Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса
ЭТАПЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ПОСЛЕ ВВЕРЕНИЯ

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru




Теперь необходимо разъяснить этапы, по которым Учителю следует вести правильно вверившегося ему ученика. Итак - ЭТАПЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ПОСЛЕ ВВЕРЕНИЯ
Здесь два [отдела]: 1) Побуждение наделить смыслом [своё] благоприятное рождение; 2) Методика наделения смыслом.
1. [ПОБУЖДЕНИЕ НАДЕЛИТЬ СМЫСЛОМ БЛАГОПРИЯТНОЕ РОЖДЕНИЕ]
Здесь три [параграфа]:

§1. Определение благоприятного рождения;

§2. Размышление о его огромном значении;

§3. Размышление о трудности его обретения.

§1 [Определение благоприятного рождения]:
[его] свободы и [его] блага.

(1) [Свободы]
В "Собрании драгоценных достоинств [Праджняпарамиты]" сказано:
"Благодаря нравственности избавляются [от рождения] разными животными и от [прочих] восьми несвободных состояний, таким образом всегда обретая свободу".
Согласно сказанному, свобода - это отсутствие восьми несвободных состояний.
О восьми несвободных состояниях говорится в "Послании к другу" (63, 64):
"Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах, где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей - это изъяны восьми несвободных рождений. Свободный от них - ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре".
То есть из четырех: (1) [родившегося] в отдаленной стране, где нет четырехчастной общины166; (2) неполноценного - идиота, немого, не имеющего конечностей, ушей и т.д.; (3) приверженца ложного воззрения о несуществовании предыдущей и будущей жизней, [закона] деяния-плода, Трех Драгоценностей и (4) [родившегося там, где] нет Будды, [т.е.] лишенного проповедей Победителя, - первые два и последний не могут узнать, что приемлемо, а что нет; третий же не верит в святую Дхарму.
[У обитателей] трех дурных уделов с трудом возникают мысли о Дхарме, а если чуть-чуть и возникнут, - [практиковать] они не способны, поскольку [слишком] страдают.
Богами-долгожителями в толковании "Послания к другу" считаются бессознательные и бесформенные [небожители], а в "Слове о восьми несвободных состояниях" - боги [Сферы] желаний, пребывающие в постоянной суете услаждения чувств. Бессознательные [боги] находятся - как будто вдалеке от населенных мест - в одном из измерений состояния "Больших плодов" Четвертой Дхьяны167; за исключением момента после рождения и во время смерти, где деятельность сознания и психические процессы прекращены на многие Махакальпы, - говорится в Абхидхарме.
Святые, пребывающие в [Сфере] бесформности, не могут быть несвободными. Не свободны лишь родившиеся там простые существа, поскольку не имеют возможности практиковать Путь Освобождения. Это относится и к богам [Сферы] желаний, пребывающим в постоянном смятении [чувств].
Поэтому все эти [состояния] и называются "несвободными". Как сказано в Толковании "Послания к другу":
"Поскольку в этих восьми состояниях нет свободы Для благих занятий,
они называются несвободными".

(2) Блага
Из двух [их видов первый] -

(а) Пять субъективных благ
"[Рождение] человеком, рождение в Центральной [стране], полноценные органы чувств, несовершение крайних проступков, вера в источник".
Из них "рождение в Центральной [стране]" - это рождение в той местности, где есть четырехчастная Община.
"Полноценные органы чувств" - это рождение не идиотом или немым, [обладание] всеми главными и второстепенными конечностями, глазами, ушами и прочими [органами].
"Не совершать крайние проступки" - значит не совершать [злодеяния] неотложного [возмездия]168 и не побуждать [других] к их совершению.
"Вера в источник" - это вера в дисциплину - источник всех мирских и немирских достоинств. Дисциплиной здесь именуются все три "корзины".
Поскольку эти пять являются сугубо личными условиями практики Дхармы, то и называются "субъективными благами".

(б) Пять объективных благ
"Приход Будды, преподавание священной Дхармы, пребывание Учения, приобщение к нему последователей, милосердие".
Из них "приход или рождение Будды" - это полное Пробуждение пребывавшего в сущности Пробуждения после трех безграничных кальп накопления Собраний169.
"Преподавание священной Дхармы" - это проповедование Учения Буддой или его Слушателями.
"Пребывание Учения" - это отсутствие упадка практической Дхармы благодаря тому, что Будда, пока после завершения проповеди не уходит
в нирвану, демонстрирует высшую священную Дхарму.
"Приобщение последователей к пребывающему Учению" - приход других существ к прибежищу Священной Дхармы, вследствие осознания, что сей Реализовавший Дхарму способен ясно, в соответствии с реализацией, демонстрировать ее.
"Милосердие" - предоставление монашеской одежды и прочих [благ] дарителями и милостынедателями.
Поскольку эти пять относятся к другим и служат [благоприятными] условиями практики Дхармы, их называют "объективными благами".
Хотя ныне, по-видимому, и недостает [первых] четырех объективных благ, описанных в "Уровнях Шраваков", преподавание священной Дхармы [Учителями], сохранение Учения и приобщение последователей к сохраняющейся Дхарме - их аналоги. Они могут иметься полностью170.

Примечания:

166. Общиной (тиб. `khor; санскр. паривара) здесь именуют не Сангху как объект Прибежища (ср. прим. 243) а просто общину верующих, включающую монахов и монахинь, мирян и мирянок. CM. mgon-po dbang-rgyal. chos-kyi mam-grangs / Published by Sherab Gyaltsen for Dzongsar Institute. India, 1991. p.68.

167. Сансара делится на три сферы: Сферу желаний, Сферу форм и Сферу бесформного. Подробнее см.: Васубандху. Абхидхармакошабхашья (далее АКБ), 3.1,2. Четвертая Дхьяна - высшее медитативное состояние Сферы Форм - имеет восемь уровней. Третий из них и называется "Большие плоды". См. схему.



Схема Круговерти бытия - Сансары

Сфера бесформного
Найвасамджня-асамджня-аятана - область ни мышления ни не-мышления
Акимчаньянайаятана - область Несуществования
Виджнянанантаятана - область Бесконечного сознания
Акашанантаятана - область Бесконечного пространства
Сфера форм
IV Дхьяна --
¦
23 Акаништха ¦
22 Сударшана ¦
21 Судриша ¦
20 Атапа ¦
19 Авриха ¦
18 Брихатпхала ("Большие плоды") ¦
17 Пуньяпрасава ¦
16 Анабхрака ¦
¦
III Дхьяна ¦
¦ 15 Шубхакритсна ¦
14 Апраманашубха ¦
13 Паритташубха ¦
¦
II Дхьяна ¦
¦ 12 Абхасвара ¦
11 Апраманабха ¦
10 Париттабха ¦
+- Раи I Дхьяна ¦
¦
9 Махабрахма ¦
8 Брахмапурохита ¦
7 Брахмапаришадья ¦
¦ Сфера желаний ¦
¦
6 Паранирмитавашаварти ¦
5 Нирманарати ¦
4 Тушита ¦
3 Яма ¦
2 Траястримша ¦
1 Чатурмахараджика ¦
---
0 Наш мир
Ады
[горячие] [холодные] --
¦
1 Санджива Арбуда ¦
2 Каласутра Нирарбуда ¦
3 Сангхата Атата ¦
4 Раурава Хахава +- Ады
5 Махараурава Хухува ¦
6 Тапана Утпала ¦
7 Пратапана Падма ¦
8 Авичи Махападма ¦
---

168. Пять [злодеяний] неотложного [возмездия]: (1) убийство отца, (2) убийство матери, (3) убийство архата, (4) внесение раскола в Сангху и (5) умышленное ранение Будды. Рождение в аду как результат этих проступков происходит уже в следующей жизни (прим. перев.).

169. Два Собрания - собрание Благих заслуг и собрание Осознаний - необходимы в реализации обоих аспектов пути, метода и мудрости, для достижения Пробуждения.

170. На основании того, что Учитель (Гуру), согласно традиции, считается проявлением Будды; хотя подлинные эти блага доступны лишь при жизни самого Будды (прим. перев.).



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100