РУКОВОДСТВО К ВЕДЕНИЮ УЧЕНИКОВ ПО ЭТАПАМ [ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ]
Краткое изложение правил практики
§1. Сами правила практики;
Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru
Здесь два [параграфа]:
§1. Сами правила практики;
§2. Устранение ложных представлений [об аналитическом созерцании].
§1
Из двух [тем] первая -
1. Что делать во время [созерцания]
а. Шесть подготовительных действий:
1) Чисто подметите комнату и красиво расставьте символы Тела, Речи и Ума [Будд]133 - как [например, указано] в "Житии Серлингпы".
2) Без лицемерия найдите дары и красиво их расставьте.
3) Затем, поскольку в "Ступенях Шравак" говорится, что, когда очищаешь ум от скверн сонливости и вялости, нужно с кем-нибудь прогуляться,
а когда очищаешь ум от такой скверны, как сильное желание, следует усесться со скрещенными ногами на подушечку или подстилку: сядьте, выпрямив туловище, на удобное сидение, скрестив или наполовину скрестив ноги134, и целиком обратитесь к Прибежищу135 и Устремленности [к Пробуждению].
4) Представляя, что в пространстве перед вами пребывают Учителя линий преемственности Широкого действия и Глубокого воззрения, а также бесчисленные Будды, Бодхисаттвы, святые Шраваки и Пратьекабудды вместе с послушниками, визуализируйте Поле собрания [заслуг];
5) Затем, хотя и прилагаем усилия к размышлению над темами - основной причине, поскольку без сопутствующих условий - т.е. накопления заслуг, способствующих зарождению в нас Пути, и очищения препятствующих этому
скверн, - Путь рождается очень трудно, то нужно практиковать Семеричный [ритуал]136, объединяющий в себе основы накопления-очищения:
(1) Поклонение
(а) Поклон всеми тремя "дверями":137
Это [первая] строфа [из "Пожелания добрых деяний"]:
"Сколько ни есть..."
Представив всех Победителей прошлого, будущего и настоящего, пребывающих во всех сторонах света, а не только Будд какой-нибудь одной области мира и одного из [трех] времен, - от всей души, а не подражая другим, почтительно поклоняйтесь [им своими] тремя "дверьми".
Кстати, в Толковании Наставник Ешей-дэ указывает:
"Если поклониться одному Будде, и то заслуги неисчислимые. Что уж говорить, если поклониться, представляя стольких Будд".
(б) Поклоны отдельными "дверями":
Поклоны телом:
"Силой пожелания деяний добрых"... - вторая строфа.
Представляйте, словно в действительности, всех Победителей всех направлений и времен и, вообразив столько своих тел, сколько пылинок во Вселенной, поклоняйтесь.
При этом, вызывая в себе сильную веру в благотворность объектов [почитания], руководствуйтесь ею.
"Велики заслуги поклона, совершенного и одним телом; заслуги же поклона, совершенного столькими телами, намного больше", - говорит Наставник Ешей-дэ.
Поклоны умом:
"На пылинке каждой..." - [третья] строфа.
[Вообразите], что даже на каждой мельчайшей пылинке пребывают, в окружении Бодхисаттв, Будды, равные числом всем пылинкам. Помня об их достоинствах, вызывайте в себе благоговение.
Поклоны речью:
"Им приношу неисчерпаемые..." - [четвертая] строфа.
Представив, как сказано, на каждом теле бесчисленные головы, а в каждой голове - бесчисленные языки, благозвучным голосом возносите неисчерпаемые хвалы достоинствам Почитаемых.
"Благозвучие" [в стихе] означает восхваление, а его "члены" - его причины - языки. "Океан" же [означает] множество.
(2) Подношение
Ограниченное подношение:
"Превосходные цветы..." - две [пятая и шестая] строфы.
"Превосходные цветы" - отдельные прекрасные цветы из стран богов, людей и прочих.
"Гирлянды" - различные цветы, связанные в гирлянды. Цветы здесь разные - натуральные и искусственные.
"Музыка" - музыкальные инструменты - струнные, духовые, ударные и игра на них.
"Духи" - благовонная вода.
"Лучшие зонты" - лучшие из зонтов.
"Светильники" - это ясно светящие [светильники, заполненные] ароматным маслом и прочими благовонными [веществами], а также ярко блестящие драгоценные камни.
"Фимиам" - составные и несоставные благовония.
"Великолепные одежды" - лучшие из одежд.
"Лучшие ароматы" - ароматная вода, называемая "подносимой для омовения", - жидкости и т.п., пропитанные ароматом, распространяющимся по мириадам миров.
"Благовонный порошок" - это упакованный ароматный порошок для осыпания и воскурения или же куча цветного порошка для изображения Мандал - объемом с [гору] Меру.
"Собрание" - это завершающее [слово], имеющее отношение ко всем предыдущим [дарам]; оно значит, что они многочисленны, красивы и разнообразны.
Безмерное подношение:
"И безмерно великие дары..." - [седьмая] строфа.
Ограниченное - это мирское подношение. Здесь же [имеется в виду] созидание Бодхисаттвами и прочими обладателями магических сил всего прекрасного.
Последние две строки, дополняя все неполные [строфы] двух предыдущих [частей ритуала], указывают объекты и побудительный мотив поклонения и подношения.
(3) Исповедь
"Силой страсти..." - [восьмая] строфа.
[Здесь имеются в виду проступки], совершенные по причине трех "ядов", на основе - тела и остальных из трех ["дверей"]. Природа138 же их в том, что они совершаются лично, или к ним побуждают других, или радуются, что их совершают другие.
Совокупность их всех [указывает] слово "всевозможные". Если, помня об их пагубности, от всего сердца исповедаться в них, раскаиваясь в прежних и твердо обещая [не совершать] будущих [проступков], то прежние перестанут разрастаться и прервется путь к будущим.
(4) Радость
"Я радуюсь достоинствам..." - [девятая] строфа.
Помня о достоинствах пяти [типов] личностей, [кои указаны в стихе], радуйтесь, словно бедняк, нашедший клад.
(5) Побуждение к вращению Колеса Дхармы
"Всех Светочей миров десятка направлений..." - [десятая строфа].
Перед теми, кто, только что полностью пробудившись, обрел в землях десяти направлений беспристрастное и беспрепятственное знание, тоже явите свои тела и просите Их проповедовать Дхарму.
[Так] указывает Наставник Ешей-дэ после [цитируемых им] слов: "...[непревзойденное вращать]".
(6) Моление
"Тех, кто [желает] показать..." - [одиннадцатая] строфа.
Сотворив [в воображении] громадное множество [своих] тел, молите уходящих в нирвану оставаться в мирах десяти направлений ради высшего блага и временного счастья существ, - не уходя в нирвану на протяжении стольких кальп, сколько пылинок во Вселенной.
(7) Посвящение [заслуг]
"Какие малые заслуги..." - [двенадцатая] строфа.
Делая общим [достоянием] всех существ все корни добродетели, взращенные благом предыдущих шести частей [ритуала], с великим устремлением посвящайте их совершенному Пробуждению. Благодаря этому [добродетели] никогда не иссякнут.
Если, познав таким образом смысл слов [Семеричного ритуала], произносить их медленно, не отвлекаясь, и делать то, что они указывают, - обретете безмерное множество заслуг.
Итак, пять - поклонение, подношение, побуждение, моление и радость относятся к накоплению заслуг, т.е. способствующих условий.
Исповедь - это очищение от скверн - препятствующих факторов. Один из аспектов радости - радость от собственных добродетелей - может, кроме того, и умножать наши заслуги.
Посвящение даже самых малых добродетелей, происходящих из накопления, очищения и умножения, еще больше их увеличивает и к тому же делает неистощимыми [заслуги], иссякающие при принесении временных плодов.
Так [получаем] три группы элементов [Семеричного ритуала]:
(1) накапливающие, (2) очищающие и (3) умножающие - делающие неистощимыми.
6)139 Затем, ясно визуализируя, поднесите мандалу140 и много раз, с сильным чувством, повторяйте такую молитву:
"Молю благословить, чтобы скорее исчезли все неправильные установки, начиная от непочтительности к Благому Другу и до цепляния за оба [типа] самости141; чтобы успешно зародились все правильные установки, начиная от почтения к Духовному Другу до постижения Реальности - отсутствия самости; чтобы пропали все внешние и внутренние препятствия!"
Примечания:
133. Такими символами являются изображения Будды, книга Его речений и ступа соответственно.
134. "Полностью скрестить ноги" значит принять позу Вайрочаны" или положить ступни на бедра. Подробнее см., напр.: Терентьев А. Опыт унификации... Таблица 2.
135. Прибежище - Будда, Учение и Община - буддийский "символ веры".
136. Семеричный ритуал из "Пожелания добрых деяний"
(1) Сколько ни есть в мирах десяти направлений137. Т.е. телом, речью и умом.
138. Различение "основы", "причины" и "природы" явлений - характерная черта буддийской философии.
139. Это шестое из "подготовительных действий" (см.выше).
140. Здесь "мандала" - это модель Вселенной (в отличие от Мандалы - обители божеств). Она состоит из 37, 23 или семи элементов. Основание подносимой мандалы - выпуклый диск: бронзовый или другого металла. "Элементы" символизируются щепотками риса ("цветы"), которые кладутся
на диск при произнесении соответствующих фраз обряда.
Краткое подношение мандалы (семь элементов), которое обычно и совершается в практике Ламрима, таково:
"ОМ ВАДЖРА БХУМИ АХ ХУМ! - [вот] мощная Золотая Земля (так произнося, внутренней стороной запястья обводят три раза посолонь по поверхности мандалы круг, как бы очищая ее; а произнося следующую фразу, то же самое делают в обратную сторону)
ОМ ВАДЖРА РЕКХЕ АХ ХУМ! - [вот] окружающая ее цепь железных гор.
В центре - царь гор Меру (1).141. Т.е. за абсолютную самость явлений (дхарм) и абсолютную самость
"я". Подробнее этот вопрос рассматривается в пятом томе данного сочинения.