ЭТАПЫ ПРАКТИКИ [БОДХИСАТТВЫ] [МЕТОДИКА ПРАКТИКИ ОБЩЕЙ МАХАЯНЫ] [ОБЩАЯ ПРАКТИКА ДЕЯНИЙ] [ПРАКТИКА ПАРАМИТ] 1. [Даяние]
1. Даяние Дхармы это безошибочное разъяснение святой Дхармы или правильное обучение [Дхарме] наряду с изучением ремесел и других безгрешных мирских занятий; побуждение [других] принять требования [обетов]. 2. Даяние защиты это спасение существ от насилия царя, разбойников и других людей; от нападения львов, тигров, морских чудищ и всякой нелюди; от опасностей воды, огня и других стихий. 3. Даяние вещей Их десять: б. Мысленные установки [дающего] Нужно иметь три мысли: Мысль о цели [даяния]: "Благодаря этому станет совершеннее парамита даяния - снаряжение для высшего Пробуждения". Мысль о дарах: "Они принадлежат другим" - рассматривание отдаваемых вещей, словно возвращаемых доверившим их для сохранения, поскольку бодхисаттва еще раньше [мысленно] отдал существам все свое имущество. Мысль об объектах [даяния]; размышление о просящих и непросящих: "Благодаря им совершенствуется моя парамита даяния, поэтому они - мои Благие Друзья". По этому поводу в "Кратком изложении парамит" (1.55) сказано: "Когда просители действительно приходят,то сын Победоносных, чтоб пополнить то, что скопил для Пробужденья совершенного, считает, что, даря, имущество чужое возвращает, и смотрит на [просителей] с любовью как на Благих Друзей." Мысль о цели, когда, отдавая каждый предмет, думаем: "Отдаю для такой-то цели", - подробнее изучите по "Вопросам Субаху" и "Краткому изложению парамит". Мысль об объектах [даяния] необходимо иметь по отношению к любому из ранее перечисленных [десяти] объектов, то есть это общая мысль. Отдельные установки следующие. Причиняющим вам зло надо давать с дружелюбием; страдающим - с сочувствием; обладающим достоинствами - с радостью; помощникам - бескорыстно. Кроме того, необходимо равное отношение ко [всем] объектам [даяния]. При этом благие плоды даяния надо отдавать принимающим дар и другим существам и особенно важно питать любовь и сочувствие к страдающим объектам. Об этом говорит Чандракирти: "Тот дар, который, скупость отвергая,даешь равно "сосудам" всем и "не-сосудам", заслуги за даянье тоже посвятив с любовью тому, кто по нужде просил твой дар, - тот дар без скупости восславится святыми." И в "Хвале беспредельным достоинствам" сказано: "Тот, кто низменных видит и бедных существ,уповающих [на подаяние], но, сочувствия к ним не питая отнюдь и гонясь за плодами благими, все надеется лучше "сосуды" для дара найти, наделенные сонмом достоинств, - тот глупец и, давая, - сродни попрошайке; и поэтому Ты, [Бхагаван], все изволил давать с состраданием равным к просящим." (2) Какие мысли нужно отбросить Не должно быть ослепленности ложными взглядами, то есть нельзя давать, думая, что даяние бесплодно; что вредный дар может обернуться Дхармой; что даяния, сопровождающегося добрыми предзнаменованиями и благопожеланиями, или совершенного даяния достаточно для избавления от мирских и немирских привязанностей. Нельзя давать с такими мыслями. Не должно быть надменности или гордыни, то есть нельзя презирать просителя, соперничать с другими [дающими] и надменно думать: "Я способен давать и давать, а другие - нет". Также в "Сутре об очищении от кармической скверны" говорится: "Простаки, [Манджушри], практикуя даяние, презирают жадных, да еще и гневаются на них, из-за чего идут в ад. Поэтому о [таком] даянии говорится как о препятствии. Соблюдая нравственность, они плохо говорят о ее нарушителях и так проявляют неуважение ко множеству людей. Из-за этого неуважения они впадают в дурную участь. Практикуя терпение и другие [парамиты], они непочтительно говорят о тех, чье поведение с этим не согласуется. Поэтому [такая] и ей подобная нравственность - препятствие." Поступайте же согласно сказанному в "Хвале беспредельным достоинствам": "Если ты учен и очень умен, не хвались,почитай и малые достоинства других. Даже множество достоинств обретя, замечай свои малейшие пороки." Не должно быть задней мысли. Нельзя давать с надеждой прославиться. Не должно быть малодушия. Слушая о [необходимости] радоваться перед даянием, быть искренним при его осуществлении и не сожалеть потом, а также о великих дарах бодхисаттв, мы не должны малодушно разувериваться в своих силах. [Наоборот], - наш энтузиазм должен возрастать. Не должно быть пренебрежения. Надо давать беспристрастно, с одинаковым состраданием, и врагам и друзьям, и безразличным. Не должно быть надежды на благодарность. Нельзя давать, надеясь, что другие будут нам помогать; поскольку видим, что существа лишены счастья, что их жжет огонь вожделения, что они не способны избавиться от страданий и что само их естество - страдание. Не должно быть упования на плоды [даяния]. Нельзя уповать на обретение в будущем благих плодов - богатства и тела, ибо знаем, что все обусловленное лишено сути и смысл имеет [лишь] высшее Пробуждение. Не возбраняется уповать на них как на временные результаты, нужные для [Пути]: воспрещено стремиться к обретению только лишь сансарного тела и богатства только лишь для житейских нужд. Кроме того, не должно быть неправедной мысли, [например]: "Если буду давать, царь и другие узнают, что я щедр, и будут уважать". Не должно воздерживаться от даяния из-за боязни обеднеть; из-за мысли, что проситель обманывает; из-за равнодушия, гнева, блуждания ума. Не должны вас отталкивать проступки просителя. Хотя видите, что проситель обманывает вас и другие проступки [совершает], не должно быть мысли о разглашении этого. Даяние [делайте] с уверенностью, что каждый дар влечет соответствующий [благой] плод, в котором нельзя обмануться. в. Как совершать даяние Надо отказаться от следующих способов даяния: (1) давать не сразу, а с отсрочкой;(2) давать, будучи омраченным клешами, то есть заставив [просителя] пострадать; (3) давать, погрязнув в деяниях, противоречащих Дхарме или мирским законам; (4) решив: "Дам вот столько", - дать меньше или худшего качества, чем решил; (5) давать с расчетом на благодарность; (6) давать понемногу, когда надо было дать сразу; (7) будучи царем, отнимать чужих детей, жен и даровать [другим]; (8) давать другим вещи, настойчиво выпрашиваемые у отца, матери, слуг и прочих; (9) давать за счет причинения вреда другим; (10) по лени поручать [даяние] другим; (11) давать, ругая, оскорбляя или пугая просителя грубыми выражениями; (12) давать способом, который противоречит [правилам] практики, установленным Буддой; (13) давать не сразу, как обрел какие-нибудь блага, а долго их копив. Что касается даяния таких "накопленных даров", то для бодхисаттвы это считается порочным, а даяние только что обретенных благ - безгрешным. Ведь подобное накапливание, пока, наконец, не приступаешь к даянию, не только не порождает больших заслуг; напротив, во время накапливания, из-за отказа в даянии множеству просителей, вызывает много огорчений, пока дают некоторым, [раньше] не просившим. Так говорится в "Уровнях бодхисаттв", и это весьма важно. Понятно ведь, что во время [накапливания] возникает жадность и многие другие клеши; что забота о сохранении [накопленного] и подобное мешает многим добрым делам и что даяние заканчивается неудачей, поскольку большая часть [заслуг] за это время пропадает. (2) Как надо давать Надо давать со светлой улыбкой и сердечными словами, с почтением, какой бы ни был [проситель], давать собственными руками, в подходящее время, не причиняя вреда другим, стойко перенося мучительные трудности. Плоды такого [даяния] О них говорится в "Главе о говорящем истину": "Даяние с почтением приносит почтение друзей и прочих. Благодаря даянию собственными руками обретаешь уважение. Даяние в подходящее время позволяет своевременно достичь целей." И далее: "Благодаря даянию без причинения вреда другим, обретаешь надежное богатство. Даяние при терпеливом перенесении неприятного приносит любовь окружающих." В "Сокровищнице" (4.115) сказано, что благодаря даянию собственными руками обретаешь великое богатство. О "надежном богатстве" в "Толковании "Сокровищницы" пояснено, что это богатство, которому не могут повредить другие, не могут уничтожить огонь и прочее. Приобщение к даянию других Если у вас есть богатство, зайдите в дом скупердяев, которые ни разу не совершали даяние, и радостно, весело скажите им так: "Я имею большое богатство и ради совершенствования своей парамиты даяния ищу просителей. Если встретите просителей, не прогоняйте их прочь; берите из моих богатств и давайте им. Или направляйте их ко мне и радуйтесь моему даянию". И они будут рады так делать, поскольку не теряют своего богатства. Так в них будет посеяно семя избавления от порока скаредности: постепенно они начнут давать и малость своего богатства; маленькая непривязанность приведет к средней, а та - к большой. Также, отдавая вещи жадным наставникам, ученикам и друзьям, неспособным к даянию, или же не жадным, но неимущим, побуждайте их совершать даяние Трем Драгоценностям, лишая этой возможности себя. Благодаря этому будет посеяно очень много заслуг для себя; для других же - у некоторых будут подавлены клеши, у некоторых исполнятся праведные желания, а также это послужит обращению существ [в Дхарму] и их развитию. Если у вас нет материальных благ, обретайте их с помощью ремесел, трудов и совершайте даяние, а также влияйте на неимущих и скупых праведными речами о [своем] желании совершать даяние. Также, если просители получают дары в доме верующего богатого [человека], вы тоже, придя туда, приобщайтесь, как можете, к его даянию. При этом из предназначенных к даянию вещи отдавайте сначала лучшие, потом худшие и ничего из приготовленных к дарению вещей не оставляйте. г. Дары: Бодхисаттвы должны давать другим такие дары, которые временно порождают в них ощущение счастья, не содержат причин дурной участи и помогают в конечном счете, избавляя их от грехов или приобщая к добродетели; и те, которые, хотя не приносят временного счастья, но помогают в высшем смысле. Он не должен давать такие дары, которые порождают и временное мучение и в конечном счете вредны; и те, которые, хотя временно приятны, вредят в конечном счете. (2) Подробное разъяснение Если узнаем, когда даяние тела неуместно, то поймем, от противного, и когда уместно. Поэтому вначале объясню, в каких случаях неуместно. Их три. Даяние, неуместное по времени Хотя с самого начала бодхисаттва от всего сердца мысленно отдал существам тело и остальное, ему не следует [реально] отдавать свою плоть и подобное до тех пор, пока его душу не охватит великое сострадание, не оставляющее места удрученности из-за трудности такого дара. Об этом говорится в "Собрании практик": "Когда усердие приносит удрученность? Когда силы малы, а дело трудное или требует долгих стараний; или когда не имеющие вполне созревшей веры берутся за трудноисполнимые дела, например такие, как даяние своей плоти. Хотя тело [мысленно] отдано существам, надо воздержаться от действительного исполнения этого. В противном случае бодхисаттва унывает из-за (принимающих дар) существ, а это утрата семени Устремленности, из-за чего теряется великое множество плодов. Поэтому и сказано в "Благородной сутре небесной сокровищницы": "Преждевременное притязание - дело Мары." И во "Введении в практику" (5.87) сказано: "Пока решимость состраданья нечиста,не отдавайте тело. В этом и других рождениях отдать его спешите лишь для великой цели." Дар, не соответствующий нужде [просителя] Ради ничтожных целей тело не отдавайте. В этом же [сочинении (5.86)] сказано: "Ради пустяков не причиняй вредателу, практикующему Дхарму. Только если так ты поступаешь, быстро чаянья существ осуществятся!" Когда, с одной стороны, не имеешь скаредности и прочих препятствий к даянию и, с другой стороны, существует большая необходимость работать на благо множества существ, не отдавая тела, - не следует отдавать конечностей и подобного, даже если об этом попросят. Не отдавайте себя другим даже на миг, если вас об этом попросят ради свершения убийства и прочих злодеяний, вредящих другим и себе. Дар, неуместный в отношении просителя Если божество из полчища Мары или же обуянное им существо со злым умыслом попросит у вас конечности или подобное, не давайте: ведь такой [дар] был бы им же во зло. Если вас об этом будут просить безумцы или помешанные, тоже не давайте, поскольку их просьба не идет от сердца; это всего лишь лживые слова. Не даровать им - вовсе не провинность, наоборот, грех - давать! За исключением этих случаев, если попросят тело, даруйте. Существуют два [вида такого даяния]: когда отдаем тело, отрубая конечности и подобное; и когда отдаем его на службу или в иное временное распоряжение для праведных нужд. Примечания: 122. Комментатор "НГА" говорит, что эти десять объектов даны для того,
чтобы указать соответственные установки, с которыми надо давать. Автор
в следующем пункте говорит об этих установках лишь в общих чертах, потому
даю их согласно "ДЖА": Созвучные материалы:
|