Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел третий

Махаяна, путь открытости и сострадания

7. Пять путей



М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>

Основной классификацией этапов духовного продвижения являются так называемые «пять путей достижения Пробуждения».

Начинается практика Дхармы с принятия Прибежища в Трёх драгоценностях и действий в соответствии с кармической причинностью, т.е. избегания вредных поступков и взращивания положительных. На этой основе мы постепенно культивируем в себе сострадание, медитацию, преданность, практику божества и т.п. Вкладывая своё усердие в практику шести совершенств, мы последовательно достигаем в них низшего, среднего и высшего уровней, — осуществляем взращивание добродетелей, позволяющее нам утвердиться на трёх ступенях «пути накопления» - низшей, средней и высшей.

Затем, при продолжающемся приумножении в нас положительных качеств, развивается Проникающее постижение и Непосредственное постижение. Тут мы вступаем на «путь использования»; название это объясняется тем, что мы используем полученные результаты для перехода на следующий этап, где осуществляется переживание сущностной природы Ума. Этот путь тоже включает в себя три уровня: низший, средний и высший; осваиваются они в зависимости от достигнутого уровня Непосредственного постижения.

Когда мы в прямом переживании поистине узрим Пустоту, сущностную природу Ума, мы находимся на пороге «пути видения». При этом мы узнаём изначальное состояние Ума как «старого друга». Тем самым достигается первая ступень Бодхисаттв, называемая «весьма радостная».

Это первое действенное постижение природы Ума. Здесь на первой ступени Бодхисаттвы, развиваются сверхъестественные качества, например, способность порождать одновременно сотню эманаций. Всего Бодхисаттва первой ступени обладает дюжиной стократных возможностей.

Путь видения тоже делится на три уровня: низший, средний и высший, в зависимости от полноты распознавания природы Ума. Когда природа Пустоты, Светоносности и Бесконечности Ума распознана полностью и окончательно, и непосредственное переживание не оставляет места ни малейшему колебанию или сомнениям, — это высший уровень пути видения.

Далее наступает «путь освоения» — завершив два взращивания добродетелей и непосредственного постижения, Ум привыкает к переживанию Пустоты и утверждается в нём. Происходит постадийное восхождение на различные ступени Бодхисаттвы: сначала на семь относительно загрязнённых уровней, а потом — на три чистых. Это шествие по ступеням, вплоть до десятой, называемой «облака Дхармы», и есть путь освоения.

Наконец, «путь не-обучения» достигнут тогда, когда последнее противоядие, а именно «состояние погружённости, подобное алмазу», справляется с остаточными, тончайшими иллюзиями, составляющими тонкий покров познаваемого. Происходит Освобождение или «очищение», по-тибетски санг, от того, что следовало отбросить, и, полностью распространившись, по-тибетски гье, в изначальном знании, обретается плод — состояние Будды, по-тибетски санг-гье.

По сути этапы остаются одними и теми же, идёт ли речь о Хинаяне, Махаяне или Ваджраяне. Три яны отличаются своими методами, но не своими целями: это различные средства передвижения, позволяющие пройти один путь, оставить позади одни и те же этапы и добраться до одного и того же места назначения.

О том, как Наро-Пичунг вызвал Миларепу на состязание

Как-то раз Миларепа пришёл к большому озеру, где жил бонский наставник по имени Наро-Пичунг. Они встретились, и Наро-Пичунг бросил вызов Миларепе: «Устроим-ка состязание и посмотрим, чья мощь больше. Проигравший пусть обратится вместе со своими Учениками в традицию победителю».

Миларепа принял вызов. Озеро, у берегов которого они встретились, было таким обширным, что для того, что бы обойти его кругом требовалось несколько дней. Наставник Вон начал состязание, проявив гигантское тело: одной ногой он встал на ближнем берегу, а другой — на дальнем.

«Такова твоя мощь? - спросил Миларепа. — Ну, а теперь я».

Он сел на озеро и, необычайная вещь, — озеро не уменьшилось, и тело Миларепы не увеличилось, а тем не менее он накрыл собой всё озеро, словно кастрюлю крышкой... Вообразить такое трудно: как это, если один предмет не вырос, а другой не съёжился, они-таки сравнялись размерами. Но произошло именно так; это описано в биографии Миларепы.

Наставник Вон сказал: На этот раз твоя взяла; попробуем ещё раз. Видишь, на горизонте гора. Посмотрим, кто больше к ней приблизится, протянув к ней руку.

Наставник Вон протянул руку и покрыл половину расстояния. А Миларепа едва шевельнул рукой, и тут же его ладонь отпечаталась на склоне горы! Наставник Вон сказал: «Сегодня ты выигрываешь, но подождем до завтра. Вон, видишь вершину? Кто первым до неё доберётся, тот и выиграл».

Миларепа согласился и пошёл спать. А наставник Бон воспользовался ночью для того, чтобы начать путь. Он сел верхом на свой барабан и, ударяя в него, поскакал вперёд. На рассвете наставник почти добрался до вершины. Ученики Миларепы, Речунгпа и другие, которые увидели это, поскорее разбудили Миларепу и сказали: «Учитель, Наро-Пичунг уже почти на вершине!»

Миларепа улыбнулся: «Ну и что, он же пока не на вершине?»

А в этот самый момент гора наклонилась, и макушка её оказалась как раз перед Миларепой... так что он встал и уселся на неё, и гора тут же — раз! — и выпрямилась. Наставник Вон был совсем разочарован: «Да, я проиграл. Ты взял верх во всех состязаниях. Но всё-таки, будь добр, разреши мне спокойно вернуться к себе».

Миларепа согласился. У наставника Бона, конечно, были мирские достижения, но Миларепа-то обладал наивысшим достижением, т.е. полной осуществлённостью природы Ума.

Если события вне пределов нашего уразумения, мы готовы счесть их попросту россказнями. И всё же, как природа явлений ускользает от нашего познания, так же могут события быть недоступными для понимания!

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100