Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том III
Этап духовного развития высшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


 
ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ
ЭТАПЫ ПРАКТИКИ [БОДХИСАТТВЫ]

[МЕТОДИКА ПРАКТИКИ ОБЩЕЙ МАХАЯНЫ]

ПОРЯДОК ПРАКТИКИ
[ОБЩАЯ ПРАКТИКА ДЕЯНИЙ]
[ПРАКТИКА ПАРАМИТ]

1. [Даяние]
III. Разновидности даяния

(продолжение)

§3. Собственно разновидности даяния

1. Даяние Дхармы

это безошибочное разъяснение святой Дхармы или правильное обучение [Дхарме] наряду с изучением ремесел и других безгрешных мирских занятий; побуждение [других] принять требования [обетов].

2. Даяние защиты

это спасение существ от насилия царя, разбойников и других людей; от нападения львов, тигров, морских чудищ и всякой нелюди; от опасностей воды, огня и других стихий.

3. Даяние вещей
А. Реальное даяние вещей
1. [Правила даяния вещей]
а. [Лица - объекты даяния]

Их десять:
(1) помогающий тебе друг, родственник;
(2) причиняющий вред враг;
(3) нейтральный, не делающий тебе ни добра, ни зла;
(4) обладающий нравственностью и другими достоинствами;
(5) порочный [человек], нарушающий нравственность и т.п.;
(6) тот, который хуже тебя;
(7) равен тебе;
(8) лучше тебя;
(9) богатый и счастливый;
(10) бедный и страдающий [человек].122

б. Мысленные установки [дающего]
(1) С какими мыслями нужно [давать]

Нужно иметь три мысли:

Мысль о цели [даяния]: "Благодаря этому станет совершеннее парамита даяния - снаряжение для высшего Пробуждения".

Мысль о дарах: "Они принадлежат другим" - рассматривание отдаваемых вещей, словно возвращаемых доверившим их для сохранения, поскольку бодхисаттва еще раньше [мысленно] отдал существам все свое имущество.

Мысль об объектах [даяния]; размышление о просящих и непросящих: "Благодаря им совершенствуется моя парамита даяния, поэтому они - мои Благие Друзья".

По этому поводу в "Кратком изложении парамит" (1.55) сказано:

"Когда просители действительно приходят,
то сын Победоносных, чтоб пополнить
то, что скопил для Пробужденья совершенного,
считает, что, даря, имущество чужое возвращает,
и смотрит на [просителей] с любовью
как на Благих Друзей."

Мысль о цели, когда, отдавая каждый предмет, думаем: "Отдаю для такой-то цели", - подробнее изучите по "Вопросам Субаху" и "Краткому изложению парамит".

Мысль об объектах [даяния] необходимо иметь по отношению к любому из ранее перечисленных [десяти] объектов, то есть это общая мысль.

Отдельные установки следующие.

Причиняющим вам зло надо давать с дружелюбием; страдающим - с сочувствием; обладающим достоинствами - с радостью; помощникам - бескорыстно. Кроме того, необходимо равное отношение ко [всем] объектам [даяния]. При этом благие плоды даяния надо отдавать принимающим дар и другим существам и особенно важно питать любовь и сочувствие к страдающим объектам. Об этом говорит Чандракирти:

"Тот дар, который, скупость отвергая,
даешь равно "сосудам" всем и "не-сосудам",
заслуги за даянье тоже посвятив с любовью
тому, кто по нужде просил твой дар, -
тот дар без скупости восславится святыми."

И в "Хвале беспредельным достоинствам" сказано:

"Тот, кто низменных видит и бедных существ,
уповающих [на подаяние],
но, сочувствия к ним не питая отнюдь
и гонясь за плодами благими,
все надеется лучше "сосуды" для дара найти,
наделенные сонмом достоинств, -
тот глупец и, давая, - сродни попрошайке;
и поэтому Ты, [Бхагаван],
все изволил давать с состраданием равным
к просящим."

(2) Какие мысли нужно отбросить

Не должно быть ослепленности ложными взглядами, то есть нельзя давать, думая, что даяние бесплодно; что вредный дар может обернуться Дхармой; что даяния, сопровождающегося добрыми предзнаменованиями и благопожеланиями, или совершенного даяния достаточно для избавления от мирских и немирских привязанностей. Нельзя давать с такими мыслями.

Не должно быть надменности или гордыни, то есть нельзя презирать просителя, соперничать с другими [дающими] и надменно думать: "Я способен давать и давать, а другие - нет". Также в "Сутре об очищении от кармической скверны" говорится:

"Простаки, [Манджушри], практикуя даяние, презирают жадных, да еще и гневаются на них, из-за чего идут в ад. Поэтому о [таком] даянии говорится как о препятствии.

Соблюдая нравственность, они плохо говорят о ее нарушителях и так проявляют неуважение ко множеству людей. Из-за этого неуважения они впадают в дурную участь.

Практикуя терпение и другие [парамиты], они непочтительно говорят о тех, чье поведение с этим не согласуется.

Поэтому [такая] и ей подобная нравственность - препятствие."

Поступайте же согласно сказанному в "Хвале беспредельным достоинствам":

"Если ты учен и очень умен, не хвались,
почитай и малые достоинства других.
Даже множество достоинств обретя,
замечай свои малейшие пороки."

Не должно быть задней мысли.

Нельзя давать с надеждой прославиться.

Не должно быть малодушия. Слушая о [необходимости] радоваться перед даянием, быть искренним при его осуществлении и не сожалеть потом, а также о великих дарах бодхисаттв, мы не должны малодушно разувериваться в своих силах. [Наоборот], - наш энтузиазм должен возрастать.

Не должно быть пренебрежения. Надо давать беспристрастно, с одинаковым состраданием, и врагам и друзьям, и безразличным.

Не должно быть надежды на благодарность. Нельзя давать, надеясь, что другие будут нам помогать; поскольку видим, что существа лишены счастья, что их жжет огонь вожделения, что они не способны избавиться от страданий и что само их естество - страдание.

Не должно быть упования на плоды [даяния]. Нельзя уповать на обретение в будущем благих плодов - богатства и тела, ибо знаем, что все обусловленное лишено сути и смысл имеет [лишь] высшее Пробуждение. Не возбраняется уповать на них как на временные результаты, нужные для [Пути]: воспрещено стремиться к обретению только лишь сансарного тела и богатства только лишь для житейских нужд.

Кроме того, не должно быть неправедной мысли, [например]: "Если буду давать, царь и другие узнают, что я щедр, и будут уважать".

Не должно воздерживаться от даяния из-за боязни обеднеть; из-за мысли, что проситель обманывает; из-за равнодушия, гнева, блуждания ума. Не должны вас отталкивать проступки просителя. Хотя видите, что проситель обманывает вас и другие проступки [совершает], не должно быть мысли о разглашении этого. Даяние [делайте] с уверенностью, что каждый дар влечет соответствующий [благой] плод, в котором нельзя обмануться.

в. Как совершать даяние
(1)
Как не надо давать

Надо отказаться от следующих способов даяния:

(1) давать не сразу, а с отсрочкой;
(2) давать, будучи омраченным клешами, то есть заставив [просителя] пострадать;
(3) давать, погрязнув в деяниях, противоречащих Дхарме или мирским законам;
(4) решив: "Дам вот столько", - дать меньше или худшего качества, чем решил;
(5) давать с расчетом на благодарность;
(6) давать понемногу, когда надо было дать сразу;
(7) будучи царем, отнимать чужих детей, жен и даровать [другим];
(8) давать другим вещи, настойчиво выпрашиваемые у отца, матери, слуг и прочих;
(9) давать за счет причинения вреда другим;
(10) по лени поручать [даяние] другим;
(11) давать, ругая, оскорбляя или пугая просителя грубыми выражениями;
(12) давать способом, который противоречит [правилам] практики, установленным Буддой;
(13) давать не сразу, как обрел какие-нибудь блага, а долго их копив.

Что касается даяния таких "накопленных даров", то для бодхисаттвы это считается порочным, а даяние только что обретенных благ - безгрешным. Ведь подобное накапливание, пока, наконец, не приступаешь к даянию, не только не порождает больших заслуг; напротив, во время накапливания, из-за отказа в даянии множеству просителей, вызывает много огорчений, пока дают некоторым, [раньше] не просившим.

Так говорится в "Уровнях бодхисаттв", и это весьма важно. Понятно ведь, что во время [накапливания] возникает жадность и многие другие клеши; что забота о сохранении [накопленного] и подобное мешает многим добрым делам и что даяние заканчивается неудачей, поскольку большая часть [заслуг] за это время пропадает.

(2) Как надо давать

Надо давать со светлой улыбкой и сердечными словами, с почтением, какой бы ни был [проситель], давать собственными руками, в подходящее время, не причиняя вреда другим, стойко перенося мучительные трудности.

-----------

Плоды такого [даяния]

О них говорится в "Главе о говорящем истину":

"Даяние с почтением приносит почтение друзей и прочих. Благодаря даянию собственными руками обретаешь уважение. Даяние в подходящее время позволяет своевременно достичь целей."

И далее:

"Благодаря даянию без причинения вреда другим, обретаешь надежное богатство. Даяние при терпеливом перенесении неприятного приносит любовь окружающих."

В "Сокровищнице" (4.115) сказано, что благодаря даянию собственными руками обретаешь великое богатство. О "надежном богатстве" в "Толковании "Сокровищницы" пояснено, что это богатство, которому не могут повредить другие, не могут уничтожить огонь и прочее.

-----------

Приобщение к даянию других

Если у вас есть богатство, зайдите в дом скупердяев, которые ни разу не совершали даяние, и радостно, весело скажите им так: "Я имею большое богатство и ради совершенствования своей парамиты даяния ищу просителей. Если встретите просителей, не прогоняйте их прочь; берите из моих богатств и давайте им. Или направляйте их ко мне и радуйтесь моему даянию".

И они будут рады так делать, поскольку не теряют своего богатства.

Так в них будет посеяно семя избавления от порока скаредности: постепенно они начнут давать и малость своего богатства; маленькая непривязанность приведет к средней, а та - к большой.

Также, отдавая вещи жадным наставникам, ученикам и друзьям, неспособным к даянию, или же не жадным, но неимущим, побуждайте их совершать даяние Трем Драгоценностям, лишая этой возможности себя.

Благодаря этому будет посеяно очень много заслуг для себя; для других же - у некоторых будут подавлены клеши, у некоторых исполнятся праведные желания, а также это послужит обращению существ [в Дхарму] и их развитию.

Если у вас нет материальных благ, обретайте их с помощью ремесел, трудов и совершайте даяние, а также влияйте на неимущих и скупых праведными речами о [своем] желании совершать даяние.

Также, если просители получают дары в доме верующего богатого [человека], вы тоже, придя туда, приобщайтесь, как можете, к его даянию.

При этом из предназначенных к даянию вещи отдавайте сначала лучшие, потом худшие и ничего из приготовленных к дарению вещей не оставляйте.

г. Дары:
(1)
Краткое определение подходящих и неподходящих даров

Бодхисаттвы должны давать другим такие дары, которые временно порождают в них ощущение счастья, не содержат причин дурной участи и помогают в конечном счете, избавляя их от грехов или приобщая к добродетели; и те, которые, хотя не приносят временного счастья, но помогают в высшем смысле.

Он не должен давать такие дары, которые порождают и временное мучение и в конечном счете вредны; и те, которые, хотя временно приятны, вредят в конечном счете.

(2) Подробное разъяснение
(а) Уместное и неуместное даяние тела

Если узнаем, когда даяние тела неуместно, то поймем, от противного, и когда уместно. Поэтому вначале объясню, в каких случаях неуместно. Их три.

Даяние, неуместное по времени

Хотя с самого начала бодхисаттва от всего сердца мысленно отдал существам тело и остальное, ему не следует [реально] отдавать свою плоть и подобное до тех пор, пока его душу не охватит великое сострадание, не оставляющее места удрученности из-за трудности такого дара. Об этом говорится в "Собрании практик":

"Когда усердие приносит удрученность? Когда силы малы, а дело трудное или требует долгих стараний; или когда не имеющие вполне созревшей веры берутся за трудноисполнимые дела, например такие, как даяние своей плоти.

Хотя тело [мысленно] отдано существам, надо воздержаться от действительного исполнения этого. В противном случае бодхисаттва унывает из-за (принимающих дар) существ, а это утрата семени Устремленности, из-за чего теряется великое множество плодов. Поэтому и сказано в "Благородной сутре небесной сокровищницы": "Преждевременное притязание - дело Мары."

И во "Введении в практику" (5.87) сказано:

"Пока решимость состраданья нечиста,
не отдавайте тело. В этом и других
рождениях отдать его спешите
лишь для великой цели."

Дар, не соответствующий нужде [просителя]

Ради ничтожных целей тело не отдавайте. В этом же [сочинении (5.86)] сказано:

"Ради пустяков не причиняй вреда
телу, практикующему Дхарму.
Только если так ты поступаешь,
быстро чаянья существ осуществятся!"

Когда, с одной стороны, не имеешь скаредности и прочих препятствий к даянию и, с другой стороны, существует большая необходимость работать на благо множества существ, не отдавая тела, - не следует отдавать конечностей и подобного, даже если об этом попросят. Не отдавайте себя другим даже на миг, если вас об этом попросят ради свершения убийства и прочих злодеяний, вредящих другим и себе.

Дар, неуместный в отношении просителя

Если божество из полчища Мары или же обуянное им существо со злым умыслом попросит у вас конечности или подобное, не давайте: ведь такой [дар] был бы им же во зло.

Если вас об этом будут просить безумцы или помешанные, тоже не давайте, поскольку их просьба не идет от сердца; это всего лишь лживые слова.

Не даровать им - вовсе не провинность, наоборот, грех - давать!

За исключением этих случаев, если попросят тело, даруйте. Существуют два [вида такого даяния]: когда отдаем тело, отрубая конечности и подобное; и когда отдаем его на службу или в иное временное распоряжение для праведных нужд.



Примечания:

122. Комментатор "НГА" говорит, что эти десять объектов даны для того, чтобы указать соответственные установки, с которыми надо давать. Автор в следующем пункте говорит об этих установках лишь в общих чертах, потому даю их согласно "ДЖА":
(1) без привязанности;
(2) с дружелюбием;
(3) с любовью;
(4) с верой и почтением;
(5) с большим состраданием;
(6) без гордыни;
(7) без мыслей о соперничестве;
(8) без зависти;
(9) и (10) с искренним сочувствием к их страданиям от привязанностей и желаний. - Прим. перев. Назад



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100