Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел второй.
Хинаяна, путь самодисциплины
5. Медитативная карма

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Медитативные состояния без предела и без образа
позволяют на личном опыте переживать блаженство Брахмы и иных небожителей.
Нагарджуна, Ратнавали

Карма этого третьего большого разряда ( Первые два - это отрицательная и положительная карма. См. выше п. З этого же раздела.

— прим.пер.) порождается не телесными, речевыми или ментальными действиями, положительными или отрицательными, а различными состояниями Ума во время медитации

Производимая в медитации карма называется неколебимой. Предварительные условия ее обретения — отказ от отрицательных действий и практика положительных, что должно уже войти в привычку. Причины её — различные практики устойчивого успокоения Ума, называемые на санскрите дхъяна следствия её — рождения в состояниях, соответствующих устойчивому сосредоточению Ума. Эти уровни медитации или устойчивого медитативного погружения представляют собою состояния Ума небожителей в сфере чистой — или тонкой — формы и далее в сфере без форм.

Причина неколебимой кармы — добродетельный Ум, пребывающий в глубоком медитативном сосредоточении на одном предмете. Причины и следствия её разворачиваются на восьми уровнях, каждый из которых предполагает подготовку, практику и последующее состояние.

Первый из этих уровней медитативного погружения характеризуется опытом, при котором в уме присутствует распознавание предмета исследования, содержание, удовольствие и восторг. Медитация в таком состоянии утверждает ум на первом уровне устойчивого медитативного погружения. Когда осмысление и оценка больше не возникают, притом, что восторг и удовольствие пока ещё остаются, то это второй уровень погружения. Когда нет и переживания удовольствия, и нет больше ничего кроме счастья, то это означает укрепление на третьем уровне погружения. Наконец, состояние прошедшего этапы всяких осмыслений, всех оценок, восторга и удовольствия соответствует четвёртому уровню медитативного погружения. Осуществление этих четырёх уровней медитативного погружения ( Каждый из этих уровней делится ещё на подуровни, так что всего в «сфере без форм» насчитывают 17 областей. — прим. пер.) соответствует последующему рождению на четырёх уровнях небожителей сферы чистых форм.

Затем, если преодолеть тонкую форму привязанности к этим четырём первым уровням медитативного погружения,

Появляется возможность рождений в сфере без форм, т.е. в одной из четырех областей, сами названия которых описывают переживаемый там опыт. А именно, можно родиться в области бесконечного пространства; Далее, преодолев привязанность к этому опыту, войти в область бесконечного сознания: потом в область, «в которой ничего нет и, наконец, в область, где нет ни распознавания, ни не-распознавания.

Превзойти каждый из уровней можно в том случае, если распознаётся его неудовлетворённость и имеющееся там несовершенство; тогда привязанность к нему прекращается. Все надстраивающиеся один над другим уровни в возрастающей степени избавлены от «привязанности к объектам».

Хотя эти восемь типов медитативного погружения являются весьма возвышенными Созерцательными состояниями, они всё же составляют часть сансары, т.е. обусловлены иллюзиями и подвержены закону перерождения.

Всё существующее в сансаре порождено описанными тремя типами кармы: отрицательной, положительной и неколебимой. Эти типы называются «запятнанными», потому что предполагают различение субъекта, объекта и действия и обуславливают все переживания двойственности.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100