Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса
[Собственно] методика наделения смыслом [благоприятного рождения]. Часть 10

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ
РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ

2. Применение средств [созидания] счастья будущего рождения
II. Взращивание убежденной веры - основы всего благополучия

§1. Общее размышление о деяниях и их плодах
2. Размышление-анализ

(продолжение)

Б. Систематика деяний и плодов
1.
[Дурные деяния и плоды]
в. Плоды тех ["путей" кармы]

Они трояки:

(1) Созревшие плоды

Их - по три на каждый из "путей" кармы, в зависимости от малой, средней или большой [силы] трех "ядов".

То есть, как сказано в "Конкретных основах уровней", - каждый из десяти больших [проступков] убиения и т.д. [приносит] рождение в аду, каждый из десяти средних - рождение претой, и каждый из десяти малых - животным.

В "Сутре десяти уровней" плоды малых и средних [проступков] определены наоборот.

(2) Плоды, отражающие причины

Хотя из дурной участи, [созревшей из-за тех проступков], перерождаемся человеком, они влекут соответственно:
(1) короткую жизнь;
(2) бедность;
(3) неверность жены;
(4) много клеветы;
(5) ссоры - разлучения с друзьями;
(6) неприятные звуки;
(7) другие не слышат наших слов; [обладаем] большими
(8) привязанностью,
(9) ненавистью,
(10) невежеством.

В "Главе о говорящем истину" и в "Сутре десяти уровней" говорится о двух плодах каждого из тех [проступков]: т.е., хотя и рождаешься человекам, -
(1) жизнь коротка и много болезней;
(2) бедность и общее с другими имущество;
(3) непослушание слуг или невозможность на них положиться, измены жены;
(4) много клеветы и обмана от других;
(5) настроенность против [тебя] и вредный [нрав] окружающих;
(6) слышание неприятного и подверженность перебранкам;
(7) [твои] слова не уважаются, "пропускаются мимо ушей" и не убеждают;
(8) жадность и ненасытность;
(9) [другие] избегают помогать или нет охоты помогать другим; вредишь им или они вредят тебе;
(10) приверженность к дурному мировоззрению и лицемерный [характер].

Учителя-предшественники считали, что, если человеческое рождение [обретено], но [остается] пристрастие к убиению и прочим [грехам], то это плоды, отражающие причины в виде действия, а упомянутое ранее - плоды, отражающие причины в виде возмездия.

(3) Сильно влияющие или господствующие плоды

Из-за убиения - малая питательность, ничтожная польза, потенция и сила пищи, питья, лекарств, плодов и прочего во внешнем мире; они трудно перевариваются и порождают болезни, вследствие чего часто умирают преждевременно.

От присвоения чужого - мало плодов [урожая], плоды непитательные, портящиеся, пустые; большие засухи, сильные дожди, засыхание и отсутствие плодов [урожая].

От распутства - [везде] много испражнений, мочи, грязи, гнилья, нечистот и дурного запаха; беспокойство и неприятности.

Из-за лжи - дела земледелия и мореплавания не развиваются, не ладятся, обычно обманывают [наши ожидания] и притом дают много поводов для страха и опасений.

Из-за злословия - местности бугристые, скалистые, то высокие, то низкие, труднопроходимые, сулящие много страхов и опасностей.

Из-за грубых слов - местности изобилуют пнями, колючими растениями, камнями, галькой и гравием; дикие, серые, без рек, озер и родников; почва сухая, солончаковая, песчаная, с обрывами, со скорпионами; много поводов для страха.

Из-за пустословия - фруктовые деревья не приносят плодов, а если и приносят, то не вовремя, а несозревшие [плоды] кажутся созревшими; корни [растений] непрочны, и они недолговечны; парки, рощи или пруды доставляют мало радости и сулят много поводов для страха.

Из-за алчности - все блага каждый год, сезон, месяц и даже каждые сутки убывают, уменьшаются без увеличения.

От злонамеренности - много эпидемий, бедствий, заразных болезней, смут и войн, [разжигаемых] неприятельскими войсками; много львов, тигров и т.п., ядовитых змей, скорпионов и тарантулов; много вредных якшей, разбойников и т.п.

От ложного воззрения - во внешнем мире истощаются лучшие рудники, переводятся великие личности; нечистые и [приносящие] страдание вещи кажутся вполне чистыми и [доставляющими] счастье; исчезают духовные наставники, защитники, спасители.

2. Размышление о хороших306 деяниях и плодах
а. [Хорошие деяния]

- Это приложение усилий к подлинному воздержанию от убиения, присвоения чужого или распутства, а также действия тела, завершающие то воздержание, при благих мыслях о пагубности тех [проступков].

Сие относится и к четырем [деяниям] речи и трем ума; разница лишь в названиях и обозначениях: "деяния речи" и "деяния ума".

Так говорится в "Конкретных основах уровней".

Если, соответственно включая здесь объект, помысел, исполнение и завершение, взять примером "путь" кармы отказа от убиения, то его Объект - другое существо; Помысел - желание отказаться от убиения, осознав его пагубность; Исполнение - усилие подлинно воздержаться от убийства; Завершение - действие тела, полностью завершающее воздержание.

На этом примере судите и об остальных [хороших деяниях].

б. Плоды

Они трояки:

(1) Созревшие [плоды]

Благодаря малым, средним и великим благим деяниям рождаются [соответственно] человеком, божеством [Сферы] желаний или божеством двух высших Сфер.

(2) Плоды, отражающие причины, и (3) Господствующие плоды

противоположны [плодам] неблагих деяний.

-----------

В "Десяти уровнях" сказано:

"Благодаря этим десяти ["путям" кармы] устрашаются сансары, и, при отсутствии Сострадания, созерцают [бессамостность, понятую] из проповедей других, вследствие чего осуществляют Плод Шраваки.

Также, если, при отсутствии Сострадания, не полагаясь на других, желают пробудиться собственными [силами], - совершенствуются в познании "зависимого происхождения"307 и становятся Пратьекабуддами.

Если же, [на основе тех "путей"], расширяя сознание, совершенствуются с Состраданием, с искусностью в средствах, великим Стремлением, не отвергая ни одного существа, имея целью Всеобъемлющее Осознавание Будды, то осуществляют все Уровни и парамиты Бодхисаттвы.

Вследствие же постоянного усиленного совершенствования в [парамитах] осуществляют все качества Будды".

Все положения сего описания двух порядков десяти "путей" кармы с их плодами, ясно не освещенные в других Источниках, изложены согласно замыслу "Конкретных основ уровней" и "Собрания установленного".

3. Разъяснение других подразделений кармы
а. Подразделение [кармы] на ввергающую и завершающую

Карма, ввергающая в счастливую участь, - благая, а карма, ввергающая в дурную участь, - неблагая. Что же касается завершающей, то определенности нет: даже в счастливой участи - отсутствие главных, второстепенных конечностей и органов чувств, некрасивую внешность, короткую жизнь, множество болезней, бедность и прочие [неприятности] создает неблагая [карма], а совершенное благополучие, [иногда] имеющееся и у животных или прет, создает благая.

Итак, [существуют] четыре возможности: две при "ввержении" посредством благой ввергающей [кармы] - завершение посредством благой завершающей [кармы] и завершение посредством неблагой; да две при "ввержении" посредством неблагой ввергающей [кармы] - завершение посредством неблагой завершающей [кармы] и завершение посредством благой.

В "Антологии [Абхидхармы]" говорится:

"Знайте о [карме], ввергающей в счастливую и дурную участи, вследствие благих или неблагих деяний, и о карме завершающей.

Ввергающая - это та [карма], которая бросает [в рождение] созревший [плод пяти совокупностей личности].

Завершающая - это та, которая [заставляет] после рождения испытывать желаемое и нежелаемое".

В "Сокровищнице" сказано:

"Одно ввергает в одно рожденье.
Завершающие - многочисленны".

Этим указано, что одно деяние ввергает в единственное рождение, а не во многие; что завершающая [карма] складывается из многих [деяний], а также - что многие [деяния] не ввергают в одно [тело].

В "Антологии [Абхидхармы]" же сказано:

"Бывает карма, ввергающая в одно тело, вследствие одного деяния, но бывает и карма, ввергающая во многие тела вследствие одного деяния; бывает карма, ввергающая в одно тело вследствие многих деяний, бывает карма, ввергающая во многие тела вследствие многих деяний".

В Толковании поясняется:

"Одно мгновение-деяние308 питает семя плода только одной жизни или же [одно] деяние питает семена плодов многих жизней; много мгновений-деяний вновь и вновь питают семя единственной [жизни]30`9 или же многие [деяния], связываясь друг с другом, вновь и вновь питают семена всего ряда жизней".

б. Деяния310 [карма] определенного и неопределенного возмездия

Как сказано в "Конкретных основах уровней":

"Деяния определенного возмездия - это преднамеренно совершённые и накопленные деяния. Деяния неопределенного возмездия - содеянные непреднамеренно и ненакопленные".

Различие совершенных и накопленных деяний объяснено в том самом [сочинении]:

"Совершённые деяния - каковы они? - Это замыслы или же исполнение замыслов при помощи тела и речи".

И далее:

"Накопленные деяния - это не относящиеся к следующим десяти видам деяний:
(1) содеянные во сне,
(2) содеянные несознательно,
(3) содеянные неумышленно,
(4) совершённые без порыва и непродолжительные,
(5) содеянные по ошибке,
(6) содеянные в забытьи,
(7) содеянные против своей воли,
(8) нейтральные по своему характеру,
(9) очищенные покаянием и
(10) очищенные "противоядиями".
То есть накопленные - это все остальные деяния, помимо сих десяти.

Ненакопленные деяния - перечисленные десять".

В "Собрании установленного" к тому же описаны четыре возможности:

(1) Совершённое, но ненакопленное убиение - это содеянное по незнанию; содеянное во сне; содеянное нечаянно; содеянное против собственной воли, по принуждению других; совершенное лишь однажды, но затем крайне ослабленное благодаря глубокому раскаянию, осознанию пагубности и зароку не повторить; весьма подавленное в семени благодаря мирскому [пути] избавления от страстей311 или вполне уничтоженное в семени благодаря немирскому пути Ухода [из сансары], пока не созрели последствия.

(2) Накопленное, но несовершённое - происходит, когда долго раздумывают, рассуждают об убиении живого существа, но не [решаются] лишить жизни.

(3) Совершённое и накопленное [убиение] - это все [случаи] убиения, не относящиеся к двум первым возможностям.

(4) Несовершённое и ненакопленное - не относящееся к тем трем [возможностям].

Аналогично и для [других проступков]: от присвоения чужого до пустословия включительно. Для трех [проступков] ума второй возможности не бывает, а в первой возможности отсутствует содеянное нечаянно и содеянное по принуждению других.

Плоды [деяний] определенного возмездия - трояки по времени испытания:

(1) Испытываемые в видимой действительности - это плоды тех деяний, созревающие в этой самой жизни.

Их же [осуществляют факторы] восьми [видов]:

(I) Большое внимание к телу, имуществу и быту приводит к испытыванию в этой жизни [плодов] неблагих [деяний], а
(II) явное невнимание к ним - благих.

Также:
(III) явная злонамеренность к существам и
(IV) усердно культивируемые сострадание и желание им помочь;
(V) явное недоброжелательство к [Трем] Драгоценностям, Учителям и подобным и
(VI) усердное благоговение и вера в них.

Также:
(VII) злоба и неблагодарность к родителям, Учителям и другим помощникам приводит к испытанию в этой жизни [плодов] неблагих [деяний], а
(VIII) усердно [культивируемая] благодарность за оказанную ими помощь - к испытанию в этой жизни [плодов] добродетелей.

Так говорится в "Конкретных основах уровней".

(2) Испытываемые после перерождения - это плоды, испытываемые во второй [т.е. в следующей] жизни.

(3) Испытываемые в другой раз - это созревающие в третьей жизни и позже.

в. Порядок созревания [плодов] благих и неблагих деяний, обильно посеянных в душе

Те деяния, которые весомее, созревают раньше.

Из [деяний] одинаковой тяжести раньше созревают те, которые приходят на память в смертный час.

Из равных же в этом - те, которые более привычны.

Из одинаково [привычных деяний] раньше созревают те, которые раньше совершены.

Согласно приведенной в "Толковании Сокровищницы" цитате:

"Деяния, которые тяжки,
которые близки, которые привычней,
деянья те, что раньше совершили, -
плоды их раньше созревают в Круговерти".
§2. Особое размышление

Хотя благодаря отказу от десяти неблагих [деяний] и обретается хорошее положение, но, если достичь совершенного положения для осуществления Всеведения, то продвижение в освоении Пути ни с чем не сравнимо. Поэтому следует стремиться к такому положению.

а. [Kармически] созревшие достоинства

Их восемь:

(1) Долголетие

Силой прошлых [деяний] предопределена долгая жизнь, вследствие чего живут долго.

(2) Прекрасная внешность

Это привлекательность хорошего цвета [кожи] и телосложения; миловидность, связанная с отсутствием изъянов, и красота пропорциональности.

(3) Благородное происхождение

Это рождение в знатном роду, почитаемом, прославленном в мире.

(4) Благосостояние

Это богатое достояние, обилие родственников и прочих близких, обилие слуг.

(5) Уважаемое слово

Это доверие других вследствие честности поступков и речей, а также авторитет слова существ, поскольку оно может быть [представлено] участникам любых споров в качестве доказательства.

(6) Широкая влиятельность

Это большая слава, известность вследствие обладания такими достоинствами, как отвага или усердие в даянии и т.п., и соответствующий почет, оказываемый многими людьми.

(7) Мужской пол

- обладание мужским органом.

(8) Сильная [натура]

Силой прошлых деяний естественным образом мало [случается] вреда, отсутствуют болезни, много энергии, вдохновляемой обстоятельствами жизни.

Те [достоинства можно обозначить] и [по-другому]:
(1) пребывание в счастливой участи;
(2) тело;
(3) рождение;
(4) богатство и помощники;
(5) авторитет среди жителей мира;
(6) слава;
(7) сосуд всех достоинств;
(8) обладание способностью к действию.

б. Зрелые плоды

Их - восемь:

(1) Длительное накопление множества заслуг для блага своего и других.

(2) Радостное приобщение учеников с первого взгляда; их готовность внимать словам такого [человека].

(3) Беспрекословное выполнение [его] указаний.

(4) Обращение существ в веру посредством даяния и способствование их совершенствованию.

(5) Обращение существ посредством добрых слов, помощи и соответствия между словами и делом, и способствование их совершенствованию.

(6) Нахождение во всех делах друзей, готовых отблагодарить за оказанную помощь; быстрое повиновение [других].

(7) Становление сосудом всех достоинств, сосудом всех достижений, требующих рвения и упорства, сосудом обширной, проницательной мудрости, а также безбоязненность перед кругом [слушателей], отсутствие препятствий и помех для гуляния, бесед или трапез вместе с другими существами или же - для пребывания в уединении312.

(8) Быстрота постижения, вследствие больших аналитических способностей, обретенных благодаря неуныванию и постоянному мощному энтузиазму при [осуществлении] собственного и чужого блага.

в. Причины созревания [тех достоинств]

Их восемь:

(1) Непричинение зла существам и непомышление о причинении зла.

Также сказано:

"Когда обреченных спасают от смерти,
иль выживать помогают и зла не творят существам,
заслугами этими долгую жизнь обретают.
А вследствие ухода за больными,
раздачи лекарств, ненанесенья вреда
камнями, палками, прочим -
приобретают здоровье".

(2) Подношение света светильников, подобного и новой одежды.

Еще сказано:

"[Следствие] воздержания от злобы
и подношения украшений - красивый облик.
Результат же отсутствия зависти -
счастливая доля. Так проповедано".

(3) Подавление гордыни, поклонение и проч. Учителям и подобным; почтительность к другим, подобная рабской.

(4) Даяние пищи, одежды и т.п. просящим, а также непросящим; раздавание имущества неимущим страдальцам и Полям достоинств.

(5) Привычка избегать четырех неблагих [деяний] речи.

(6) Молитвы о том, чтобы в следующей [жизни] осуществились разные достоинства; подношение Трем Драгоценностям; почитание родителей, Шравак и Пратьекабудд, Наставников, Учителей и духовных Руководителей.

(7) Радость от достоинств мужчины; недовольство женским положением, признание его ущербным; отвращение желающих обрести женское тело от их стремления; спасение от оскопления.

(8) Личное совершение того, на что совершенно неспособны другие; содействие, где требуется сотрудничество; кормление и поение.

Если у этих восьми причин есть три основы, то плоды будут совершенны.

Три основы:

(а) Чистые установки:

Две, зависящие [лишь от нас] самих:

(а) посвящение добродетелей творению причин Высшего Пробуждения - и упование на плоды;

(б) творение Причин от всей души - мощный [энтузиазм].

Две, связанные с другими:

При виде высших, средних или низших последователей Дхармы -

а) отбрасывание зависти, соперничества или презрения и
б) радость [от их достоинств], а если нет способности к подобному, - ежедневные многократные думы о том, что следует [так] поступать.

(б) Чистые дела:

[Дело], зависящее [лишь от нас], - долгое, непрерывное и весьма усердное [творение Причин].

[Дела], связанные с другими, - побуждение взяться [за творение Причин тех, кто еще] подлинно не взялся; восхваление ради вдохновения энтузиазма тех, кто взялся; способствование непрерывности [их практики] и способствование неотступности [от нее].

(в) Чистое поле:

Поскольку те самые два [типа] установок и дел дают много прекрасных плодов, то уподоблены полю.

Все это [я] изложил, дополнив сказанное в "Уровнях Бодхисаттв" [примечаниями] из Толкования.



Примечания:

306. Букв. "белых". Назад

307. 12-звенная схема "зависимого происхождения" рассматривается во втором томе данной работы. Назад

308. То есть волевой импульс, длящийся мгновение (прим. перев.). Назад

309. "Ба" поясняет, что "одно слабое деяние (импульс) не способно "бросить" (ввергнуть в) одно тело" (прим. перев.). Назад

310. "Карма" - буквально означает "деяние". Переводчик использует оба слова для передачи этого понятия, стараясь избежать множественного числа слова "карма" с тем, чтобы не отходить от сложившихся уже в русском языке традиций перевода. Назад

311. "Мирской путь" - это путь совершенствования не-буддистов и лишь некоторых буддистов, например "четыре дхьяны", "четыре бесформных" созерцания и подготовительные упражнения для них (прим. перев.). Подробнее см. т. 4. Назад

312. Примечание "Ба": "Женщина не способна жить в полном уединении" (прим. перев.). Назад



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100