Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел второй.
Хинаяна, путь самодисциплины
2. Прибежище и Три драгоценности

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Прибежище, по сути, едино, но средства его троичны.
Махамоксасутра

Вера

Вера даёт возможность вступить на Путь и ревностно продвигаться по нему. Это состояние Ума, рождающееся из постижения качеств, присущих Трём драгоценностям. Когда нам рассказывают о Будде, о Пробуждении, мы начинаем понимать, каковы достоинства дхармы и блага, проистекающие из её практики, усматриваем также, какую помощь нам сможет оказать в этом Сангха, т.е. община тех, кто передаёт и практикует дхарму, тогда в нас зарождаются вера и устремлённость.

Насчитывается три главные формы веры: «восхищённая», или «изумлённая» вера, сопровождающая открытие человеком для себя качеств Будды и Трёх драгоценностей; «устремлённая» вера, основанная на первой форме и представляющая собою желание идти по Пути к Побуждению; наконец, когда мы входе практики обретаем подлинный опыт истинности наставлений, появляется «удостоверившаяся» вера.

Итак, духовное продвижение начинается с некоторого уровня веры в Три драгоценности; нас восхищает и вдохновляет возможность Пробуждения и достижения присущих ему качеств, или хотя бы просто возможность духовного развития. Тогда нам хочется продвинуться чуть дальше и узнать об этом больше; пусть мы и не знаем пока, верны наставления или нет, но мы уже предвидим их достоинства и высоко их ценим. Это означает, что у нас появилась первая форма веры – «восхищённая», или «изумлённая» вера.

Эта первая форма веры подталкивает нас к тому, чтобы сделать первый шаг в своём собственном продвижении. Мы приоткрываем таким образом дверь в дхарму, убеждаемся в правдивости некоторых из её аспектов, и это придаёт нам уверенность. Тогда в нас углубляется стремление к Пробуждённости и порыв к духовному учению, к Будде и дхарме. Это вторая форма веры — «устремлённая» вера. Теперь мы принимаем Пробуждение, состояние Будды, как свою цель, а дхарму как средство продвижения к ней.

В дальнейшем наше постижение всё более обогащается благодаря глубокой практике, и мы уже не просто думаем, что состояние Будды и наставления — это нечто замечательное и очень важное, не только стремимся к практике, но и поистине получаем благие результаты в непосредственном опыте. Мы знаем, что здесь всё подлинно верно. Таким образом, проверяется на собственном опыте истинность и справедливость наставлений. Это уже третья форма веры — «удостоверившаяся».

Будда

Чистая природа Ума — Пустота, Ясность и Неограниченное познание — пребывает в нас изначально, но она сокрыта под покровами, а потому присущие ей качества не заметны. Каждый Будда или великий Бодхисаттва уже очистили и избавили от покровов свой Ум, в нём расцвели все свойства, внутренне присущие природе Будды. Скажем, если ни тумана, ни облачности нет, то пространство прозрачно, светоносно, сияет в солнечных лучах — вот так же и здесь. (см. «дхарма как практика для снятия покровов ума» в этой главе — прим. пер.) Редчайший и непревосходимый Будда — высшее достижение вполне очистившегося и совершенно расцветшего Ума. Это конкретный пример, который нам подал и Будда Шакьямуни, и все те, кто пришли вслед за ним.

Дхарма

В своём совершенном состоянии Будда свободен от всякой порождающей страдание обусловленности, он способен сделать всё возможное на благо существ. Его пробуждённая деятельность проявляется многообразно, но, прежде всего в речи, в наставлениях — в дхарме Будды. Речам Будды присущи свойства, непостижимые для обычного Ума. Они способны излиться на землю существ дождём наставлений в различных колесницах, объясняя их одновременно на языке свойственном каждому в соответствии с его понятливостью, задатками, чаяниями, возможностями и ограничениями. Эти речи прекрасны в начале, в середине и в конце. Они обширны и глубоки, как море, и непрестанно воздействуют на существ во благо их, как в нашем мире, так и во многих иных вселенных — сансаре. Эти речи Будды суть «редчайшая и возвышенная дхарма». У неё два аспекта: дхарма писания, указующая нам Путь к Пробуждению, и практическая дхарма, т.е. практическое и подлинное переживание предмета Дхармы писания.

Сангха

Все, кто изучают, практикуют и передают слова и переживание Будды, составляют Сангху — общину практикующих дхарму. В зависимости от уровня присущей ей реализации различают Высшую Сангху и Сангху обычных существ. Первая включает в себя совершённых достигших Просветления существ, уже избавившихся от сансары. Вторая объединяет тех, кто принял на себя обязательства, в соответствии со своими возможностями — обеты Хинаяне, обязательства Бодхисаттвы или обеты Ваджраяны. Вместе эти два разряда называются «редчайшей и возвышенной Сангхой».

Принятие Прибежища

Будда, дхарма и Сангха составляют вместе «Три драгоценности». Принять Прибежище в Будде, в дхарме и в тех, кто её практикует и передаёт, т.е. в Сангхе, составляют начальное духовное обязательство. Оно даётся на основе доверия, впервые обращающегося нас лицом к Трём драгоценностям и побуждающего нас сделать первый шаг по стопам Сангхи.

С принятием Прибежища устанавливается духовная связь. С одной стороны, это уберегает нас от страхов, опасений, угрожающих нам в этой жизни, во время смерти и далее, вплоть до Пробуждения; а с другой, направляет и ведёт нас к Пробуждению, указывает нам дорогу и ведёт по ней. Принять Прибежище вплоть до Пробуждения, притом так, чтобы это охватывало всех существ — значит, вступить на путь Будды; это основание дхармы.

Прибежище мы принимаем:

— В Будде, почитая его как пример для нас, намереваясь осуществить его состояние и обращая к нему просьбу оберегать нас и направлять, а так же и всех существ, остающихся пленниками сансары.

— В дхарме, понимая её великую ценность и обязываясь с верой её изучать и воплощать в жизнь.

— В Сангхе, с доверием и почитанием внимая наставлениям, которая она передаст, а также — следуя примеру её членов.

Принять Прибежище — это значит установить положительную духовную связь с Тремя драгоценностями. Это вводит нас в дхарму и её практику, но не предполагает отказа от других традиций или отрицания доверия им. Это основа продвижения по пути к Освобождению, это оберегает нас от того, что могло бы отклонить нас, а равно от намерений и поступков, могущих помешать этой цели. Если мы по-настоящему приняли Прибежище, то никакое препятствие не сможет поколебать нас, мы не переродимся больше в трёх низших мирах, и, в конечном счете, придём к исчерпанию всего круговорота существований.

Собачий зуб как реликвия

У Старухи-тибетки практиковавшей дхарму, был сын купец, и он по своим надобностям часто наезжал в Индию.

Как-то раз мать говорит ему: «Индия — это страна, где жил Будда Шакьямуни. Будь добр, привези мне оттуда частицу его тела, либо какую-нибудь его вещь; они станут опорой для моего преданного почитания».

Сын пообещал, но погруженный в заботы и помыслы о своих делах, забыл о просьбе матери и вернулся с пустыми руками. Так произошло несколько раз; слова он не держал, и старуха уже отчаялась в этой жизни Получить желаемое. Наконец, она сказала сыну: «Если ты и на этот раз обо всём позабудешь, я покончу с собою на твоих глазах.

Но сын, по своей занятости, опять запамятовал и вспомнил о поручении, уже приближаясь к своему родному дому. Он побоялся, как бы мать не исполнила свою угрозу, и стал ломать себе голову, что же ему делать. На обочине дороги он заметил собачий череп. Сын вытащил из его челюсти клык и тщательно завернул его в драгоценную ткань. дома он сказал: «Посмотри, мама, что я тебе привёз — это зуб самого Будды Шакьямуни!»

Мать поверила, положила зуб на алтарь и стала с большим пылом возносить молитвы и делать подношения. И говорят, что из зуба чудесным образом появились жемчужины, а при кончине старухи были явлены благие знамения.

Сам по себе собачий клык никаким духовным воздействием не обладает, но сила веры старухи (ведь та считала его зубом Будды) притянула к нему духовное воздействие Трёх драгоценностей.

Духовное воздействие Трёх драгоценностей вездесуще, и именно вера открывает нас для него.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100