ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ
Глава пятая
 

Если кто-то думает: "Ну и что из того, что есть непостоянство и смерть? Почему не достаточно для меня или [вообще] не родиться, или же, будучи рожденным, придти к обретению полноте обладаний бога или человека?" - то это является привязанностью к счастью самсарического существования. Как противоядие против этого будет объяснена медитация сосредоточения на изъянах самсары. Вкратце, это

Страдание составного,

Также страдание изменения

И страдание страдания. -

Этими тремя [темами] суммировано сосредоточение на изъянах самсары.

Итак, если эти три [вида] страдания объяснять с помощью примеров, то страдание составного подобно несозревшему рису. Страдание изменения подобно поеданию вареного риса, смешанного с сильным ядом. Страдание страдания подобно язве, открывшейся из-за [съеденного ядовитого] риса.

Также если эти три страдания объяснять с точки зрения их собственной природы, то страдание составного является ощущением невозмутимости, страдание изменения - ощущением счастья и страдание страдания - ощущением страдания.

Также если эти три страдания объяснять посредством определяющих характеристик, то страдание составного - это то, что [если] скопления* захвачены, то лишь в силу этого приятия наличествует страдание. В связи с этим обычные существа не ощущают этого страдания составного, как, например, будучи пораженным чумой, не ощущаешь недомогания в ухе или где-то на теле. "Вошедшие в поток" и прочие Благородные все же видят это страдание составного, и они подобны тому, кто, например, почти вылечился от чумы и ощущает недомогание уха или другой [части] тела.

И еще другой пример: от того, что один волосок лежит на ладони, нет ни счастья, ни страдания, - но попади он в глаз, [сразу] возникнет несчастье и страдание. Так же и это страдание составного обычными живыми существами не ощущается как страдание, в то время как для Благородных это страдание велико.

Также в "Комментарии на 'Сокровищницу'" сказано:

"На ладони лежит волосок.

Если он попадет в глаз,

Возникнет несчастье и страдание.

Детишками - подобными ладони -

Страдание составного - волоска - не осознается;

Благородным же - подобным глазу -

Страдание составного видимо".

Что касается второго, страдания изменения, то поскольку все обретаемое в самсаре счастье заканчивается и становится страданием, то оно и называется страданием изменения.

Также и в "Сутре белого лотоса сострадания" говорится: "Царство богов являет собой причину возникновения страдания; царство людей также являет собой причину возникновения страдания".

Поэтому даже обретение власти, подобной [власти] вселенского монарха среди людей, в конце концов оборачивается страданием. Также в "Послании другу" сказано:

"Даже если стал самим вселенским монархом,-

Перевернувшись, обернешься рабом".

Но это еще не все. Даже обретя тело и богатство, подобные [таковым] Индры, владыки богов, в конце концов умрешь и упадешь. Так, сказано:

"Даже став достойным подношений Индрой,

В силу [законов] кармы сверху обратно на землю падешь".

Но и это еще не все; даже освободившись от желания и привязанностей вожделения, подобно королю богов Брахме и другим, а также обретя счастье невозмутимого созерцания, в конце концов падаешь. Также сказано:

"Обретя счастливую свободу от желаний Брахмы, обратно

Дровами для огня "Непрерывного" станешь -

И обретешь веру в непрекращаемое длительное страдание".

Третье, страдание страдания - это когда помимо страдания, [возникающего] в силу приятия этих захваченных скоплений, дополнительно появляются действительные великие страдания. Кроме того, необходимо знать, что существует два [вида этого страдания]: страдание дурной участи и страдание счастливой участи. Первое объясняется как дурная участь трех [миров]: адского, голодных духов и животных. Если подразделять каждое из них, то необходимо знать четырехчастное подразделение: количество [подразделений данного мира], место обитания, какое испытывается страдание и возможная продолжительность жизни.

Если таким образом подразделять адское существование, то существует восемь горячих адов и восемь холодных адов - всего шестнадцать, [к которым] добавляются два [типа]: кратковременные и соседствующие, что составляет восемнадцать.

Что касается места расположения этих горячих адов, то они находятся под этой Джамбудвипой, поскольку множество существ отсюда попадают туда. Более того, в самом низу находятся адские живые существа "Мучений без [избавления]"; над ним [последовательно] "Раскаленного", "Горячего", "Рыданий", "Плача", "Разрушаемого Сборища", "Черных Линий" и "Воскрешения". В "Сокровищнице истинного Учения" сказано так:

"Отсюда ниже на двадцать тысяч [йоджан]

Примерно находится "Мучения без [избавления]".

А над ним - [остальные] семь адов".

Что касается того, какое же там испытывается страдание, то это признаки, описываемые названием, и общее описание; первый среди них - это "Воскрешение", где адские обитатели, связанные друг с другом в пещере, взаимно расчленяют и убивают [друг друга]; затем поднявшимся ледяным ветром [они] воскрешаются, и так продолжается, пока их жизненный срок там не кончится.

Что касается "Черных нитей", то, иссекаемые повсюду черными нитями, они распиливаются пылающе-огненными пилами и разрубаются раскаленно-огненными топорами. Так,

"Некоторые распиливаются пилами, другие же

Разрубаются нестерпимо острыми лезвиями топоров".

В "Разрушаемом Сборище" [обитатели] расплющиваются, будучи собранными между гор, или же давятся, будучи собранными между железными трясущимися колодками. В первом случае эти живые существа расплющиваются сходящимися с двух сторон горами, похожими на овечьи лбы; затем эти две горы отходят назад, и поднявшийся ледяной ветер оживляет тела, [и они становятся] как прежде, и затем снова точно так же расплющиваются. Также в "Облаке наставлений" говорится:

"Две внушающие страх баранорогие горы [сходятся] вместе

И все тела, собранные меж ними, толкут и расплющивают в пыль и слизь."

Некоторые же давятся между железными трясущимися колодками и растекаются четырьмя кровавыми потоками. (59) Так, сказано:

"Некоторые выжимаются, как кунжут, а другие

Размалываются в частицы, подобные крупицам муки".

В "Плаче" сжигаемые живые существа испускают вопли от страха.

В "Рыданиях" испускаются особенные вопли.

В "Горячем" подвергаются огненным и тому подобным мукам: в рот вливается расплавленная кипящая бронза, так что все внутренности сгорают; также [существа] протыкаются заостренными пиками от ануса до макушки головы.

В "Раскаленном" подвергаются особенным мучениям: [обитатели] сжигаемы кипящей расплавленной бронзой, так что не остается никакой кожи, а из всех отверстий брызжет огонь, а также протыкаются тремя пиками: [одной] в анус, а двумя другими от ступней ног до плеч. Также сказано:

"Так, другие, горя в расплавленной бронзе

Пылающей, кипят и дымятся;

Некоторые же на пылающие железные колья

Заостренные насаживаются мало по малу".

Живые же адские существа "Мучения без [избавления]" полностью сжигаются в огненном помещении высотой и длиной в двадцать тысяч йоджан, в центре находится железный котел в несколько йоджан [шириной], и в него льется бронза и медь, и погруженные (60) туда [существа] четырех стран света варятся в нестерпимом огне. Также сказано:

"Некоторые в огромных, сделанных из железа котлах

Ввергнуты целиком, отмеренные, как рис для супа".

Из-за непрекращающегося страдания [этот ад] зовется "Мучения без [избавления]".

Какова же продолжительность их жизни? - Сказано:

"Во всех шести от "Воскрешения" и так далее по порядку

Сутки равны жизни богов [мира] желаний;

Поэтому их жизнь

Измеряется [сроком жизни] богов [мира] желаний".

Один день ада "Воскресения" равен длительности жизни кого-либо из четырех семейств-хранителей Великих Царей, и поскольку тридцать дней составляют один месяц и двенадцать месяцев считаются за год,- а [обитатели] "Воскресения" способны жить по собственных пятьсот лет,- то [их жизнь] составляет 1.620.000.000.000 человеческих лет.

Подобным же образом, поскольку [продолжительность жизни] в области тридцати трех богов и в аду "Черных линий" одинакова, а жизнь этих адских существ составляет одну тысячу собственных лет, или 12.960.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Свободной от борьбы" и обитателей ада "Разрушаемого сборища" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет две тысячи собственных лет, или 103.680.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов "Радостной" области [Тушита] и обитателей ада "Плача" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет четыре тысячи собственных лет, (61) или 829.440.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Радостного Преображения" и обитателей ада "Рыданий" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет восемь тысяч собственных лет, или 6.635.520.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Иных Могучих Преображений" и обитателей ада "Горячий" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет шестнадцать тысяч собственных лет, или 53.084.160.000.000.000 человеческих лет.

Что же касается обитателей "Раскаленного" ада, то продолжительность их жизни составляет половину промежуточной кальпы, а в аду "Мучений без [избавления]" продолжительность жизни составляет одну промежуточную кальпу. Как сказано:

"В "Раскаленном" - половина, а в "Мучениях без [избавления]" -

[Одна] промежуточная кальпа".

Соседствующие ады находятся по четырем сторонам тех восьми адов. Так, сначала на западе находится "Огонь без границ". Как только тамошние чувствующие существа, бродящие в поисках [спокойного] места, ставят ноги [на землю, их] кожа, мясо и кровь совершенно сгорают. Однако, когда они поднимают ноги, [плоть] образуется [вновь]. Это первый дополнительный [ад].

Поблизости - "Болото гниющих трупов", где в слизистых нечистотах обитают червяки с белыми телами и черными головами, имеющие острые клювы, и эти червяки вгрызаются в тамошних живых существ до костей. Это второй дополненительный [ад].

Неподалеку же находится третий дополнительный [ад], где муки причиняются на изобилующим бритвами пути, в чаще листьев-кинжалов, пестрыми собаками, железными деревьями с шипами и птицами с железными клювами.

Вблизи же находится "Река без брода", наполненная кипящим щелоком, где и варятся живые существа. И существа на берегу, вооруженные мечами, препятствуют [им выйти из реки]. Это четвертый дополнительный [ад].

Таким образом, все восемь дополняются шестнадцатью, как сказано:

"По четыре с каждой их стороны:

'Огонь без границ', 'Болото гниющих трупов',

'Путь бритв' и так далее, и 'Реки'".

Кто же эти охранники, имеющие вид живых существ, птицы с железными ключами и тому подобная адская стража, окружающая тех чувствующих существ, - есть они или нет?

Вайбхашики утверждают, что это живые существа; саутрантики утверждают, что это не живые существа. Что же касается точки зрения йогачаров и патриархальной преемственности Марпы и Мила[репы], то утверждается, что это является проявлениями самого ума чувствующих существ из-за совершенных дурных действий. Согласующееся с этим объяснение содержится во "Вхождении на путь":

"Оружие обитателей ада -

Кем и для чего было сделано?

Кем раскаленная железная почва произведена?

Откуда возникли эти массы огня?

Все это и подобное этому

Является дурным умом,- сказал Святой".

Что же касается восьми холодных, то это ады "Покрытых волдырями", "Покрытых лопнувшими волдырями", "Зубовного скрежета", "Восклицаний Брр", "Восклицаний Увы!", "Трещин в форме лотоса утпала", "Трещин в форме лотоса", "Трещин в форме великого лотоса". Так, сказано:

"'Покрытых пузырями' и прочие восемь холодных".

Где же они расположены? - Они находятся прямо под этим миром в направлении великих адов.

Какое же страдание в них испытывается? - [Оно] понимается из названия и описывается так: в первых двух из-за повреждений, наносимых невыносимым холодом, на теле вздуваются волдыри, и подобным же образом появляются лопнувшие волдыри. Такие имена даны из-за телесных изменений. [Следующие] три названы так из-за звуков, издаваемых терпящими невыносимый холод. Синяя [от холода] кожа [обитателей следующего ада] трескается в форме цветка утпала и отслаивается пятью или шестью "лепестками". [Уже] не посиневшие, а покрасневшие [от холода обитатели следующего ада на теле] имеют трещины в форме лотоса, и [их кожа] отслаивается десятью или более "лепестками". (64) Совершенно малиновые [от холода обитатели следующего ада на теле] имеют трещины в форме великого лотоса, и [их кожа] отслаивается сотней или более "лепестков". Эти три последних названы так также из-за телесных изменений.

В отношении продолжительности их жизней Победоносным дан такой пример: "О монахи! Если, например, в стране Магадха есть кунжутный лабаз, наполненный до краев восемьюдесятью мерами кунжута, и оттуда берется по зернышку каждые сто лет, то тогда, о монахи, если в этом порядке полностью без остатка израсходовать восемьдесят мер кунжутного лабаза в стране Магадха, составит ли это полный срок жизни чувствующих существ, рожденных в самом скоропреходящем [аду] "Покрытых волдырями", я не скажу. Монахи! Двадцать [сроков жизни] "Покрытых волддырями" подобны одному "Покрытых лопнувшими волдырями". И таким же образом, о монахи, [далее до ада] "Трещин в форме лотоса", двадцать [сроков жизни в котором] подобны одному в [аду] "Трещим в форме великого лотоса".

Значение этого объяснено в краткой форме высокоученым Васубандху таким образом:

"Каждые сто лет из кунжутного лабаза

По одному зернышку кунжута уносить, [пока запас] не истощится -

Составит срок жизни "Покрытых волдырями";

В остальных же срок жизни - умножая на двадцать".

Поэтому [срок жизни в аду] "Покрытых волдырями" [составляет время опустошения] наполненного кунжутного лабаза; "Покрытых лопнувшими волдырями" - двадцать [таких лабазов], "Зубовного скрежета" - четыреста, "Восклицаний Брр" - восемь тысяч, "Восклицаний Увы!"(65) - 160.000, "Трещин в форме утпала" - 3.200.000, "Трещин в форме лотоса" - 64.000.000, "Трещин в форме великого лотоса" - 1.240.000.000 [таких лабазов].

Что же касается чувствующих существ в кратковременных адах, то их может быть много, или два, или одно, что является осуществлением индивидуальнгой кармы; они разнообразны в своих особых чертах. Их место неопределенно, располагаясь в реках, горах, зловещих и прочих местах, под землей, а некоторые - в стране людей, подобно тому, который был увиден Благородным Моугальпу[трой], и подобно зловещему месту, виденному Достопочтенным Сангхаракшитой. Продолжительность жизни этих [существ] неопределенна.

На этом объяснение страданий чувствующих существ в адах завершено.

Голодные духи подразделяются на повелителя голодных духов Яму и голодных духов - его посланцев. Где же они обитают? - Повелитель голодных духов Яма обретается в скрытом под Джамбудвипой [месте] на глубине пятьсот йоджан. Что же касается голодных духов - посланцев, то они обитают в зловещих и тому подобных неопределенных местах.

Подразделение голодных духов - посланцев трехчастно: омраченные внешне в еде и питье, омраченные внутренне (66) и омраченные в еде и питье.

Какое же ими испытывается страдание? - Некоторые голодные духи, обладающие сверхъестественными способностями, испытывают нечто, подобное великолепию богов. Однако в силу внешней омраченности в еде и питье они видят пищу и напитки гноем и кровью или же бессильны [получить] еду и питье, поскольку видят препятствия со стороны других. Те, кто омрачены внутренне, хотя и не препятствуемы другими, не способны есть и пить из-за себя самих. Так, сказано:

"У некоторых рот с игольное ушко,

Брюхо же величиной с гору. Мучимые голодом,

Даже кусочка [пищи] в массе нечистот

Не способны отыскать".

Тех же, кто омрачен едой и питьем, также два [вида]: "ожерелье языков пламени" и "поедатели испражнений". Что касается первых, то съеденное и выпитое ими сразу превращается в пламя; в то время как вторые пьют говно и мочу и едят отрезанное от себя мясо, подобно тому, как это было видено Дрошин Кьенава Джеваригом в зловещем месте.

Какова же продолжительность жизни голодных духов? - Один месяц людей равняется одним суткам голодных духов, и их [жизнь] в годах и месяцах сочтена в пятьсот лет. Так, сказано:

"... голодных духов

День [равен] месяцу [людей, живут же они] пятьсот [лет]".

Животные подразделяются на многоногих, (67) четвероногих, двуногих и безногих, - всего четыре [класса]. Где же они обитают? - в воде, на равнинах, в дальних уголках лесов. Однако главным их обиталищем является великий океан. Какое же ими испытывается страдание? - Страдание порабощения, страдание умерщвления, страдание взаимного поедания. Первое относится к животным, подпавшим под власть человека. Как говорится:

"Бессильные, порабощенные другими, они терпят побои ногами, руками,

Кнутами, железными крюками".

Второе относится к обитателям горных расселин и тому подобных. Как сказано:

"Некоторые из-за жемчуга, шерсти, костей, крови,

Мяса и кожи погибают".

Третье большей частью относится к обитателям великого океана - о них говорится:

"Едят пищу, которая падает в рот".

Какова же продолжительность жизни животных? - Самые долгоживущие способны жить даже на протяжении промежуточной кальпы. Так,

"... животных

Предел долговечности - кальпа".

На этом объяснение страданий дурных состояний завершено.

Страдание счастливых состояний трехчастно: страдание людей, страдание полубогов и страдание богов.

Людских страданий восемь. В "Сутре вхождения в чрево" об этом сказано так: "Так, это также страдание рождения; это также страдание старения; это также страдание болезни; это также страдание смерти; это также страдание разлучения с притягательным; это также страдание столкновения с неприятным; это также страдание поиска и ненахождения желаемого; это также страдание сложности защиты имеющегося".

Что касается рождения, то, хотя это и корень всех других [существ] и, как сказано, [все] рождаются четырьмя способами, в большинстве случаев рождение происходит из чрева. В силу этого первым является страдание вхождения в чрево из промежуточного существования, и это таково: все существа промежуточного существования обладают сверхъестественными способностями: путешествуют по небу и, подобно [имеющим] "божественный глаз", способны видеть также и отдаленное место рождения. Однако в силу могущества кармы возникают четыре приводящих в замешательство явления: поднимается сильный вихрь, обрушивается неистовая гроза, наступают сумерки и в том месте раздаются звуки устрашающих криков толпы. Также в соответствии с хорошей или плохой кармой возникают десять нечистых представлений: [они] думают: "Я вхожу в огромное здание", "всхожу на второй этаж здания", "поднимаюсь на трон", "вхожу в травяной шалаш", "вхожу в лиственную хижину", "проскальзываю в щель в траве", "вхожу в лес", "проскальзываю в отверстие стены", "проскальзываю в щель в соломе". Думая так, [они] даже издалека видят занятых совокуплением родителей и следуют туда. Если накопленная заслуга велика, то стремление в высокому месту рождения [проявляется] в видении огромных многоэтажных зданий и тому подобное, куда [существо] и устремляется; [если] накопленная заслуга средняя, то стремление к среднему месту рождения [проявляется] в видении травяного шалаша и тому подобное, куда [существо] и устремляется; отсутствие накопленной заслуги в силу стремления к дурному месту рождения [проявляется] в видении отверстий в стене и тому подобное, куда [существо] и устремляется. Если [оно] само мужского пола, то зарождается привязанность к матери, к отцу же рождается ненависть. Если [это существо] само женского пола, того зарождается привязанность к отцу, а к матери зарождается ненависть. В силу привязанности и ненависти сознание промежуточного состояния смешивается с выделениями родителей.

Сказано, что с момента вхождения [существо] пребывает в чреве тридцать восемь недель. Также сказано, что некоторые пребывают [там] восемь месяцев, или девять месяцев, или десять месяцев. Для некоторых же [время] пребывания в чреве неопределенно, вплоть до шестидесяти лет.

Во время первой недели пребывания в чреве матери чувственные органы тела и сознание, будучи вместе, испытывают непереносимое страдание варки и поджаривания в горячем котле. Тогда [зародыш] именуется "округлым", и его очертания подобны рисовой кашице или простокваше.

Затем на второй неделе [пребывания] в материнском чреве поднимается так называемый "всезадевающий" вихрь, чьими прикосновениями в чреве становятся проявленными четыре элемента. Тогда [зародыш] именуется "овальным", и его очертания подобны сметане или застывшему маслу.

Затем на третьей неделе [пребывания] в материнском чреве поднимается так называемый "действующий" вихрь, чьими прикосновениями в чреве четыре элемента становятся полностью явленными. Тогда [зародыш] именуется "продолговатым", и его очертания подобны железной ложке или муравью.

Подобным же образом происходит развитие на седьмой неделе, когда в материнском чреве поднимается так называемый "завивающий" вихрь, и в силу касаний в чреве этого вихря образуются две руки и две ноги. В это время возникает [такое] страдание, что [зародыш] думает, что какое-то могучее существо вытаскивает его члены, а другое существо растягивает [их] палкой.

Подобным же образом происходит развитие на одиннадцатой неделе, когда в материнском чреве поднимается так называемый вихрь "появления отверстий", касаниями в чреве производящий девять отверстий. В это время испытывается [такое] страдание, [как если бы] указательным пальцем тыкали в свежую рану.

Кроме того, если мать ест нерегулярно или холодное, то испытывается страдание нагого человека, брошенного на ледник, Подобным же образом возникает страдание если съесть очень горячее, очень кислое и так далее. Если переедать, то тогда испытывается страдание, подобное сдавливанию между скалами. Если недоедать, то тогда испытывается страдание, подобное тому [как если бы зародыша] кинули в пространство и [оставили там] болтаться. Если же неосторожно ходить, скакать и толкаться, то испытывается страдание, подобное падению по склону. Если же много совокупляться, то испытывается страдание, подобное избиению колючими плетьми.

На тридцать седьмой неделе само чрево осознается как нечистое, вонючее, темное заточение, и из-за совершенного изнеможения возникает решение выбраться наружу.

На тридцать восьмой неделе в материнском чреве поднимается так называемый "собирающий цветы" вихрь, и этим вихрем изменяется расположение существа, направляя [его] к выходу. В это время страдание таково, как если бы тебя бросили в железную машину.

Так во время существования в тепле утробы, подобной горячему и обжигающему котлу, где [существо] варится и поджаривается, раскачивается и затрагивается двадцатью восемью различными вихрями, оно развивается и вырастает благодаря питательным сокам материнской крови и прочему, и из "округлого" изменяется до полностью совершенного тела. Также в "Сутре вхождения в чрево" сказано:

"Во-первых, из округлой формы

Образуется мясной катышек.

Из катышка возникает продолговатость.

Продолговатый комочек становится затвердевшим.

Когда он совсем затвердевает,

Возникает голова и четыре конечности,

И когда кости образованы, - тело сформировалось.

И все это возникло по причине кармы".

Затем возникает вихрь, названный "лицо, смотрящее вниз"; этим вихрем тело поворачивается головой вниз, руки вытягиваются, и [существо] появляется вовне. В это время испытывается страдание, подобное протаскиванию через железный волочильный глазок.

Некоторые умирают еще в чреве, некоторые умирают вместе с матерью [в родах].

Также когда во время родов [ребенок] падает на поверхность, испытывается такое страдание, как если бы [он] был кинут в яму с шипами. Уже вовне испытывается страдание сдирания кожи, как будто обдирают об угол стены.

Продолжительное пребывание в этом существовании подобно малым и большим болезням, тесноте и простору, темноте и не темноте, чистоте и грязи, и найдется ли сейчас такой, кто сильно захочет [пробыть] в яме нечистот три дня? Если представить, что за это предложат дать три золотых, кто согласится? А ведь страдание чрева даже больше, чем это. Также в "Послании другу" сказано:

"...Задержанный нагим в совершенно невыносимой вони,

Пребывая в закрытой темной тесноте

Чрева, подобного аду... - войдя туда,

Нужно оставаться в великом страдании скрюченного тела".

Осознав все это, подумай, кто способен даже единожды [захотеть] войти в чрево?

Страдание старения тоже неизмеримо. Коротко говоря, их десять: телесные изменения, изменение волос, изменение кожи, изменение цвета, изменение в энергичности и мощи, изменение признания, изменение заслуг, изменения здоровья, изменения ума и конца жизни, когда срок прошел.

Телесные изменения: прежде прямое и сильное по крепости тело изменяется и становится согнутым и кривым и нуждается в поддержке посоха.

Изменения волос: прежде естественный цвет волос, подобный черной щетинке пчелы, меняется, и волосы становятся белыми или [выпадают до полного] облысения.

Изменения кожи: прежде мягкая и тонкая кожа, подобная тончайшим хлопковым тканям из Варанаси или китайскому шелк, меняется и становится толсто-грубой, в складках и скоплениях морщин, подобной старому медному браслету.

Изменения цвета: прежний сияюще-лучезарный цвет, подобный кончикам бутона лотоса, меняется и становится синевато-зеленым и бледно-серым, подобно увядшему цветку.

Изменения в энергичности и мощи: прежняя крепкость и бодрость изменилась и ушла, и, поскольку сила тела истощилась, делать что-либо трудно и нет мочи; так как активность ума уменьшается, удовольствие от какого-либо действия мало; так как способности органов чувств ухудшаются, объекты или не воспринимаются, или воспринимаются иначе.

Изменение признания: прежние хвалы и превозношения других изменились, и теперь люди хуже испытывают презрение [к нам], мы непривлекательны даже для никчемных людей, дети обидно дразнятся, и [мы] идем, поддерживаемые внуками.

Изменения заслуг: все прежнее богатство и добродетели уменьшились, тело не ощущает тепло, рот не ощущает вкуса, и особенно хочется съесть то, чего нет, и также особенно трудно в поисках пожертвований.

Изменения здоровья: пришедшая самая тяжелая болезнь, болезнь старости, ведет за собой все остальные недуги, и это - страдание.

Изменения ума: забывается все, что только что сказано и сделано, и [мы] охвачены иллюзиями.

Конец жизни, когда срок прошел: дыхание становится отрывистым, голос сиплым, все восприятие дряхлеет, и приближается смерть. Так и в "Увеселениях величественных Благородных" сказано:

"Привлекательное тело старость делает непривлекательным;

Старость отнимает признание и уменьшает энергичность и мощь;

Старость отнимает счастье и рождает страдание;

Старость - причина смерти; старость отнимает здоровье".

Страдания болезни также неизмеримо. Вкратце, их семь: так, это страдание страшной боли, страдание, причиняемое грубым обследованием; страдание зависимости от сильных лекарств; страдание отказа от страстно желаемой еды и питья; страдание следования мнению врача; страдание истощения имущества; и страдание страха смерти. Также и в "Увеселениях величественных Благородных" сказано:

"Страданиями многих сотен болезней и омрачениями хворей

Мучимы существа, подобно людским голодным духам".

Страдания смерти тоже неизмеримы. В "Сутре наставлений королю" сказано так:

"О великий король! Подобным образом [человек] наколот на пику Владыки Смерти: лишен пищи, не имеет прибежища, не имеет защиты, не имеет друзей, мучим болезнями, жаждет; облик изменяется, руки - ноги трясутся, [он] не способен действовать, тело облеплено слюной, соплями, мочой и рвотой, [горло] издает хриплые звуки, [он] покинут врачами, спит последний раз в кровати и исчезая в потоке самсары, перепуган служителями Ямы; дыхание пресекается, рот и ноздри открыты: эта юдоль отвергнута, [и он] ушел на другой берег мира; великий подарок отброшен; [он] вошел в великий мрак; [он] упал в огромное пространное место; [он] унесен великим океаном; [он] гоним ветром кармы; [он] следует в дыру, где нет ни земли, ни воды; [он] не участвует в распределении [своего] добра; [он] восклицает: "Увы мне, мать! Увы мне, отец! Увы мне, дети!" - но нет [ему] в то время ни прибежища, ни защиты, ни друзей, кроме как, о великий король, в Учении".

Страдание разлучения с притягательным: во время смерти родителей, детей, внуков и так далее разум, привязанный к ним, испытывает неизмеримое страдание горя, мучений, стенаний, призывов и тому подобное.

Страдание встречи с неприятным - это страдание враждебности и ссор из-за ненавистного врага. Страдание изобильно из-за ссор, побоев и тому подобного.

Два последних вида страдания легко понять.

Для полубогов подобие страдания богов дополняется страданиями гордости, зависти и ссор. Так, говорится:

"Из-за присущей им ненависти к великолепию богов

Полубоги испытывают великое страдание".

Также и боги сферы желаний испытывают страдание борьбы с полубогами, страдание неудовлетворения желаний, страдание унижений, убийств, насилия, умерщвлений, изгнаний, смерти и страданий падения. Как (78) сказано: "Божественное дитя! Когда умираешь, возникает пять предзнаменований: одеяния пачкаются, цветочные гирлянды увядают, из подмышек течет пот, от тела исходит дурной запах, и собственное сиденье перестает нравиться".

Что же касается сферы форм и бесформенной сферы, то, хотя там и нет тех страданий, однако из-за посмертного переселения и безвластия над ситуацией испытывается страдание падения в дурные состояния. Таким образом, эти существа счастливых и возвышенных состояний по истощении кармы падают в дурные состояния. Поэтому эти самсарические состояния по существу своему [исполнены] великого страдания и подобны дому, объятому огнем. Также в "Сутре вхождения в чрево" сказано:

"Увы! Поскольку этот океан самсарического существования горит, пылает, полыхает, пламенеет, объят огнем, - никто из чувствующих существ не остается незатронутым. Что ж это за полыхающее пламя? - Видишь, это вечно пылающие и полыхающие огни желания и привязанности, ненависти, огонь невежества, рождения, старения, огонь смерти, дурной участи, испускания стонов, несчастного ума и воинственности, - и никто не освобождается от них".

Сосредоточиваясь таким образом на пороках самсары и познавая их, ум отворачивается от счастья самсарического существования. Также в "Сутре встречи отца и сына" говорится так:

"Если сосредоточено всматриваться в пороки самсары,

То рождается скорбящий ум.

Если боишься темницы трех сфер,

[Она] отвергается усердным умом".

Также ученым Нагарджуной было сказано об этом предмете следующее:

"Поскольку эта самсара действует подобным образом, -

То богом, человеком, адским существом, голодным духом и животным -

Родиться не есть добро; такое рождение,

Знайте, становится вместилищем для многих зол".

На этом пятая глава, объясняющая страдание самсары, из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности превосходного Учения", завершается.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100