецов-отшельников. Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи пытался достичь просветления через суровые лишения. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Риши Дева, который был другом Бодхисаттвы до его отречения от царствования, пожалел его и попросил двух деревенских женщин сделать Бодхисаттве подношения. Когда он отведал молочной каши, его тело засияло, как чистое золото. Пять его учеников, посчитав, что Сиддхартха нарушил обеты, покинули его.

После этого он сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет ответы на свои вопросы. Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, бог Смерти Мара (он же считается властелином материальных миров) попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим.

После 49 дней медитации в полнолуние в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве.



Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи (глубочайшей медитации), решая, обучать ли других людей или уходить в Нирвану. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинное Учение, идеи которого были очень глубоки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати (правитель мира Брахмы) заступился за людей и попросил Будду принести учение миру, так как «всегда найдутся те, кто его поймет». В конце концов, c великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Впервые он прочел лекцию в Сарнатхе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.

Четыре Благородные Истины – одна из основ учения Буддизма, принимаемая во всех его бесчисленных направлениях. Вкратце они таковы:

Существует дуккха, то есть, страдание (точнее, неудовлетворённость, беспокойство, тревожность).

У дуккхи есть причина (жажда в том числе удовольствий)

Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины).

Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (один из них - восьмеричный путь, ведущий к нирване).

Будда указывал, что принимать его учение необходимо только с проверкой: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело.

Будда принял в пожертвование некачественную пищу. По одной из версий, это были ядовитые грибы. Через непродолжительное время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял в монахи последнего ученика, и ушел в Паринирвану. Его последними словами были:

Все созданное подвержено закону разрушения

Достигайте цели за счет нераспущенности.

Учение Будды сохранялось, дополнялось святыми и мудрецами. Это породило множество школ и направлений, но суть его осталась неизменной на протяжении веков. Можно выделить три направления в Буддизме:

Хинаяна, или Малая колесница, Махаяна (Большая колесница) и Ваджраяна (Нерушимая колесница).

Практики Хинаяны нацелены на личное Просветление. Их методы связаны с отказом от неблагих мыслей и обстоятельств. Хинаяна распространена в странах «южного буддизма» - например, во Вьетнаме и Бирме.

Практики Махаяны основаны на сострадании, милосердии, сорадовании, равном отношении ко всем. Считается, что они дополняют практики Хинаяны. Махаяна распространена на Дальнем Востоке – например, в Корее и Японии.

Традиция Ваджраяны, как и Махаяна основана на сострадании, милосердии, сорадовании, равном отношении ко всем, но дополнена большим набором сложных методов. Эти методы связанны с визуализацией и множеством мантр (кратких словесных формулировок для очищения ума, которые обычно повторяют множество раз). Распространена в Тибете, Монголии, России.



Созвучные материалы:

Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100