Беседы с буддологом А.В. Парибком.
1. Абсолютная и относительная истина

 

Корреспондент: Что такое абсолютная истина и что такое относительная истина? Что под этим понимается в традиции?

А.В.: Не очень простой вопрос. Потому что в разных школах по - разному могут прилагать эти понятия к разным предметам, к разным вещам. Так что, если совсем уж добросовестно действовать, то сперва следует объяснить эти понятия, а потом уже определиться с точкой зрения - одной из возможных или новых, придумать, с какими предметами мы эти понятия соотнесем.

А с понятиями просто, относительная, только во – первых это не истина – это как частенько путаница наблюдается, она пошла со старой буддологии ("четыре благородные истины"), и на самом деле здесь [имеется в виду] не аспект знания потому, что, по крайней мере он затаскан, (напр., предложение "идет дождь" истинно, тогда и только тогда, когда идет дождь). Т.е. оно относится к высказыванию, к знанию, а то слово санскритское [сапте], которое он переводит: "истина" в буддологии, "truth", по английски, оно относится как раз к вещам, а не к высказываниям и поэтому ближе говорить о действительности. И поэтому вместо "абсолютной" и "относительной истины", можно либо сказать, "относительная действительность" и "абсолютная действительность" или, пользуясь европейской терминологией, можно сказать "действительность" и "реальность".

Корреспондент: Абсолютное – это как положено на самом деле.

А.В.: Если мы читаем роман, мы можем говорить, о "действительности романа", но мы знаем, что в романе нет реального, оно там нечто действительное и скажем у нас есть действительность разговора, и если бы здесь была кошка, реальность бы у нас была, наверное, общая, но действительности разговора для нее бы не существовало.

А дальше школы можно как-то иерархически упорядочить по тому, как они, как капусты качан лущат действительность в поисках реальности. Совсем обыкновенный человек берет качан и говорит: “вот все реально”, да?, потом они начинают выщипывать, выщипывать, выщипывать.

Это похоже на то, как в индуизме, решают вопрос, о том, кто такой я. Скажем обычный социальный человек, ну на пример простой бизнесмен, он может об этом и не думать, иными словами, не рефлексировать, но на деле, что такое для него я. Я это например, там, счет, машина, любовница, дача и прочее, дом. Почему? На самом деле это я, потому что если это все пропадет он пускает себе пулю в лоб, он себя потерял - доказали.

Обычный человек, такой, как бы индуист, обыденный, нормальный человек, считает, что я - это мой сын, потому что самое важное, вот он кравинушка. А дальше будет, какое-то восхождение, чем дальше, тем тоньше, покуда не дойдет до атмана самого по себе. Когда дошел, философские, а потом, реализовал, получилось, вот освобожден, вот по индуистски так, а по буддистски именно тоже с реальностью происходит. Ну говорим, совсем обычный человек, например, считает, то что все реально, не только что, это реально, ну например, то что и в телевизоре происходит, то же реально. Я вот могу сейчас привести доказательства.

Один мой [знакомый] - очень умный человек, который, к тому же и очень богатый, (он производит тренеров для предпринимателей, поэтому он очень богат). Он тренирует и создает персонал, высший и средний персонал, для совершенно новых задач. Он как-то приглашен был на телевидение на одну дискуссию, ну пригнали технику, еще кто там был, а второй человек не явился, заболел что ли. Ему говорят: "Ну слушай, Сергей, ну давай что-нибудь сделаем". "Ну давай поговорим, раз приехал". "О чем?" "Давай поговорим о монархии". А ну там был какой-то мужичок, сравнительно бледный, достаточно бледный, если сравнивать с Сергеем, интеллектуально. Ну, вот они начали дискутировать, нужна ли России монархия? Сперва Сергей взял точку зрения, что не нужна России монархия и точно все он доказал, что России монархия не нужна, потом они поменялись, и Сергей точно также доказал, что обязательно нужна в России монархия, точно нужна, получил большое удовольствие. После этого ему сказали, слушай Сергей, ты, пожалуйста, больше так не делай, у нас тут шквал звонков, звонят всякие люди и говорят, нам такие дураки не нужны, нам нужна, правда. Значит, для них все реально.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100