Чогял Намхай Норбу Ринпоче
ТРИ СВЯЩЕННЫХ ПРИНЦИПА
 

Из беседы Намкая Норбу Ринпоче в Цегелгаре в октябре 1994 года

Прибежище и Бодхичитта

Три Священных Принципа, или по-тибетски тампа сум, - это три основополагающих аспекта Учения, с которых всегда начинается изложение его основ. Это правило верно не только для учений Дзогчена, но и для уровней Сутры и Тантры. Первый из Трех Священных Принципов - Прибежище и Бодхичитта, второй - созерцание, а третий - посвящение заслуг.

В отношении практики первый и третий из этих трех принципов означают, что, приступая к практике, мы начинаем ее с определенной идеи, или мысли, а заканчивая практику и снова возвращаясь к своей обычной деятельности, также направляем себя некой идеей, или мыслью. Дело в том, что мы не всегда находимся в состоянии созерцания (которое называем также "изначальным состоянием" - это второй из Трех Священных Принципов). Даже если у нас есть некоторый опыт или знание этого состояния, большую часть времени мы от него отвлечены. Поэтому, чтобы оказаться в состоянии созерцания, мы начинаем с намерения войти в него.

Предположим, например, что у нас есть по меньшей мере интеллектуальное понимание того, что наша истинная природа подобна природе зеркала, у которого есть свойство отражать все, не давая оценок, не разделяя на хорошее или плохое, ничего не отвергая и не принимая.

Как же нам, опираясь на свое интеллектуальное понимание, по-настоящему открыть эту истинную природу в самих себе? Как войти в истинное знание и таким образом прийти к реальному переживанию того, что наши мысли и эмоции на самом деле подобны отражению в зеркале? Мы можем это сделать, направляя себя мыслью. Для вхождения в созерцание мы всегда начинаем с мысли о желании войти в это состояние, а здесь мы начинаем свою практику с Прибежища и Бодхичитты.

Важно, и особенно в Дзогчене, понять, что в действительности означают Прибежище и Бодхичитта и как конкретно практиковать их, не оставаясь только на уровне слов и внешней формы.

Происхождение практик Прибежища и Бодхичитты следует искать в системе Сутры. В обеих системах Сутры - Хинаяне и Махаяне - способ, которым человек принимает Прибежище, определяет, будет он считаться буддистом или нет. В Сутре человека считают буддистом, если он принимает Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Например, меня самого критиковали некоторые люди, заявляя, что я не буддист, потому что использую другую форму Прибежища - принимаю Прибежище в Гуру, Дэва и Дакини, а не в Будде, Дхарме и Сангхе.

Но такая критика основана на коренном непонимании заключенного здесь принципа, потому что слова Гуру, Дэва и Дакини не обозначают нечто отличное от Будды, Дхармы и Сангхи. Принципы Учения опираются не на поверхностный уровень слов, а на истинный смысл, кроющийся за этими названиями. И поэтому необходимо понимать, что такое Гуру, что такое Дэва и что такое Дакини. Все эти термины используются в тантрийской системе.

Вообще говоря, когда мы употребляем слово "буддист", то имеем в виду человека, придерживающегося учения самого Будды или близких к нему взглядов. По крайней мере, именно такое мнение бытует в Хинаяне.

В этой традиции считается, что к признанному буддийскому учению относится только то знание и понимание, которое доподлинно передавал сам Будда в материальном теле. Но существует множество других Учений. Будда передавал Учения не только в материальном теле, но и в других своих проявлениях. Так появилась Тантра.

Как же проявлял себя Будда, чтобы передать Тантры? Чтобы передать эти Учения, он проявил себя не в материальном облике Будды Шакьямуни, исторического Будды. Будда может принимать различные образы. Он считается с обстоятельствами, а не подчиняется чьим-то представлениям или правилам. Для Будды нет такого правила, что его облик должен соответствовать историческому Будде Шакьямуни. Образ, в котором он появится, зависит от обстоятельств. Будда использует те конкретные обстоятельства, в которых он находится.

Иногда Будда проявляется в образе, похожем на облик тех существ, которым он стремится передать знание и понимание. Например, если Будда общается со слоном или обезьяной, он может явиться в облике соответствующего животного. Будда может сделать это, потому что он свободен. Он может использовать любые обстоятельства, его никогда не сдерживают рамки каких-то правил. Люди, создающие себе ограничения, не понимают этого и полагают, что Будда может проявляться только на физическом уровне. Они считают, что если физический облик Будды не совпадает с их привычным представлением, то это вовсе и не Будда.

Но именно Будда и никто иной проявляет себя как Дэва и именно Будда проявляет себя как Дакини. Он может проявлять себя множеством различных способов, а не только в облике человека. В Сутрах говорится, что иногда, чтобы спасти людей, Будда проявляется в виде моста или лодки, - он не обязательно должен проявляться в облике человека. Есть множество возможностей для проявления. Это и есть первоисточник Дэва и Дакини. Прибежище также не ограничивается только принятием обета, как это считается в Хинаяне. Многие любят говорить, что они приняли Прибежище у того или иного ламы. Есть и учителя, которые много разъезжают и повсюду дают обеты Прибежища, заявляя, что обратили в буддизм огромное количество народа. По-видимому, они считают, что Прибежище - это средство завоевания людей.

Но Учение должно распространяться вовсе не так. На самом деле распространять Учения означает помогать людям пробудиться и что-то понять - это не должно превращаться в очередное средство ограничения. Конечно же, я вовсе не хочу сказать, что нет никакой пользы в принятии обета Прибежища, но это при условии понимания его подлинного смысла и значения. Если же его значение не понято, существует опасность ошибочно думать, что в тебе что-то изменилось, в то время как этого не произошло. Если по-настоящему честно заглянуть в себя, то можно увидеть, что ограничения, привязанности, проблемы и другие моменты никуда не делись и остались точно такими же, как и до принятия обета. Тогда какова же польза от принятия Прибежища? Главное - знать и понимать, что означает Прибежище.

Прибежище можно принимать вместе с обетом. Если человек неспособен контролировать самого себя, то он нуждается в принятии обета. В частности, предназначение Хинаяны - помогать людям, у которых менее развита способность интегрировать, использовать свои эмоции. Такие люди принимают обет и благодаря этому получают способность управлять своими эмоциями и разрешать трудности, - тем самым они могут избежать создания дурной кармы.

У любого из нас может быть слабое место. Не надо думать, что если мы практикуем Дзогчен, то мы очень высокоразвитые люди и поэтому такая вещь, как обет, нам не нужна. Такое представление есть у многих, но оно неверно. Нам нужно как следует присмотреться к себе. У нас множество слабых мест. Например, бывает, что человек хочет бросить курить или пить, но ему это никак не удается. Почему? Потому что это его слабое место. Иногда необходимо принять обет, чтобы справиться с подобной ситуацией. Мне говорили люди, не принадлежащие к Дзогчен-общине, что мои ученики очень высокомерны: они считают, что находятся на очень высоком уровне и не нуждаются в том, чтобы делать нгондро, или предварительные практики, обычно являющиеся обязательными.

Совершенно неверно считать, что мы не нуждаемся в обете только потому, что практикуем Дзогчен. Если мы обнаруживаем у себя слабое место, то, возможно, чтобы преодолеть этот недостаток, нам нужен обет. Вот почему в Дзогчене говорится, что необходимо работать со своими обстоятельствами. Что мы имеем в виду, когда говорим о "работе со своими обстоятельствами"? Мы имеем в виду следующее: даже если мы понимаем, что на абсолютном уровне нашим естественным состоянием является спонтанное самосовершенство и на этом уровне правила и обеты не являются необходимыми, обнаружив в своих конкретных личных обстоятельствах проблемы, которые невозможно преодолеть без применения правила или обета, мы применяем этот метод. Различие между Дзогченом и другими уровнями Учения заключается в том, что в Дзогчене относительные методы правил и обетов не ставятся во главу угла. В отличие от Сутры, в Дзогчене они не являются основополагающими методами практики.

В Хинаяне, например, получение обета считается исключительно важным аспектом практики. В Дзогчене же можно осуществлять Путь по-разному. Главный метод заключается не в том, чтобы принять обет, хотя можно использовать и обет, если это необходимо. Но, конечно же, если вышло, что кто-то получил обет Прибежища от другого Учителя, а не от меня, ему нужно понять, каково значение и действие этого обета. Тогда это будет иметь смысл. Но если мы думаем, что стали буддистами только потому, что приняли обет Прибежища, то это смешно. В этом нет никакого смысла, это не имеет никакого значения. Что же в таком случае значат наши слова, что мы буддисты? Ничего не значат. Будда никогда никого не просил стать "буддистом". Будда никогда не предлагал подобных ограничений. Это наша собственная ограниченность, перенесенная на Учение.

Мы должны стараться понять истинный смысл Учения. Истинное значение Прибежища заключается в том, чтобы осознать, что мы находимся на Пути. Мы принимаем Прибежище в Пути. Как же мы находим этот Путь? Мы узнаем его от Учителя. Если нет Учителя, то нет и Пути. Говорим ли мы о Сутре, Тантре или Дзогчене, корнем Пути всегда является Учитель.

Когда мы принимаем Прибежище в системе Сутры, то первыми словами, которые мы произносим, являются "Намо Буддхайе" - так мы принимаем Прибежище в Будде; затем мы принимаем Прибежище в Дхарме и в Сангхе. В Тантре же Будда и Учитель видятся немного по-другому. В Сутре Будда понимается как источник Учения, начало Пути. Конечная цель видится как состояние Будды, или Дхармакайя. А потому на этом уровне Учения мы принимаем Прибежище в Будде.

В Тантре и Дзогчене мы принимаем Прибежище главным образом в Гуру. Ведь хотя мы и следуем Учению Будды, получили мы его от своего собственного Учителя - мы никак не можем получить учение непосредственно от Будды. У нас нет непосредственного контакта даже с учениками Будды. Но его ученики учили других учеников и так далее, и таким образом Учение продолжает существовать до нынешнего дня, когда наш Учитель передает его нам.

Особенностью Тантры являются также особые передачи, такие как передача правомочности. В Дзогчене же главное - дать "прямое введение" в знание и понимание. Ученики получают эту передачу, это введение от своего Учителя. Хотя мы и можем получить объяснения или методы, передававшиеся от Будды, прямую передачу мы можем получить только от своего Учителя. Мы никак не можем получить такую передачу от Будды. Поэтому Учитель для нас крайне важен. Вот почему он называется "коренным Учителем". Под "корнем" мы имеем в виду тот источник, из которого что-то происходит: наш коренной Учитель - это источник всех передач, знания и понимания.

Следовательно, в Тантре и Дзогчене, принимая Прибежище, мы в первую очередь принимаем Прибежище в Гуру.

Прибежище в Гуру выдвигается на первый план. Это означает, что Учитель считается более важным, чем все другие люди. Если есть Гуру, то есть и Учение. Такова суть передачи.

Теперь о практикующих: когда мы говорим "сангха", то имеем в виду тех людей, с которыми мы сотрудничаем на Пути. В Дзогчене под сангхой могут также пониматься дхармапалы, или охранители, - существа, помогающие нам достичь реализации.

В системе Сутры, где мы говорим о Будде, Дхарме и Сангхе, Учитель считается частью сангхи. Что означает сангха? В Сутре сангха - это группа, состоящая, как минимум, из четырех монахов. Например, если человек хочет получить полные обеты монаха или монахини, то получает их от сангхи, состоящей не меньше, чем из четырех монахов. Трех монахов недостаточно. Человек не может получить полные обеты от одного Учителя. Обет Прибежища может быть принят от Учителя, а полные обеты монаха или монахини можно получить только от сангхи.

Подобным же образом, совершив ошибку, мы, согласно системе Сутры, должны раскаяться в ней перед сангхой. Мы не можем раскаяться только перед Учителем. Чтобы совершить покаяние, всегда нужна сангха. Это характерно для уровня Сутры. Поэтому Учитель является частью сангхи, а сангхой считаются люди, которые помогают нам.

В Дзогчене же, наоборот, незаменим Учитель. В системе Сутры, даже если у нас нет Учителя, мы, тем не менее, имеем учение Будды. Пока у нас есть возможность обучаться вместе с группой людей, учить слова, читать книги и так далее, у нас есть и возможность продвигаться. В Тантре и Дзогчене это невозможно. Если мы хотим следовать учениям Дзогчена, то должны получить введение от Учителя, иначе наше знание не будет связано с передачей и не может быть никакого Просветления. Это верно также и для Тантры. В Тантре необходимо получить правомочность от Учителя. В противном случае, даже если человек знаком со многими методами Тантры, его ситуация напоминает вспаханное поле, в которое не посеяно ни одно зерно: на таком поле ничего не вырастет, сколько на нем не трудись.

Вы можете принимать обет Прибежища или не принимать, но обязательно нужно понимать смысл Прибежища, потому что Прибежище и Бодхичитта входят в первый из Трех Священных Принципов.

Термин "бодхичитта" встречается главным образом в Махаяне, где очень много говорится о двух истинах, абсолютной и относительной. Под абсолютной истиной мы понимаем наше истинное состояние, истинное состояние вещей как они есть. Если у нас нет знания этого истинного состояния, то нас обусловливает относительное измерение - это и называется относительной истиной. Поэтому в учении Сутры относительная истина считается равнозначной сансаре, состоянию заблуждающегося, омраченного ума. Абсолютная же истина равнозначна пониманию, или знанию, или состоянию нирваны. Термины "нирвана" и "сансара" соответствуют тому, что мы подразумеваем под абсолютной и относительной истиной.

Бодхичитта толкуется таким же образом - в абсолютном и относительном смысле. Абсолютная бодхичитта означает обладание подлинным пережитым знанием шуньяты, или пустотности, а не только интеллектуальным представлением о ней. Это подлинное знание приходит благодаря практике. Вы знаете, например, что в учении Сутры одной из главных практик является шинэ, развитие состояние покоя: благодаря состоянию покоя мы обнаруживаем шуньяту.

Когда же мы имеем переживание пустоты и наше знание становится более конкретным, то мы можем считать, что у нас есть по меньшей мере небольшое переживание абсолютной бодхичитты. Под абсолютной бодхичиттой мы подразумеваем переживание пустоты, при котором проявляется ее энергия или деятельность.

Когда мы говорим о бодхичитте, то чаще всего имеем в виду сострадание. Что же такое сострадание? Сострадание - это чувство; сострадание возникает из нашего чувства как разновидность переживания, которое мы испытываем по отношению к другим существам. Откуда же оно возникает? Оно возникает из пустоты. Пустота - его источник, пустота - его основа. Например, в пустом небе вы не находите ничего. Но иногда в пустом небе могут появляться облака. Они появляются, разрастаются и снова исчезают в пустом небе. То же самое можно сказать и о бодхичитте, или сострадании. Сострадание также проявляется из пустоты. Вот почему, говоря о Тантре, мы всегда говорим о пустотности (шуньяте) и ясности. Пустотность и ясность - это функции одного и того же принципа. И то и другое возникает из пустоты. Все проявления выходят из пустоты. Пустота сравнивается с небом. Когда мы говорим о дхармадхату, то "дхарма" означает все явления (феномены), а "дхату" означает истинное состояние пустоты. Но хотя и существует абсолютная, полная пустота, из этой пустоты проявляется все. Когда мы говорим о проявлении пяти элементов, то здесь также первым является элемент пространство. Элемент пространство есть пустота. Если нет элемента пространство, то нет и возможности проявления; когда есть пространство, то есть и возможность проявления.

Таким же образом из пустоты проявляется сострадание. Поэтому истинное знание пустоты называется "абсолютной бодхичиттой". Но существует и так называемая "относительная бодхичитта" - это сострадание, связанное с нашими мыслями, нашими ощущениями, нашими чувствами и со всем, что проявляется в измерении сансары. Как правило, даже когда у нас действительно есть сострадание, оно все равно остается чем-то ограниченным. Поэтому в своей практике мы занимаемся развитием сострадания, выходящего за пределы наших ограничений. Иначе наше сострадание, наша любовь всегда оставались бы ограниченными. Например, у матери есть сострадание и любовь к своим детям, но никого другого она никогда не будет любить так, как любит своих детей. Точно так же, когда люди влюблены, в это время они обусловлены своими эмоциями и не любят никого другого с такой же силой. Вот что мы имеем в виду, говоря что наше сострадание ограничено.

Поэтому, когда мы развиваем бодхичитту, это означает выход за пределы подобных ограничений. Ограничения характерны для нашего двойственного видения. С самого начала у нас есть наше маленькое эго, наше чувство собственного "я", и даже если мы немного расширим свое мышление и вместо "я" станем говорить "мы", тем не менее, мы всегда остаемся внутри установленных рамок. Благодаря Учению, благодаря развитию истинного знания мы можем выйти за их пределы. Именно так мы продвигаемся, развивая бодхичитту, работая со своим намерением, со своим мышлением, чтобы уменьшить привязанность к эго и увеличить стремление ставить на первое место благо других. Принцип бодхичитты - это основополагающее учение Махаяны. Если спросить: "Почему мы следуем учению Махаяны? Что мы практикуем в Махаяне?" - то ответ будет очень простой: мы наблюдаем, каково наше намерение, и стараемся развивать доброе намерение во всем, что мы делаем. Это и есть вся практика Махаяны.

О созерцании и посвящении заслуг

Три Священных Принципа - это Прибежище, созерцание и посвящение заслуг. Из них созерцание занимает центральное положение, и оно действительно является самым главным из этих Трех Принципов.

В Дзогчен-общине всякий раз, начиная заниматься Учением, мы поем Песню Ваджры. Мы делаем это, чтобы привести себя в состояние созерцания. Это особенно важно для тех, кто уже знает это состояние, но еще не может оставаться в нем постоянно. В начале занятия, когда благодаря Песне Ваджры мы все вместе входим в состояние созерцания, мы освежаем в себе осознание того факта, что получение Учения - это совместная работа, осуществляемая благодаря передаче, а не процесс, при котором ученик или просто пассивен, или использует только интеллектуальный уровень.

Следование учениям Тантры и Дзогчена всегда подразумевает принцип передачи, и эта передача совсем не то, что можно получить при чтении книг или из одного только словесного объяснения. Такой подход свойствен уровню Сутр.

В Дзогчене передача - это жизнь Учения, без нее человек не может достичь реализации. Существует три вида передачи: прямая, устная и символическая.

Гараб Дордже был первым Учителем Дзогчена в облике человека на этой планете и в эту эпоху. Перед тем, как завершить жизнь реализацией Тела Света, он вложил суть своего Учения в то, что стало называться тремя заветами Гараба Дордже. Первое из этих положений - прямое введение: Учитель вводит ученика в состояние созерцания через переживания Тела, Речи и Ума. Второе положение - не оставаться в сомнении. Благодаря передаче, полученной в прямом введении, ученик переживает состояние созерцания и больше не испытывает никаких сомнений относительно того, что такое созерцание. Третье положение - продолжение пребывания в Состоянии. Это означает, что ученик постоянно пребывает в созерцании, сохраняя естественное состояние мгновенного присутствия, не исправляя его, когда оно есть, и при необходимости применяя практики в соответствии с обстоятельствами, чтобы вновь войти в это состояние, если он отвлечется от него.

Таким образом, практикуя гуру-йогу, мы занимаемся тем, что посредством практики пытаемся оказаться в том состоянии, которое было передано Учителем и в котором Учитель пребывает с нами все время. Когда мы находимся в состоянии созерцания, то Учитель совершенно неотделим от нас самих. Благодаря гуру-йоге мы можем войти в состояние созерцания, но Учитель в Дзогчене абсолютно необходим, потому что без получения прямой передачи от Учителя не может быть никакой реализации.

Как я уже сказал, наряду с прямым введением, в учении Дзогчен имеются два других вида передачи. Когда мы слушаем общие объяснения Учения или частные наставления относительно различных методов, например, наставления по визуализации, конкретные примеры и т. д., то это называется устной передачей.

И, наконец, существует еще так называемая символическая передача. Осуществляя ее, Учитель использует некоторые предметы, такие как хрусталь, зеркало, павлинье перо, которые служат символами, помогающими ученику обнаружить природу неотъемлемо присущей его состоянию потенциальности, а также разные способы проявления этой потенциальности в виде энергии*.

________
* Намкай Норбу Ринпоче, "Кристалл и Путь Света".

В Дзогчен-общине мы потому так часто поем Песню Ваджры, что это дает нам возможность оказаться в состоянии созерцания. Находясь в этом состоянии, мы нераздельно пребываем со своим Учителем в едином переживании знания, которое он передает, в едином созерцании.

Находясь в состоянии созерцания, мы оказываемся за пределами рассеянности нашего обычно сумбурного сознания, полностью раскрепостившись в обнаженной осознанности, а это и есть наше естественное состояние. В этом естественном состоянии могут появляться мысли или эмоции, но они не тревожат нас: мы остаемся в недвойственном состоянии, соединяясь со всем, что возникает, ничего не принимая и не отвергая. Практикуя таким образом, мы способны оставаться в созерцании, работая с любой ситуацией или обстоятельствами, в которых можем оказаться.

В состоянии недвойственного созерцания действительно нечего делать, нечего практиковать. Не нужно ни с чем бороться, все можно оставить "как оно есть", нет необходимости что-то очищать или преображать. И тогда мы открываем для себя, что имеется в виду под Великим Совершенством, или Абсолютной Завершенностью - таковы два варианта перевода тибетского слова Дзогчен. Открыв самосовершенную природу своего состояния, мы понимаем, что слово Дзогчен в действительности обозначает не традицию или школу, а наше собственное неотъемлемое самосовершенное состояние, всегда присутствующее в каждом из нас, но переживаемое только в созерцании. Поэтому созерцание - самый важный из Трех Священных Принципов.

Третий Священный Принцип - посвящение заслуг - это практика, нераздельно связанная с нашим намерением. Например, выполняя практику долгой жизни, мы занимаемся ею, потому что хотим иметь долгую и благополучную жизнь, на которую влияло бы как можно больше благоприятных моментов. Но одного нашего намерения для этого недостаточно. Нужно спросить себя: для чего нам нужна долгая жизнь? Мы должны стремиться прожить подольше не только для того, чтобы иметь больше времени для бизнеса или политики. Мы должны делать практики долгой жизни, потому что хотим жить долго, чтобы достичь реализации. Если мы будем жить дольше, то у нас будет больше времени для практики, а если мы будем обеспечены, то у нас будет меньше препятствий для реализации. Целью же реализации является благо всех живых существ - вот почему мы находимся на Пути.

Мы должны осознавать, что бесчисленные живые существа, которым мы посвящаем все заслуги, проистекающие от наших благих действий и практики, ничего не знают об Учении или о Пути. Это означает, что они терпят бесконечные страдания. Поэтому мы хотим достичь реализации не только для собственного блага, но и помня о бесконечных страданиях всех бесчисленных существ в сансаре. Если у нас действительно возникает такая осознанность, то появляется и подлинное, а не притворное сострадание.

Будда учил, что мы должны наблюдать самих себя, тогда благодаря наблюдению собственного состояния возникнет желание принести благо другим. Если, например, мы представим самих себя на месте тех, кто не находится на Пути, то сможем понять, как бесконечны их страдания. У таких существ нет никакого залога освобождения, и это очень тяжело.

Те из нас, кто находится на Пути, установили некую связь, благодаря которой мы не только можем получить Учение и практиковать его, - более того, благодаря силе этой связи у нас есть подлинный залог, что мы когда-нибудь достигнем реализации. Нам посчастливилось узнать много методов, и некоторые из них, если ими правильно пользоваться, могут привести нас к реализации даже в этой жизни. Но нужно думать не только о себе: мы должны помнить о страдании всех живых существ и таким образом развивать бодхичитту, стремление достичь реализации ради блага всех живых существ, практикуя эту бодхичитту так, чтобы она была живой и конкретной, чтобы сострадание было истинным, а не только на словах.

Иногда люди много говорят о бодхичитте и любви к ближним, но на деле никогда не следят за своими мыслями и намерениями. И тогда все, что они делают, начинает несколько напоминать игры политических деятелей. Политики обещают все что угодно, а когда их выберут, почти никогда не выполняют своих обещаний. Например, какая-то партия, призывая голосовать за себя, все время обещает, что если ее представителей выберут, то они будут обеспечивать всех нуждающихся бесплатно. Но, победив на выборах, они благополучно забывают все свои обещания. К сожалению, мы иногда поступаем так же: с важным видом заявляем, что практикуем сострадание ради блага всех существ, но понаблюдай мы как следует за собой и за тем, как мы на самом деле ведем себя в жизни, то заметили бы, что даже не можем ослабить напряжение, чтобы ладить со своими друзьями или ваджрными братьями и сестрами. У нас нет сострадания даже к близким людям, не говоря уже о всех живых существах. Такая фальшь, конечно же, не соответствует настоящей бодхичитте, истинному выражению чистого намерения приносить пользу другим.

Мы накапливаем заслуги благодаря практике, особенно благодаря практике созерцания. Действительно, когда мы практикуем нечто столь глубокое, как Песня Ваджры, и оказываемся в состоянии созерцания, то можем накопить бесконечные заслуги. Кроме того, когда я даю объяснения Учений, а вы, прилагая намерение и сотрудничая со мной в сфере Передачи, стараетесь понять это знание, то также можете накопить бесконечные заслуги.

Затем мы должны посвятить эти заслуги всем живым существам. Когда заслуги посвящены, они всегда получают развитие и уже не могут быть утрачены. Если же вы, не посвятив заслуги, отвлеклись и потеряли осознанность, - например, вследствие такого сильного чувства, как гнев, - то мгновенная вспышка гнева может уничтожить заслуги, накопленные за тысячи кальп. Именно так говорил великий учитель Шантидэва, автор "Бодхисаттвачарьяватары", руководства по образу жизни бодхисаттвы.

Если же вы посвятили заслуги, они уже никогда не пропадут, а могут только накапливаться, и поэтому мы посвящаем свои заслуги всем живым существам, используя следующие строки на тибетском языке:

ГЭВА ДИЙИ КЕВО КУН
СОДНАМ ЙЕШЕ ЦОГ ДЗОГ ШИНГ
СОДНАМ ЙЕШЕ ЛЭ ЧЖУНГВЭЙ
ТАМПА КУ НИ ТОППАР ШОГ.

Слова этой молитвы принадлежат Нагарджуне, и их полезно использовать в конце занятия.

ГЭВА значит "благие действия", или "заслуги", которые мы накопили, практикуя, слушая, сидя в позе медитации и так далее. Все это требует усилия и поэтому способствует накоплению заслуг. ДИЙИ значит "этими", так что первые два слова означают "этими заслугами", которые нами накоплены. Следующие два слова, КЕВО КУН, значат "все живые существа".

СОДНАМ ЙЕШЕ означает два накопления: накопление заслуг, происходящее от благих действий (соднам), и накопление мудрости (йеше - мудрость недвойственной осознанности), происходящее благодаря практике созерцания и медитации. ЦОГДЗОГ ШИНГ значит "накопление". Итак, мы выражаем пожелание, чтобы благодаря заслугам, которые мы приобрели своей практикой, все существа накопили два собрания: заслуг и мудрости недвойственной осознанности.

СОДНАМ ЙЕШЕ ЛЭ значит "от этих двух собраний заслуг и мудрости", а ЧЖУНГВЭЙ значит "которые приходят" или "которые зарождаются". ТАМПА КУ НИ ТОППАР ШОГ значит "да достигнут они двух священных реализаций или измерений". Под реализациями здесь имеются в виду Дхармакайя и Рупакайя. Дхармакайя - это аспект реализации за пределами всяких форм, измерение пустоты, являющейся неотъемлемым состоянием всех явлений, а также состоянием реализации просветленных существ. Рупакайя означает измерение бесчисленных форм, проявляющихся как самопроизвольная игра не имеющей образа энергии Дхармакайи.

В этих строках не упоминаются Самбхогакайя и Нирманакайя - два другие измерения реализации, но обычно вместе с Дхармакайей они составляют три кайи. И Самбхогакайя, и Нирманакайя - это аспекты измерения образов. Самбхогакайя - это измерение образов в чистом проявлении, в котором не имеющая образов Дхармакайя проявляется в качестве сущности элементов, как свет. Нирманакайя же - это реализовавшаяся энергия Дхармакайи, проявляющаяся в нечистой сфере образов. Так например, материальное явление Будды в облике Будды Шакьямуни - это проявление Нирманакайи. Упомянутое здесь достижение двух кай: Дхармакайи и Рупакайи - это, по существу, то же самое, что и достижение трех кай.

Итак, в этой молитве, используя слова Нагарджуны, мы выражаем пожелание, чтобы вследствие благих действий, накопленных нами во время занятий Учением или практикой, в которой мы только что принимали участие, все существа могли обрести два собрания - заслуг и мудрости недвойственной осознанности - и желаем, чтобы благодаря проистекающим из нашей практики заслугам и мудрости все живые существа достигли реализации двух Тел.

Затем мы всегда добавляем мантру: ОМ ДХАРЭ ДХАРЭ БАНДХАРЭ СВАХА ДЖАЯ ДЖАЯ СИДДХИ СИДДХИ ПХАЛА ПХАЛА а А ХА ША СА МА МАМАКОЛИНГ САМАНТА. Это очень могущественная мантра, используемая для того, чтобы наделить нашу практику силой и сделать ее реальной, конкретной. Это не только молитва. Поскольку мы еще не реализовавшие существа и не обладаем достаточными возможностями, нам нужно использовать потенциальность этой мантры, чтобы придать силу своей практике.

ДЖАЯ ДЖАЯ СИДДХИ СИДДХИ ПХАЛА ПХАЛА а А ХА ША СА МА МАМАКОЛИНГ САМАНТА - это мантра, при помощи которой мы придаем правомочность своему знанию и пониманию Основы, Пути и Плода, трех основополагающих аспектов Учения.

ДЖАЯ значит "победа", это относится к пониманию Основы. С самого начала наша истинная природа, наша Истинная Основа - это "победоносное" качество самосовершенного состояния, состояния, преодолевшего все препятствия. Этой мантрой мы придаем правомочность своей практике посредством знания и понимания. Мы повторяем слово ДЖАЯ дважды: когда мы используем его первый раз, оно относится к нашему истинному состоянию, или Основе, а во второй раз оно относится к осознанию того, что теперь мы в самом деле находимся в состоянии присутствия, в созерцании. Мы действительно обрели понимание своей истинной природы - того, что имеется в виду под словом "Основа".

СИДДХИ значит "достижения". Здесь слово СИДДХИ заменяет слово "путь", или "созерцание". Находясь на Пути, мы созерцаем. Зачем мы созерцаем? Чтобы достичь реализации. Но мы должны помнить, что слово "достижения" относится здесь не к чему-то такому, что мы приобрели заново. Здесь имеются в виду аспекты нашей истинной природы, которые самовершенны с самого начала. Требуется только обнаружить себя в своем истинном состоянии, которое присутствовало изначально, но от которого мы отвлеклись. Так что слово СИДДХИ используется здесь как знак того, что именно благодаря практике Пути мы по-настоящему обнаружили себя в своем истинном состоянии, которое в Дзогчене называется состоянием лхундруб - самосовершенным состоянием.

Затем мы дважды повторяем слово ПХАЛА. ПХАЛА означает "знание Плода". Обычно у нас бывает представление, что мы обретем реализацию когда-то в будущем. Реализация представляется нам чем-то таким, что придет позже. Но в самом глубоком смысле наша истинная природа самосовершенна с самого начала. Действительное обнаружение себя в этом состоянии знания и имеется в виду под словом ПХАЛА - это подлинное, пережитое знание нашего собственного состояния как Плода, понимание, что осуществление нашей практики и есть реализация.

Таким образом, используя эти слова - ДЖАЯ ДЖАЯ СИДДХИ СИДДХИ ПХАЛА ПХАЛА, - благодаря знанию Основы, Пути и Плода мы делаем свою практику правомочной.

Затем, произнося слоги а А ХА ША СА МА, символизирующие шесть миров Самантабхадры, мы еще более подкрепляем практику. Самантабхадра - это не только имя Ати-будды, изначального Будды, это также название нашей внутренней потенциальности, нашего истинного состояния. Это истинное состояние имеет шесть аспектов, или проявлений, потому что достигается благодаря обращению вспять причин шести миров сансары, и этот процесс активизируется данными шестью слогами мантры.

В конце мы произносим слова МАМАКОЛИНГ САМАНТА. Произнося эту мантру, мы продолжаем пребывать в состоянии мгновенного присутствия, созерцанием придавая правомочность всей своей жизни. Мы остаемся в состоянии созерцания, и тем самым любое обстоятельство нашей повседневной жизни становится практикой.

Из этой беседы понятно, что всегда, когда мы практикуем или применяем Учение, в корне необходимо, чтобы все наши намерения и действия были связаны с Тремя Священными Принципами. Важно понимать эти принципы и точно знать, что ни один их аспект не упущен в нашей практике. Мы все время должны их осознавать - в практике Дзогчена все в нашей жизни полностью воссоединяется в единое целое, ничто не остается вне его.

Созвучные материалы:

 

Обсудить   Религии    Главная  страница



Rambler's Top100