Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел четвертый
Ваджраяна, путь преображения
4 Три Корня


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>
Увенчанный Тремя Драгоценностями внешнего Прибежища; ты в
себе осуществил в действительности Три Корня Внутреннего
Прибежища; ты проявил Три Тела Абсолютного Прибежища.
О, несравненный учитель, склоняюсь к твоим стопам!
Патрул Ринпоче, «Путь великого совершенства»

Прибежища Махаяны, как и Хинаяны, — это Три Драгоценности, в Ваджраяне же Прибежища включают в себя также и Три Корня, или Три Источника, это — лама, Видам и защитник (дхармапала). Термин «корень» или «источник» истолковывается так: лама есть источник вдохновения, Видам — свершений, а дхармапала — просветленной деятельности.

Лама

Лама — это тот, кто ведёт нас и постепенно передаёт нам существенные положения Дхармы. Он — преемник линии передачи и вобрал в себя духовное воздействие её практик (см. здесь), он совершает уполномочивающие инициации (на санскрите — абхишека, благодаря которым созревает наша карма и различные струи в потоке нашего сознания, даёт нам текстовые передачи и связанные с текстами устные инструкции. Передача текстов подкрепляет наставления, а инструкции раскрывают смысл абхишеки. Таким образом, лама находится в истоке различных аспектов передачи, он — источник или корень вдохновения.

Йидам

Божество.— по-тибетски Йидам — это аспект Будды, природа которого — три Тела Пробуждения и пять Изначальных Мудростей (см. здесь). Будда в своём сострадании проявляется в формах различных Йидамов, и каждый из них, по буквальному смыслу термина, есть «божество, которому посвящает себя наши ум». Название объясняется тем, что практикующий избирает одну из двух медитативных фаз, называемых «этапы зарождения» и «этапы совершенства». ( Фаза зарождения — на санскрите утпатгикарма, по-тибетски кьерим; фаза совершенства

— на санскрите сампаннкрама, по-тибетски дзогрим. – прим.пер.) В ходе этих практик появляется осуществление природы Ума, а также и все духовные свершения, а потому Иидамы — источник или корень всех свершений. (см. далее главу практика Йидама = прим.пер.).

Дхармапала

«Защитник Дхармы», на санскрите дхармапала, — это ещё одно проявление пробуждённых аспектов Ума; он возникает, чтобы помогать практикующим в осуществлении четырёх типов Просветленной деятельности — умиротворения, приумножения, мощи и разрушения. Дхармапалы являются корнем или источником просветлённой активности, находящейся за пределами причинно-следственного закона кармы.

Внешнее, внутреннее и абсолютное Прибежища

Три Корня составляют вместе внутреннее Прибежище, и их смысл исключительно глубок; понять его полностью нам не удастся сразу, он раскроется постепенно в ходе изучения и практики Дхармы.

Может возникнуть вопрос: если мы по сути своей Будды, то откуда необходимость в некоем внешнем Прибежище, да и как Прибежище может быть внешним? Для ответа возьмём в качестве примера человека в должности премьер-министра. Поначалу он представляется обычным лицом, и можно было бы недоумевать, откуда у него способности, позволяющие ему править. Ответ мы найдём в его знаниях и опыте. Если бы мы в один прекрасный день проснулись правителем некоей страны, то не знали бы, за что бы взяться и с чего начать. Однако, если бы у нас имелась соответствующая подготовка, мы были бы вполне пригодны для исполнения этой миссии. Если руководитель берёт нас под свою ответственность и проводит через все необходимые подготовительные этапы, то в конце концов мы сможем с ним сравняться.

Подобным образом, пусть мы и обладаем, по сути, природой Будды, мы о ней не ведаем, а её качества в нас не проявились. Чтобы пробудить их, привести в действие и избавиться от скрывающих эти качества покровов, необходимо, чтобы мы обратились к Будде, уже достигшему совершенства, чтобы он нас вёл и помогал нам. В самом начале, когда мы обращаемся к Будде, он кажется кем-то внешним по отношению к нам. То же самое имеет место, когда мы получаем наставление от ламы. И пока мы ослеплены иллюзией реального существования Я и другого, необходимо и полезно принимать Прибежище так.

И всё же не следует забывать, что Ум всех существ и Ум Будды в основе своей не различны. Сегодня наш Ум подобен школьнику, которому Учитель не передал ещё своих знаний. А когда-нибудь он полностью пробудится к знанию и станет тождественным с умом Будды. Наставления могут способствовать нашему Пробуждению потому что в нас есть природа Будды. Будь это не так, попытка очистить Ум напоминала бы отбеливание куска угля: сколько его ни мой, он останется чёрным. И напротив, очистить Ум от покровов — это словно отмыть какую-либо вещь: когда грязь удалена, обнаруживается её природа. Бриллиант сущности Будды уже здесь, но его не видно, он в глине. Золото Пробуждения уже пребывает в почве нашего Ума, но, если не копать, мы его и не обнаружим.

Когда вы медитируете о Трёх Корнях в целом или вашем Йидаме, вы можете в начале практики воспринимать его как нечто внешнее. Постепенно ваши покровы начнут утончаться. Затем сквозь просветы в облачном слое начнут пробиваться солнечные лучи, духовное воздействие йидама просветит вас и вы наконец Достигнете и осуществите Три Тела Будды, иными словами, вы реализуете абсолютное Прибежище.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100