Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса
§3 Размышление о великой трудности [его] обретения

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru



Об этом свободном [положении] в "Предметах Винаи" сказано:
"После смерти в дурных уделах [число] рождений там же [равно числу] пылинок огромной земли, а перерождений в счастливой участи - [числу] пылинок на кончике ногтя. После смерти в обоих счастливых уделах"181 [число] приходов в дурную участь - [равно числу] пылинок огромной земли, а [число] перерождений в счастливых уделах - числу пылинок на кончике ногтя".
Значит, [это рождение] трудно обрести и после счастливой, и после дурной участи.
Почему же так трудно его обрести?
Как сказано в "Четверосотнице":
"Ведь большинство людей сторонники дурного;
поэтому простые существа
по большей части, несомненно,
идут в дурную участь".

Итак, большинство людей и прочих [обитателей] счастливых уделов весьма привержены дурному: десяти неблагим [деяниям]182 и подобному, посему и идут в дурные уделы. Также, если даже из-за одного мгновения гнева на Бодхисаттву приходится кальпу пребывать в [аду] Непрерывного мучения183, то, конечно же, придется многие кальпы пребывать в дурных уделах из-за множества проступков, допущенных во множестве прошлых рождений, - проступков, еще не принесших плодов и не подавленных "противоядиями". Хотя и нередка счастливая участь, если подлинно очистить ранее накопленные причины дурных уделов и плотно закрыть дверь для новых, - [сделать это удается] весьма редко.

Если не сделают этого, идут в дурную участь. Придя же туда, творят зло, не благо. В результате многие кальпы даже названия счастливой участи не слышат. Вот почему ее трудно обрести.

Во "Введении в Практику" (IV, 17-21) сказано:
"Я не добьюсь поступками такими
рожденья в теле человека и тогда,
не обретя рожденья человеком,
я не сумею добродетелей вершить, -
одни грехи. Когда при всех условьях к свершенью добродетелей теперь
не совершаю их, что буду делать
во тьме страданий участи дурной?!
А добродетелей не совершая, греходеяний множество копя,
мне даже слова про удел счастливый
не услыхать бессчетные века.
Поэтому поведал Победитель,
что трудно тело человека обрести, -
настоль же трудно, как в отверстие ярма,
носящегося в океане, - черепахе
[слепой] просунуть шею. Ведь когда за грех,
продлившийся мгновение, эпоху
приходится терпеть в аду Авичи,
то нужно ль говорить, что за грехи, накопленные в безначальной Круговерти, в счастливые уделы не прийти".

Можно подумать: "Поскольку страданиями дурной участи прежняя дурная карма избывается, спастись нетрудно: в следующий раз родимся в счастливой участи".
[Отвечу]: Поскольку при испытывании тех страданий накапливается [новое] зло, после смерти в дурной участи опять приходится блуждать в дурных уделах; поэтому спастись [из них] трудно. Ведь сказано ("Введение в Практику", IV, 22):
"Лишь избывая плоды прошлой кармы,
освободиться нельзя.
Так как покуда их претерпеваешь,
много грехов возникает опять".
После такого размышления о трудности обретения [благоприятного положения] порождайте в себе желание наделить [его] смыслом, думая: "Осознав, что надолго утеряю это положение, если использую его для дурных дел, я буду проводить время в практике священной Дхармы".

Как сказано в "Послании к другу" (59, 60):
"Достичь человеческого рождения
животному много трудней,
чем шеей попасть черепахе - в отверстье
по волнам носящегося ярма.
Поэтому ты, о, владыка людей,
ученье священное практикуя, свое тело с пользою употреби.
Ведь тот, кто родился теперь человеком, но в жизни своей совершает грехи, - гораздо глупее того, кто выносит отвратную рвоту в бесценном сосуде, - каменьями выложенном, золотом".
И в "Послании к ученику": -
"Обретший положенье человека,
которое столь трудно обрести,
теперь усердствуй в достижении Цели,
к которой устремился ты душой".

Нэлчжорпа-ченпо сказал Чэнгаве: "Немножко прогуляйся". Тот ответил: "Следовало бы, но [слишком] трудно обрести это благоприятное рождение".

"В районе Пхан было большое селение, называемое Майчахар. Его отняли враги, и прошло много времени в порабощении. Один старик, скорбящий об этом селении, однажды услышал, что оно возвращено. Хотя не мог ходить, он взял копье и, едва передвигаясь [с его помощью по земле], крикнул: "Неужто не сон это обретение Майчахара?!" Так же радуясь обретению благоприятного рождения, нужно практиковать Дхарму".

Следуя этим словам Потобы, созерцайте, пока не обретете такой установки.

Чтобы породить [в себе] совершенное по всем характеристикам желание наделить смыслом свободное положение, нужно обдумать четыре правила:
(1) Необходимость практиковать: ибо все всегда желают счастья и не желают страдания, а достижение счастья и избавление от страдания
зависит только от священной Дхармы.
(2) Способность практиковать: ибо имеешь "внешнее" сопутствующее условие - Благого Друга и "внутреннее" сопутствующее условие - благоприятное рождение.
(3) Необходимость практиковать в этой жизни: ибо, если не практиковать в этой [жизни], во многих перерождениях будет весьма трудно обрести благоприятное положение.
(4) Необходимость начать практику именно сейчас: ибо смерть непредсказуема.
Третье из этих [правил] подавляет "отвергающую" лень, когда думают:

"Буду практиковать Дхарму в следующем рождении". Четвертое подавляет "откладывающую" лень, когда думают: "Хотя и нужно практиковать в этой жизни, можно практиковать не в этом, а в следующем году, в следующий месяц или день". Поэтому эти два можно свести к "[необходимости] практиковать немедленно" и получим [всего] три [правила].

Как видим, с ними связано и памятование о смерти, но, [во избежание] многословия, [о нем] расскажу ниже.

Если обдумать [данную тему] с разных сторон, это весьма убеждает. Поэтому размышляйте, как изложено. Но если вы не способны к столь [обширному размышлению], сократите [тему] до основных положений: что из себя представляет благоприятное рождение; его огромное значение для временных и высших [целей]; трудность его обретения с точки зрения причин и плодов. Потом созерцайте, отбирая все, что подходит, из ранее изложенного [материала].

[Трудность обретения благоприятного рождения]

Трудность обретения со стороны причин

Вообще для обретения любого счастливого удела необходимо блюсти нравственность и творить какие-либо чистые добрые дела. В особенности же для обретения полностью благоприятного рождения необходимо взять

за основу чистую нравственность, сопровождать ее даянием и т.д.184, соединять с чистыми молитвами и [насадить] множество других корней добродетели. Но, как видим, таких причин создают очень мало. Делая вывод из этого, подумайте о трудности обретения плодов - общего и особого положения счастливой участи185.

Трудность обретения со стороны плодов

Подумайте о неродственных [нам по положению существах] дурной участи - ведь они крайне отдалены даже от простого счастливого удела! Подумайте и о родственных [существах] счастливой участи - для них это особенное благоприятное [положение] еще более редкостно, [чем для первых - счастливая участь].

Благой Друг Долва, очень усердствуя в этом [размышлении], говорил, что

оно ведет за собой всю остальную Дхарму. Так и есть. Поэтому усердствуйте.



Примечания:

181. Т.е. в мирах небожителей и людей.

182. О десяти неблагих деяниях см. с.279 и далее.

183. Об адах см. с. 198 и далее.

184. То есть остальными парамитами.

185. Общее - это простое рождение в счастливой участи, а особое рождение - имеющее все вышеописанные свободы и блага.



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100