Лама Сопа - СЕРДЕЧНЫЙ СОВЕТ

 

Не стоит даже пытаться искать счастья вовне; вы только изнурите себя страданием, без удовлетворения, без конца.

Сила доброго сердца

Применение даже одной техники из махаянского учения о преобразовании ума является лучшей зашитой. Например, вы можете применить строки из текста Подношение Учителю (Лама чопа):

"О, святой гуру, исполненный сострадания, молю тебя, благослови меня, чтобы я смог взять на себя все кармические долги, омрачения и страдания всех без исключения живых существ, а также посвятить им мое собственное тело и добродетели. И да смогу я так привести всех существ к просветлению!"

Если вы сможете хотя бы только эти строки применить к каждой своей жизненной ситуации, вы тем самым будете постоянно порождать бодхичитту, отвергать самого себя и заботиться о других.

Практика бодхичитты - ваша лучшая зашита. Это лучше, чем провести каждую свою жизнь в течение многих сотен веков, учась защищаться при помощи каратэ. Реализация бодхичитты несравненна.

Пока вы не изменили свой ум, всегда найдутся враги, способные навредить вам. Если в вашем распоряжении будет больше атомных бомб, чем атомов на Земле, все равно вы не сможете уничтожить свои или чужие заблуждения. Бессмысленно обладание даже таким количеством бомб, которое может заполнить все небесное пространство. Вместо того, чтобы обеспечить защиту, они могут принести только зло. Сила этого множества атомных бомб совершенно ничтожна по сравнению с силой доброго сердца. Если бы все люди в мире обладали бодхичиттой, мы смогли бы распрощаться с ружьями, бомбами, армией и полицией. Лама Еше часто говорил: "Ешьте яблоко в день и уйдут доктора; если доброе сердце каждый день - уйдут враги."

Если, вместо того, чтобы тратить все силы на развитие вооружений, государства направили бы свои усилия на развитие ума и доброго сердца, исчезла бы опасность вооруженного вторжения. Если бы все силы каждого человека, живущего в стране, были направлены на совершенствование своего сердца, то опасность завоевания была бы предотвращена по причине возросшей силы добросердечия.

Независимо от того, насколько развиты в стране ее вооруженные силы, никогда не может быть полной уверенности в том, что все враги побеждены навсегда. Нет гарантии, что страна, имеющая самую мощную военную силу будет всегда победоносной. Окончательный успех может придти только тогда, когда все усилия в этой стране будут направлены на развитие ума и добросердечия, при полном разделении ответственности за это всеми ее гражданами. Все проблемы проистекают из отсутствия таких усилий.

Вместо того, чтобы тратить миллионы долларов на оборону, лучше было бы использовать эти деньги на обширные общественные нужды. Они могут быть использованы на разрешение насущных социальных проблем в обществе, на то, чтобы сделать жизнь людей в стране максимально удобной.

Посмотрите, например, на то, что делают китайцы в Тибете. Я никогда не был в Китае; однако в Тибете я бывал дважды. Куда бы вы ни поехали в Тибете, кажется, что китайцы направили все свои усилия на развитие вооружений. Это напоминает мне то, как медитирующий направляет каждое свое усилие на то, чтобы достичь реализации в практике постепенного Пути: он ест, пьет и одевается с намерением практиковать ламрим. Все, что он делает, служит одной цели - развить ум, достичь просветления на благо всех существ.

Подобным же образом, куда бы вы ни пошли в Тибете - за исключением некоторых высококлассных отелей для иностранных туристов, - везде вы увидите полное сосредоточение усилий на развитии вооруженных сил. Все сфокусировано только на этом. Суть Тибета - его горы, его красота - уничтожается ради развития вооруженных сил. Главной целью такого развития является достижение превосходства над другими, но при этом каким-то образом получается так, что счастье самих китайцев тоже приносится в жертву. Жизнь китайцев в Тибете полностью сосредоточена на подавлении других, и область социального обеспечения, предназначенная для того, чтобы сделать их жизнь удобной и счастливой, совершенно не развивается.

Пока мы находились в Ксининге, возле монастыря Кумбум в Амдо, где родился лама Цонкапа, я ни разу не видел, чтобы жители этого города были счастливы. Все китайцы, которых я встречал там, были несчастны; я не видел ни одного счастливого лица. Путешествуя там и наблюдая людей, я пришел к заключению, что там даже одного счастливого человека найти невозможно.

Какую пользу приносит махаянское учение о преобразовании ума

Когда вы целиком и полностью решитесь практиковать махаянское учение о преобразовании ума, которое учит, как использовать свои счастье и страдания на пути махаяны, вы начнете заботиться о других и полностью посвятите себя тому, чтобы самому пережить все их страдания. Вот когда начинается настоящее счастье. Когда вы проживаете свою жизнь, избегая эгоистических мыслей, вы постоянно пребываете в счастье. Что бы ни случалось, как бы ни менялись условия вашей жизни, вы счастливы.

Упражнение в преобразовании ума делает ум легким и гибким, и в вас появляется великодушие. Вас не так просто вывести из себя, и другие люди находят удовольствие в общении с вами. Ваше сердце наполняется счастьем и отвагой. Куда бы вы ни пошли, днем и ночью в вашем уме уверенность, и вы пребываете в состоянии постоянного счастья. Исчезают препятствия для практики Дхармы, и все неблагоприятные условия превращаются в благоприятные. Все вокруг видится как доброе знамение и вы всегда довольны, спокойны и счастливы.

В наше время всеобщей деградации нет лучших доспехов, нет лучшей защиты, чем практика преобразования ума. Выполняя эту практику, и не позволяя себе раздражаться на трудности, вы внезапно обнаружите себя освободившимся от всех проблем, [подобно тому,] как разоружившаяся армия. В результате вы можете даже внезапно исцелиться от тяжкого заболевания.

Когда вы практикуете преобразование ума, нет таких живых существ или неодушевленных предметов, которые могли бы нанести вам вред. Даже умирая, вы можете применять преобразование мышления и практиковать тонглен*.


*Тонглен - практика, название которой переводится как «давать и получать». Это - буддийская практика, но ее может делать любой человек вне зависимости от вероисповедания.
Здесь приводится описание этой практики, взятое из двенадцатой главы великолепной книги Согъяла Ринпоче "Книга Жизни и Практики Умирания". Описание было сокращено, для того, чтобы узнать больше подробностей об этой практике, смотрите исходный текст.

Говоря просто, Тонглен - практика давания и получения - состоит в том, чтобы брать на себя страдание и боль других, и давать им свое счастье, благополучие и душевный мир. Как и в одном из методов практики медитации, который я давал вам выше, в Тонглен используется дыхание. Как писал Геше Чехава: «Давание и принимание должны практиковаться поочередно. Это чередование должно производиться посредством дыхания».

Начните с того, что сядьте и приведите ум домой. Позвольте успокоиться всем своим мыслям, не призывая их и не следуя им. Если хотите, закройте глаза. Когда вы почувствуете себя действительно спокойным и сосредоточенным в центре, слегка повысьте свой уровень бодрствования и начинайте практику.

Тонглен Окружения.
Все мы знаем, какое влияние на нас имеют настроения и окружения нашего ума. Сидите со вниманием к своему уму и почувствуйте его настроение и окружение. Если вы чувствуете, что ваш ум неспокоен или окружение темно, тогда, во время вдоха, умственно поглотите все, что неправильно, а во время выдоха умственно выпустите наружу спокойствие, ясность и радость, таким образом очищая и исцеляя атмосферу и окружение вашего ума

Тонглен Себя
Для этого упражнения разделите себя на две стороны, А и Б. А - это та ваша сторона, что цельна, полна сочувствия, тепла и любви, подобна истинному другу, действительно желающая быть здесь для вас, открытая и откликающаяся вам, никогда вас не судящая, какими бы ни были ваши недостатки.
Б - это та сторона вас, которая была уязвлена, чувствует себя непонятой и терпящей неудачу, ощущает горечь или гнев, которая, например, подвергалась несправедливому обращению или злоупотреблениям в детстве, или страдала во взаимоотношениях с другими, или отвергалась обществом.
Теперь, во время вдоха, представьте, что А полностью открывает свое сердце, и тепло, с состраданием, принимает и обнимает все страдание, отрицательность, боль и обиды Б. Тронутое этим, Б открывает свое сердце, и вся боль и страдания растворяются в этом сострадательном объятии.
Во время выдоха представьте, как А посылает к Б всю свою исцеляющую любовь, тепло, доверие, утешение, уверенность, счастье и радость.

Тонглен в Жизненной Ситуации.
Живо представьте себе какую-то ситуацию, в которой вы действовали плохо, относительно которой вы чувствуете себя виновным, и от одной мысли о которой вас может передергивать.
Теперь, во время вдоха, примите на себя полную ответственность за свои действия в этой конкретной ситуации, никоим образом не пытаясь оправдать свое поведение. Точно подтвердите, что именно вы сделали неправильно, и от всего сердца попросите прощения. Теперь, во время выдоха, пошлите из себя примирение, прощение, исцеление и понимание.
Таким образом, вы вдыхаете вину, а выдыхаете исправление вреда; вы вдыхаете ответственность, а выдыхаете исцеление, прощение и примирение.
Это упражнение особенно сильно и может дать вам отвагу повидаться с человеком, которому вы причинили вред, а также силу и желание прямо поговорить с этим человеком и действительно попросить у него прощения из глубин вашего сердца.

Тонглен для Других.
Представьте кого-то, очень близкого, особенно кого-то, кто страдает и испытывает боль. Во время вдоха представьте, что вы с состраданием вбираете все его страдание и боль, а при выдохе посылайте к нему поток своего тепла, исцеления, любви, радости и счастья.
Теперь так же, как и в практике любящей доброты, постепенно расширяйте круг своего сострадания, охватывая вначале других людей, к которым вы тоже близки, затем тех, к которым вы безразличны, затем тех, которых вы недолюбливаете или с кем у вас трудности, а затем даже таких, кого вы считаете активно жестокими и чудовищными. Позвольте вашему состраданию стать всеобщим и объять всех разумных существ, фактически всех существ без исключения.

Сострадательный человек - тот, кто способен, умирая, заботиться о других. Этим он оказывает поддержку и самому себе. Если, умирая, вы практикуете тонглен с бодхичиттой в сердце, вы не сможете переродиться в низших мирах. Это просто невозможно. Безо всяких проблем и с совершенной радостью в сердце вы как нечто само собой разумеющееся примете смерть, как нечто, совершающееся для блага всех живых существ.

Практикуя таким образом, будьте постоянно свободны. Это и имеется в виду под медитативной стадией пути бодхисаттвы, называемой "все дхармы пронизаны блаженством."

Сердечный совет

Мудрец, видящий, что счастье и страдание полностью зависят от настроя ума, ищет счастья только в своей собственной душе, а не в чем-то внешнем. В уме заложены все причины счастья. Это можно ясно видеть на примере практики преобразования ума, особенно когда вы используете страдания на Пути к просветлению. Когда вы не думаете о полезности трудностей - о возможности соединения своих проблем с техникой преобразования ума и использования их на пути Махаяны - но, напротив, думаете толЬко о сложностях из-за проблемы, вы тем самым навешиваете на свои трудности ярлык проблемы, и тогда они, действительно, становятся для вас проблемами. Таким образом, ваш ум создает ваши проблемы.

Таков один из способов описать, почему причина трудностей находится в вашем уме, каким образом проблемы проистекают из вашего ума. Вы поступаете подобным образом, когда размышляете о пользе трудностей и используете их на пути Махаяны. Когда вы устраняете отвращение к трудностям и порождаете симпатию к ним, ваши проблемы являются вам как нечто прекрасное и исполненное блага.

Всякое переживаемое вами счастье приходит из вашего собственного ума. Начиная от Малейшего удовольствия, которое вы испытываете, когда в жару вас обдувает прохладный ветерок, и вплоть до самого состояния просветления все счастье приходит из вашего собственного ума, выработано на вашей внутренней фабрике.

В вашем уме находятся причины всего. Поскольку мысли, находящиеся в вашем уме, являются причиной вашего счастья, ищите счастье в уме. Искать счастье в своем уме - это основной пункт всей Дхармы, учений Будды, и практика преобразования мышления является наиболее ясным и искусным способом искать счастье внутри себя.

Ваше счастье не зависит от чего-либо внешнего, от того, критикуют вас или нет, и злится ли кто-нибудь на вас. Если кто-то зол на вас, посмотрите на него с состраданием и вы увидите, какого сожаления он достоин. Если вы посмотрите на него с любовью, то почувствуете в своем сердив огромную теплоту к нему, увидев его красоту. Преобразуя ум, вы сможете увидеть этого человека невероятно любимым, самым дорогим человеком в вашей жизни, более драгоценным, чем миллионы долларов и горы алмазов. Среди всех прочих людей он дороже всех, самый добрый. Независимо от того, какое зло может причинить вам кто-либо своим телом, речью или умом, используя преобразование ума, вы увидите, что все его действия представляют собой только невероятную пользу для развития вашего сознания, и это понимание сделает вас счастливым. Вы ясно увидите, что это счастье приходит из вашего собственного ума; оно не зависит от того, как поступают другие по отношению к вам или что они о вас думают.

То, что видится вам проблемой, исходит из вашего ума; то, что вы видите, как радость, также исходит из вашего ума. Ваше счастье не зависит от чего-либо внешнего.

Глупцы ищут счастье снаружи, бегая туда-сюда, занятые этим ожиданием. Если вы ищете счастье вовне, вы не сможете быть свободным, постоянно будете иметь трудности, никогда не обретете полного удовлетворения. Вы не сможете довести до конца никакое дело, не сможете видеть веши ясно, окажетесь неспособным вынести верное суждение. У вас всегда будет слишком много проблем, а также опасностей от врагов или грабителей. Вам будет чрезвычайно трудно обрести полную удовлетворенность или полный успех.

Жигмед Тенпей Ньима приводит следующий пример: "Сколько бы ворон ни вскармливало птенца кукушки от самого его рождения, кукушонок никогда не станет вороной."

И точно так же, не стоит даже пытаться искать счастья вовне; вы только изнурите себя страданием, без удовлетворения, без конца.

Жигмед Тенпей Ньима так заканчивает свое объяснение методов использования страданий на Пути к просветлению: "Таков мой сердечный совет, сводящий воедино сотни различных подходов." Другими словами, многие сотни разнообразных советов о том, как практиковать Дхарму, были сведены в этот сердечный совет о том, как использовать страдания на махаянском Пути к просветлению.

Возможно, вы не узнали из этого учения ничего нового для себя. Однако, если вы примените его на практике, вы получите легко различимую и немедленную пользу. Если же вы не станете пытаться выполнять практику в соответствии с этим советом, то даже при наличии в вашем уме целой библиотеки учений по преобразованию ума ваши проблемы все равно останутся с вами.

Махаянское учение о преобразовании мышления - это наиболее могущественный способ превратить жизненные проблемы в счастье. Старайтесь применять его на практике так часто, как только возможно. Это - самое главное.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100