Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел третий

Махаяна, путь открытости и сострадания

5. Шесть совершенств
Фрагмент 2

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава>> Оглавление 

Кустарник Карак Гомчунга

В уединённом месте жил-был один человек, практикующий медитацию. Звали его Карак Гомчунга. У входа в пещеру, где он созерцал, рос колючий кустарник, который рвал его одежду каждый раз, когда он проходил мимо.

Однажды, - думал он, - мне придётся срезать этот кустарник. Но каждый раз, думая о непостоянстве он быстро возвращался к практике, В течение многих лет он медитировал с усердием, и с полной собранностью. Когда он вышел из затворничества, кустарник всё ещё рос там, а Карак Гомчунга стал Учителем, полностью достигшим Просветления.

Медитация

Занятия медитацией, как явствует уже из Смысла тибетского Выражения, служат, прежде всего, тому; чтобы «успокоить мысли». Если нужно добиться устойчивого состояния Ума, то начинают с отказа от привязанностей и всяких отвлекающих видов активности. Для этого следует уединиться, умерить свои желания и научиться быть довольными тем, что есть. Мы принимаем правильную позу и соблюдаем полное молчание. Тогда Ум сможет научиться погружённости во что-то одно, например, Пустую Светоносность, не цеплянию ни за что - слежением за вдохами и выдохами, созерцанием какого-либо аспекта Будды, символических букв, сияющих зёрен Света или каких-то иных опор для медитации.

Практика медитации заключается в том, чтобы ввести Ум в состояние «единого и безраздельного погружения, поглощённости, нацеленности», Сначала Ум не имеет никакой свободы распоряжаться самим собою, и он ни единого мига не может устоять на месте: в нём непрестанно появляются разные мысли. Пребывая внимательным к чему-то одному, он учится властвовать над собой. Таков смысл данной практики, называемой «медитацией с целью придания устойчивости» Это выработка Навыка безмятежности, на санскрите шаматхи» (См главу «Шаматха и випашьяна» в разделе «Махаяна»).

Существует много уровней успокоения Ума, из них четыре главных характеризуются следующим: начальный уровень - присутствием в Уме таких факторов, как распознавание и исследование, радость, а последующие - отпадением этих факторов одного за другим ( См главу «Медитативная карма» в разделе «Хинаяна»).

Благодаря обретению Умом спокойствия возникает, прежде всего, великая радость тела и Ума: множество былых недостатков отпускают нас, и появляется разнообразие благих качеств. В завершение практики мы обретаем ясное и очевидное видение высочайшей действительности - изначальное, самоосознающее знание. Тем самым мы вступаем на первую ступень Бодхисаттв, а затем - и на последующие. Тогда расцветающие в нас качества обширны, как океан ( См. главу «этапы достижения пробуждения» в разделе «Махаяиа»).

Всепроникающее постижение

Как мы уже говорили, ( Об Уме и его проявлениях см. раздел» «Ум, реальность и иллюзии») все объекты нашего познания - это обманчивые проявления, принадлежащие относительной действительности. Их природа - Пустота, т.е. они не обладают независимым существованием. Но они также и Светоносность, ибо, хотя и пусты, проявляются во всём многообразии своих аспектов. Проявление их подобно восьми примерам иллюзорности, природа их зыбка, как у чего-то преходящего и изменчивого, и они сравнимы с иллюзией, сновидением, луной в воде, радугой, тенью, миражом, отражением в зеркале и эхом. Если распознать это, то мы сможем превзойти привязанность к ним, как к чему-то реальному.

В абсолютной действительности у познающего Ума, т.е. того, кто находится в истоке всех иллюзий, нет ни начала, ни конца, ни местоположения. Сам он не есть нечто познаваемое наподобие формы, цвета и прочее. К Уму неприложимы такие определения, как единый или множественный, существующий или несуществующий, сотворенный или несотворенный, возникающий или исчезающий. Его способ бытия есть Пустота, сравнимая с небесным пространством ( См. также главу «пустота как два вида отсутствия самобытия в разделе «Махаяна».).

Познание иллюзорной природы всего явленного и познающего Ума как источника этих иллюзий, есть совершенство проникающего постижения). Необходимо, чтобы Ум был в прямом переживании; также необходимо, чтобы его постижение-осуществление было устойчивым, чтобы Ум пребывал погружённым в него, ибо чисто интеллектуального понимания здесь недостаточно и не освобождает от иллюзий.

Птица духовной практики не сможет, едва вылупившись, взмыть вверх, к небосводу Пробуждения. Чтобы обрести это, ей придётся уберегать себя от опасностей, следуя самодисциплине. Набраться сил, упражняясь в щедрости. Посидеть до поры в гнезде медитации. Не утратить непрерывности усердия - терпеливо сохранить свой жар. И лишь с завершением практики Всепроникающего Постижения она сможет, наконец, взлететь к небесам. Это значит, что пять начальных добродетелей помогают нам развить Постижение, - тогда наше Постижение будет необратимо, и мы обретём состояние Будды.

Если не постичь смысл совершенства Всепроникающей мудрости, мы останемся бескрылой птицей: все наши силы (те. пять совершенств) необходимых для достижения высших форм существования, будут при нас, но мы не сможем взлететь до самой нирваны, до состояния Будды.

Без подлинного Проникающего Постижения, т.е. без понимания глубинной сути Пустоты, щедрость, самодисциплина, терпение, усердие и медитация, строго говоря, не заслуживают названия «совершенств» или «высших добродетелей», ибо их одних недостаточно, чтобы выйти за пределы заблуждений сансары. Только когда осуществлено Всепроникающее Постижение, т.е. в прямом опыте постиг- нута иллюзорность субъекта, объекта и действия, становятся «трансцендентными» и прочие добродетели, или «совершенства», и тогда они превращаются в причину обретения состояния Будды.

Таким образом, то, что именуется «совершенством», приходит тогда, когда оставлено уже всё, что требовалось оставить, и искать больше нечего: практика исполнена и привела от иллюзий к самому совершенству.

<<Предыдущая глава  Следующая глава>> Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100