Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел второй.
Хинаяна, путь самодисциплины
1. Путь самодисциплины

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Бдительность — путь бессмертья.
Беспечность — путь, ведущий к смерти.
Не умирают бдительные.
Беспечные, считай, уже мертвы.
Будда Шакьямуни, дхаммапада

Как мы уже видели, для того, чтобы обрести Освобождение, т.е. выйти из круга обусловленных существований, самое главное — это распознать глубинную природу Ума.(см. главу «два состояния единого Ума» - прим. пер. ) В самом деле, ведь не наше тело и не наши речи, а наш Ум управляет нашими поступками и решает, как именно мы поступим. Ум наша главная составляющая, он распоряжается телом и речью. Если мы хотим куда-то пойти, у него есть власть приказать телу, чтобы оно пустилось в путь. В его власти сделать так, чтобы мы произнесли приятные или неприятные слова.

В целом мы состоим из тела, речи и Ума. Самое существенное, конечно, это Ум и постижение его природы, однако и тело с речью тоже весьма важны, ведь духовное достижение возможно, только если они служат опорой. Это в некотором роде слуги Ума. Их можно рассматривать как три отдельных элемента, но между ними существует тесная связь.

С этой точки зрения различные аспекты всех практик Дхармы адресованы всем трём составным частям нашего существа. для того чтобы следовать по Пути, важно придерживаться дисциплины на уровнях тела, речи и Ума. Хинаяна — «узкая стезя» — характеризуется тем, что в ней стараются радикально избавиться от всех своих отрицательных действий и наклонностей, одновременно развивая положительные предрасположенности на всех трёх уровнях. Этот подход направлен на индивидуальное избавление от страданий и обретение мира и счастья. делается это с помощью строгой самодисциплины, опирающейся на понимание закона кармы, т. е. причинно-следственных связей, которые порождаются совершаемыми поступками, положительными или отрицательными.

Самодисциплина обязательств и медитация

Для названных целей в Хинаяне предусмотрено несколько типов обязательств, называемых «обетами личного Освобождения», благодаря которым поддерживается правильная самодисциплина. Они таковы:

— большое монашеское посвящение с принятием обетов бхикшу ( Большое монашеское пострижение предполагает 253 обета, делящихся по пяти разрядам. Главные обеты при этом примерно такие же, как и при малом пострижении (см. следующее примечание) к ним добавляются другие особые обязательства, относящиеся к образу жизни. — прим.пер.);

—малое монашеское посвящение в шраманеры с меньшим количеством обетов ( Малое монашеское пострижение включает в себя десять главных обетов, основанных, во- первых, на пяти обетах мирянина (пятый при этом понимается как целомудрие). и, кроме них, отказ от пения и танцев, от музыки, кроме религиозной; от украшений, драгоценностей и духов; от пользования высокими стульями или кроватями; от трапез пополудни и от принятия золота или денег, далее они детализируются, что даёт в итоге 33 обязательства — прим. пер. );

— просто обеты упасаки, ( пять обетов мирянина-Буддиста следующие: не убивать, не красть, не лгать, не пить опьяняющих напитков, воздерживаться от недозволенного сексуального поведения, последний можно принять и как обет целомудрия. допустимо также и отдельное принятие одного или нескольких, но не всех пяти. — прим. пер. ) т.е. обязательство мирянина-Буддиста.

Если мы не берём на себя монашеских обетов, то можем соблюдать обеты мирянина, или, по меньшей мере, обязательства принятия Прибежища. В этом последнем случае самодисциплина будет заключаться в отказе, по мере сил, от десяти отрицательных поступков и в приучивании себя к десяти положительным поступкам.

Эти обязательства важны как способ закрыть ворота для отрицательных наклонностей; они весьма упрощают отказ от негативных поступков и развивают привычку к добродетельным. В самом деле, если мы сами по себе не в силах удержаться от убийства, воровства или дурного полового поведения, то обязательства помогут нам. Так же и на уровне отрицательных действий речи или Ума.

Хинаяна и медитативную самодисциплину, которая развивает устойчивость Ума с помощью состояний медитативной погруженности, когда Ум, не отклоняясь и не отвлекаясь, удерживает внимание на предмете своей медитации.

Блюсти самодисциплину и практиковаться в медитации, в которой Ум пребывает однонаправлено погружённым в Пустоту - это и есть путь Хинаяны; результаты его — достижение духовного состояния Архата или Пратьекабудды ( Хотя эти духовные достижения свободны от сансары, считается, что они не обладают теми качествами выразительности и сияния, какие присущи результатам Ваджраяны. — прим. пер. ).

Таким образом, можно подытожить, что подход Хинаяны заключается в соблюдении строгой самодисциплины и развитии однонаправленной медитативной погружённости.

Архат — подметальщик

Среди личных учеников Будды Шакьямуни был один недалёкий монах, который не мог научиться даже грамоте. Однако у него была большая вера в Будду и великая тяга к дхарме. Несколько его товарищей решили спросить о нём у Будды Шакьямуни. И Будда ответил так: О тоже сможет прийти к Осуществлению. Пусть упражняется в положительных действиях, остерегается отрицательных поступков, а поставим мы его подметальщиком в храме.

И Будда дал ему специальные наставления, как хорошо подметать и упражнять при этом внимательность.

Несколько лет монах практиковался в этом, очищая свой Ум от замутнявших его покровов, и его Ум развивался. Наконец, в один прекрасный день, когда Будда преподал Четыре Благородные истины, монах понял смысл наставления и стал Архатом. Он прославил ся какодин из великих Архатов, прижизненных учеников Будды Шакьямуни.

Пьяный монах и вдова

Другая знаменитая история показывает, как важно бывает тщательно соблюдать все обеты.

Некий монах, собирая милостыню, зашёл в дом к вдове. Она его впустила, потом заперла за ним дверь и сказала: «Если хочешь отсюда выбраться, то или выпей вина, или займись со мной любовью, или зарежь мою козу». Монаху делать было нечего и он решил, что из трёх зол надо выбрать меньшее. Ему показалось, что он выпутается с наименьшими потерями, если выпьет спиртного. Так он и сделал, но, захмелев, поддался соблазну и лёг с молодой вдовой. А, в конце концов, зарезал и козу.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100