Комментарий Досточтимого Гьятрула Ринпоче
Устный комментарий к оригинальному тексту по освобождению от сущностной иллюзии



Оригинальный текст - Часть 1
Оригинальный текст - Часть 2
Оригинальный текст - Часть 3

 

Излагаемые здесь учения по йоге сновидений относятся к шести различным промежуточным состояниям, возникающим в цикличном существовании и именуемым "бардо". Если человек получил эти учения и успешно подготовил себя посредством практики, то достижение этого "бардо состояния сновидения" означает одновременную подготовку по всем "состояниям бардо". Схожесть состояний бардо нельзя недооценить, если принять во внимание повторяющиеся циклы обусловленного существования. Бардо сновидений выделяется как отдельное состояние или переживание, с которым вы должны быть очень хорошо знакомы. Практикуя это учение, вам следует достичь слияния этого постижения с реальностью.

Данное учение по йоге сновидений основывается на сокровище Ваджрасаттвы, принадлежащем известному тертону Тердаг Лингпе. Оно было записано в виде пояснений, сделанных великим ученым Лоченом Дхарма Шри, и являет собой известную практику, относящуюся к традиции Ньингма. Текст этот называется "Освобождение от сущностной иллюзии". Освобождение от иллюзии является непрерывным процессом до тех пор, пока вы остаетесь в состоянии нечистого осознания. Данные пояснения, которые включают в себя оригинальный текст для этой практики, дают вам указания к тому, как освободить ум от нечистого осознания согласно учению о достижении ума Ваджрасаттвы посредством состояния сновидения.

Текст начинается с того, что автор выражает почтение, а затем излагает свою цель. Он выражает почтение руководителю и духовному наставнику Ваджрасаттве в первом стансе оригинального текста. Этот текст дает короткое наставление по тому, как достичь ума Ваджрасаттвы посредством осознания и трансформации снов. Учение делится на две части: подготовительную тренировку и собственно практику.

Подготовительные стадии тренировки включают в себя предварительные практики, именуемые нондро. Нондро можно сравнить с подготовкой земли для посева семян. Вначале вы подготавливаете поле наилучшим образом, удаляя все сорняки, камни, валуны и т.д., делая почву максимально плодородной и легкой для обработки. Та же процедура необходима и в духовной тренировке. Для того, чтобы подготовить поле своего ума согласно данной системе, вам следует выполнять предварительные практики. В подготовительных практиках применяются особые искусные методы для "выпалывания" грубых иллюзий в уме и для подготовки самого ума к последующим этапам практики и реализации, таким как проявление божества, растворение, Великое Совершенство и т.д.

Многие из вас непоследовательны и непостоянны как в своей практике, так и в жизни в целом, вы проходите многочисленные взлеты и падения, что напоминает действие качелей. Основная причина, по которой это происходит, состоит в том, что у вас нет фундамента, на котором можно было бы создать стабильность. Вам не удалось возделать чистое поле, ваш ум, которые вы могли бы затем применить для выполнения практики. Лучше всего это сделать посредством предварительной тренировки. Многие люди даже после десяти лет практики обнаруживают, что они не достигли большого прогресса, и что перед ними по-прежнему масса препятствий и сомнений. Единственная причина в том, что им не удалось подготовить поле ума, то есть они не выполнили предварительные практики прежде, чем двигаться к более высоким, более продвинутым техникам, которые ум просто не в состоянии воспринять.

Это относится не только к практикующим буддистам, но также и к христианам, мусульманам, индуистам и приверженцам всех других великих религий мира. Основные принципы и заповеди всех истинных религий предельно чисты. То, что вы видите как нечистое, является просто недостаточными способностями их приверженцев. Например, если вы, как буддисты, не можете понять и впитать в себя основные принципы и заповеди практики, то ваш ум окажется подверженным пятью негативными ментальными состояниями: желанием, ненавистью, ревностью, гордостью и неведением. Они являют собой главные препятствия, мешающие вашему продвижению по духовному пути. На самом деле функцией именно предварительной тренировки является подготовка поля ума, чтобы вы могли отбросить грубые иллюзии и взрастить свои глубинные качества. Это позволит вам постичь вашу истинную природу бодхичитты - состояние ума, который заботится о других больше, чем о себе.

Оставим в стороне идею о так называемом духовном пути или религии - если вы сможете выкорчевать эти иллюзии, камни и валуны, из поля своего ума, вы станете почитаемым человеком, уважаемым всеми, и ваше отношение к самому себе и к другим будет более гибким и легким. Если вы сможете - посредством развития мудрости и мастерства - соединить учения со своей жизнью, вы достигнете истинных результатов. Это начинается с познания причины порочности или накопления отрицательной кармы. Обладая пониманием того, что собой представляют десять пороков, и того, что они возникают в результате пяти негативных ментальных состояний, вы подходите все ближе к постижению источника своей подверженности иллюзиям. Рождение в одном из шести состояний воплощения является одной из таких причин. В зависимости от мотивирующей силы и степени интенсивности этой причины новое рождение происходит в одном из царств: в аду, в царстве голодных духов, животных, людей, ревнивых богов или в царстве богов-долгожителей.

Вы можете подумать: "О чем он говорит?! Мы не знаем, что эти так называемые царства существуют на самом деле (кроме, может быть, царств людей, животных и, возможно, духов)". Все эти царства так же реальны, как ваше настоящее осознание данного царства, в котором вы пребываете. Они являют собой те места, где бесчисленные существа проходят через невообразимое количество различных форм жизни. Оставьте в стороне все другие сферы бытия и взгляните на свое собственное царство людей. Самым счастливым рождением из всех является, конечно, рождение человеком, а среди человеческих рождений лучшим является драгоценное рождение. Считается огромной удачей получение драгоценного человеческого рождения с восемью свободами и десятью дарами.

Из восьми свобод четыре являются внешними, и четыре - личными. Вам необходимо внимательно все изучить, с тем чтобы определить, обладаете ли вы ими, ибо если вы ими обладаете, это значит, что вы пребываете в состоянии полной свободы выполнять практику на духовном пути, имея полный потенциал для достижения освобождения уже в этой жизни. Первая внешняя свобода (из четырех свобод от рождения в других состояниях) состоит в свободе от перерождения в царствах ада. Все состояния перерождения создаются умом и возникают в виде проекции ментальных привычек, и царства ада не являются исключением. В этом состоянии бытия существам приходится испытывать невыносимую жару и ужасный холод без каких-либо промежуточных этапов и в течение такого периода времени, который определяется их кармой.

Вторая свобода - это свобода от перерождения в царстве голодных духов, где существа страдают от постоянных неутолимых желаний. Эти существа находятся под постоянным воздействием чувства громадного голода и жажды. Третья свобода - это свобода от перерождения в виде животного. Поскольку вы сами можете наблюдать животное царство, вы знаете о том отсутствии свободы и кармических ограничениях, которые испытывают животные - например, плохое отношение со стороны людей, охота друг за другом, жизнь в состоянии страха и беспокойства, а также такое отсутствие разумности, при котором практически невозможно получить освобождение от цикличного существования, будучи животным. Четвертая свобода — это свобода от перерождения в виде бога - будь то титан, будь то дэв. Вообще-то в сфере бытия богов нет возможности для того, чтобы размышлять об освобождении или духовной практике, и причина этого в огромном влиянии удовольствия и других подобных состояний, которые поглощают все внимание. Если вы не были рождены в каком-либо из этих четырех состояний, это значит, что вы обладаете четырьмя внешними свободами. Теперь перейдем к четырем личным свободам. Первая - это свобода от рождения в варварской стране, например коммунистической, где человек может иметь лишь неверное, ошибочное мировоззрение и никогда не получает шанса на приобщение к какой-либо религиозной вере. Вторая свобода - это свобода от рождения человеком, придерживающимся неверного мировоззрения и неспособного, таким образом, оценить ту истину, которую он услышал, или поверить в нее - например, точка зрения атеиста, не имеющего интереса к религиозным воззрениям или способности их придерживаться. Третья свобода - это свобода от рождения в таком месте, где никогда не было слышно даже звука религии, ибо ее там попросту нет. Четвертая свобода - это свобода от рождения с умственными нарушениями, при которых человек просто не в состоянии понять истину и воплотить ее на практике. Итак, если вы обладаете восемью свободами, вам необычайно повезло.

Что же является причиной восьми состояний несвободы? Основное состояние подверженности иллюзиям, отсутствие осознания своей внутренней природы или отход от нее, вхождение в состояние заблуждения и накопление негативной кармы, основанное на этом заблуждении, - все это дает различные нежелательные результаты.

Десять даров также соотносятся с вами как внешне, в виде обстоятельств, так и лично. К ним относятся рождение в стране, где исповедуется дхарма или религиозные традиции, рождение без нарушения умственных способностей, рождение с умом, обладающим непреложной верой в несокрушимый закон причины и следствия, рождение в период времени, когда в мире существует учение Будды, рождение в ситуации, когда человек встречает истинного наставника, обладающего состраданием, который поведет по духовному пути, и так далее. Если вы рассмотрите эти восемнадцать признаков драгоценного человеческого рождения и поразмышляете о том, обладаете вы ими или нет, выяснится, что, наверное, все из вас, находящихся здесь, их имеют. Теперь вы, должно быть, понимаете, что это определенно является результатом огромного накопления заслуг и практики как в бесчисленных прошлых жизнях, так и в этой. Эти результаты, которые вы сейчас на себе испытываете, чрезвычайно благоприятны. Что было бы, если бы у вас не было всего этого? Что, если бы вы находились совсем в другой ситуации? Вам следует подумать о том, что если вы не обладаете этими свободами и дарами, это означает, что у вас имеется обильное накопление негативной кармы. Но по крайней мере, сейчас вы можете поразмыслить о том, что у вас имеется обилие положительной кармы и заслуг, и вы испытываете на себе их непосредственный результат. Вам необходимо ценить это и дорожить этим как самой главной драгоценностью в вашей жизни. Другие вещи, которые вы высоко цените в своей жизни, не имеют такой важности, как, например, привлекательная внешность, деньги, положение и обаяние. В действительности, и особенно в соответствии с духовным путем, эти вещи вообще не имеют никакой важности.

В чем-то мирские качества имеют временный смысл, но подумайте: куда попадут все эти красивые и богатые люди, когда они умрут? В конце концов они должны будут уйти из этой жизни. Мне нет надобности давать вам ответ. Сами подумайте: "Что происходит со всеми миловидными, важными и богатыми людьми?". Ясно, что их жизни не вечны, как и жизни других. Вам нужно задуматься над тем, что ваша настоящая ситуация, когда вы обладаете свободами и дарами, не может длиться вечно. Вы не знаете, когда это закончится. Вы должны подумать о том, что все живые существа, а также и неживые объекты, все подвержено закону непостоянства. Посмотрите вокруг, на другие культуры и страны, на различные бедствия, которые постоянно происходят. И вы ясно увидите неизменное действие закона непостоянства.

Особенно вам необходимо посмотреть на самих себя. Стоя перед зеркалом, всмотритесь хорошенько. Если вы смотрите на других, вы можете видеть непостоянство; но до тех пор, пока вы не примените это к самому себе, это не будет иметь никакого смысла. Вас должно поразить то, что вы теряете себя, свое положение, которое, согласно пути, является очень редким и ценным состоянием свободы и обладания дарами. С каждым днем часть этой великой возможности ускользает.

Если вы желаете совершить путешествие в далекую страну и вам необходимо подходящее транспортное средство, которое бы доставило вас туда, но вы не хотите использовать данный транспорт, продолжая испытывать большое желание попасть туда, это как-то бессмысленно, не так ли? Точно так же, если вы желаете достичь освобождения, и единственным подходящим средством, которое приведет вас к этому результату, является драгоценное человеческое тело, то игнорировать имеющуюся возможность и откладывать ее использование есть огромная ошибка.

Знаете ли вы кого-либо, кто мог бы помочь вам добраться туда? Согласно буддизму, этим наставником является Господь Будда Шакьямуни. Ибо Будда является тем, кто первым привел самого себя туда; он прошел через все этапы на духовном пути и достиг просветления, став, таким образом, известным как Будда, Полностью Пробужденный. Являясь пробужденным существом, достигшим этого состояния своими собственными усилиями, он обладает всеми возможностями и способностями, чтобы безошибочно указать вам путь посредством своего драгоценного учения - Дхармы, заключающей в себе путь к освобождению. Те, кто поддерживает это учение и следует этому пути, являют собой Сангху, других будд и бодхисаттв, или духовную общину, состоящую из практикующих всех уровней сознания - от уровня бодхисаттв и архатов и ниже. Они представляют собой Три Драгоценных Прибежища: Будду, Дхарму и Сангху.

Если бы я решил подробно изложить тему предварительных практик, мне понадобилась бы на это целая неделя. Очень жаль, что для этого нет времени, так как я хотел бы поговорить об этом. У нас же есть всего один короткий день для того, чтобы рассмотреть основную тему - осознание сновидений. Сейчас я начну излагать ее, но вы, пожалуйста, помните о важности подготовительных тренировок перед этой и всеми другими практиками.

Начиная свою ежедневную практику по йоге сновидений, поразмыслите о своей собственной смерти. Осознайте, что, когда бы вы ни обретали рождение в цикличном существовании, будь это в высоком или низком царстве, сама его природа полна неудовлетворенности и страданий. Постигнув бессмысленность цикличного существования, обуздайте свой ум с помощью чувства огромного разочарования и, ощутив это сильное разочарование, позвольте уму пребывать в состоянии чистого осознания. Находясь в этом состоянии чистого осознания, начните рассматривать свое место проживания как чистое царство, являющее собой выражение природы вашего ума.

Представляя свое место проживания в виде чистого царства, визуализируйте в пространстве перед собой, на высоком и широком троне, своего духовного учителя в аспекте Ваджрасаттвы. Размышляйте о том, что Ваджрасаттва являет собой сконцентрированную сущность всех объектов прибежища, а природа Ваджрасаттвы отражает природу вашего собственного духовного наставника. Затем подумайте про себя: "Я и все другие живые существа, испытывающие страх перед страданиями цикличного существования, стремимся к получению прибежища, и только объект прибежища знает истинную природу и может направлять меня и помочь мне достичь освобождения". Осознайте также, что все живые существа в период той или иной из ваших многочисленных жизней были вашими родителями и были добры к вам точно так же, как добры к вам ваши нынешние мать и отец, давшие вам жизнь, что они кормили и поили вас и желали вам одного лишь добра. Для того чтобы отплатить за это добро, вам следует пробудить в своих сердцах чувство всепоглощающего сострадания и любви ко всем существам и дать клятву в том, что вы лично освободите их от страданий и приведете к достижению состояния совершенного пробуждения. Примите твердое решение, что для этой цели вы будете практиковать глубинный путь йоги сновидений.

Эта древняя аналогия добротой и любовью, которые отец или мать питают к своему ребенку, иногда оказывает несколько ошибочное воздействие на ум и сердце американца. [лекция была прочитана в Америке – прим.ред.] Ибо многие люди ощущают обиду по отношению к родителям или у них натянутые отношения с ними сейчас, когда они стали взрослыми. Поэтому когда они слышат "все живые существа, бывшие когда-то вашими родителями" и затем "во время той или иной жизни каждое живое существо было вашим отцом или вашей матерью, и вы должны отплатить за их доброту", они начинают думать о своей матери и своем отце, по отношению к которым в глубине души они таят обиду, злость или ненависть. Это очень ошибочный подход, ведь что бы там ни произошло в годы вашего детства или даже во взрослой жизни, именно ваши родители дали вам это тело, которым вы сейчас обладаете, они дали вам вашу драгоценную жизнь. Вам следует по крайней мере подумать о том, как добры они были, вскармливая вас, когда вы были маленькими, и заботясь о вас, пока вы не достигли самостоятельности. Если бы не ваши нынешние родители, вас не было бы сейчас здесь. Когда вы начинаете испытывать агрессивные чувства по отношению к ним, вам нужно подумать: "Люблю ли я своих собственных детей?". Если у вас есть дети, какие чувства вы питаете к ним? Как вы о них заботитесь? Любовь, которую родители испытывают по отношению к детям и любовь детей к родителям является безусловной, она безмерно свята. Вы не должны осквернять ее обычными негативными ментальными состояниями.

В большинстве культур мира, особенно в Тибете, такой проблемы определенно не существует, и отношения между родителями и ребенком глубоко почитаются и рассматриваются как главный пример для развития безмерной любви к другим. Если для вас это все еще проблематично, тогда подумайте о тех, кого вы любите, о своих любимых — может это ваш друг, подруга, жена, муж - подумайте о них и о том, как добры они были к вам и что они привнесли в вашу жизнь. Затем представьте всех живых существ такими.

Теперь, концентрируясь с чистым осознанием на Ваджрасаттве в пространстве перед вами или над макушкой вашей головы, вызовите в себе состояние трепетного почтения и преданности, такого интенсивного, чтобы волосы стали дыбом или слезы начали течь из глаз сами по себе. Затем начните со всей искренностью молиться о том, чтобы у вас

было много сновидений высокой ясности и чтобы вы могли осознать свои сны и обрели способность трансформировать их в необходимые переживания на благо других. Горячо молясь таким образом, в конце вам следует представить, что Ваджрасаттва, как ваш основной учитель, растворяется в свете и сливается с вами, и тогда вы сами становитесь прозрачной, ясной и пустой формой Ваджрасаттвы. Пребывая в этом состоянии сознания и не допуская отвлечений, просто сохраняйте свежее, чистое восприятие с осознанием иллюзорной природы всех видимых проявлений. На этом завершаются предварительные стадии практики йоги сновидений.

Вторая часть этой практики, собственно йога сновидений, выполняется в соответствии с вашим уровнем достижений. Каждый этап естественным образом ведет к следующему виду переживаний. Первый этап включает в себя учение об осознании сновидений. После того, как вы освоите осознание снов, вы приступаете ко второму этапу, включающему тренировку по трансформации сновидений. Затем идут остальные этапы развития - тренировка погружения в единство. Каждый из этих трех этапов имеет свои стадии соответствующего развития.

Что касается первого этапа - осознания снов - он содержит две стадии, начинаясь с практики, выполняемой в дневное время. Днем практикующему необходимо поддерживать постоянное состояние полноты внимания, не допуская отвлечений. Это полное внимание направлено на постоянное напоминание себе о том, что все видимые проявления, воспринимаемые нами днем, являются ничем иным, как сновидением. Переживая различные ситуации в течение дня, вы должны поддерживать непрерывное осознание "Это - сон, это - сон, я сплю, и это мне снится'', и такая практика создаст необходимую привычку. Вторая стадия выполняется ночью, и вам следует строго выполнять суть наставлений. Ум должен быть достаточно силен для того, чтобы воспринять эти наставления, которые вы сейчас и получаете, и выполнить эти указания уже во время сновидения. Например, если вы видите кошмар или вам страшно во сне, ум должен осознать, что это сновидение, хотя переживание кажется абсолютно реальным.

Эта дневная тренировка именуется "поддержанием полноты внимания без отвлечения в дневное время". Вы должны понимать, что это не значит, что вы спите. Эта практика выполняется, когда вы бодрствуете и заняты своими повседневными делами. Вы должны снова и снова напоминать себе, что вы уснули, и что вы видите сон для того, чтобы развить привычку сновидений высокой ясности.

После этого вы готовы начать практику в ночное время, что требует строгого соблюдения всех наставлений. Даже если вы очень хотите спать или недостаточно хорошо себя чувствуете, вам не следует стремиться заснуть сразу же. Уделите несколько секунд тому, чтобы успокоить и сосредоточить ум. Оригинальный текст гласит: "Ложись спать с решимостью осознать свои сны. Пусть действия твои будут неторопливы и спокойны. Представь в своем сердце безупречно белый слог АХ Слог АХ , от которого исходят разноцветные лучи света, растворяющие самсару и нирвану; и затем раствори их в АХ. Засыпай, сохраняя ясное видение, подобное свету луны на безупречно чистом небе. Несомненно, ты увидишь много снов, и они будут ясными".

Успокоив ум, медитируйте на гуру и вспомните доброту ламы, как было указано выше. Пребывая в состоянии искреннего почтения и преданности, продолжайте молиться следующим образом: "Пусть сегодня ночью я увижу много снов. Пусть они будут очень хорошими. Пусть я осознаю, что вижу сон. Говоря проще, пусть я осознаю свои сновидения". Удерживая эту молитву в уме в качестве своей последней мысли, вы должны постараться уснуть либо в сидячей медитационной позе (позе мудреца или риши), либо в позе, известной как "спящий снежный лев".

Медитационная поза, именуемая семиконечной позой Будды Вайрочаны: ноги перекрещены (правая сверху) в позе полного лотоса или полулотоса, спина прямая, руки опущены и расслаблены, правая кисть лежит на левой, подбородок слегка подобран, взгляд направлен поверх кончика носа, кончик языка касается неба. Это положение тела должно удерживаться, пока вы не заснете естественным образом; и если после этого поза сместится, это уже не имеет значения.

Поза риши: сесть так, чтобы колени были параллельны груди, правая нога впереди левой, с которой она перекрещена, руки также перекрещены (правая сверху), локти касаются коленей, а кончики пальцев - противоположных плечей. Стопы стоят на земле.

Третий, самый популярный вариант - поза спящего снежного льва. Вы лежите на правом боку, правая кисть у вас под головой (или под подушкой), левая вытянута вдоль тела, колени согнуты и слегка подобраны. Именно в этой позе Господь Будда Шакьямуни вошел в паринирвану.

Чрезвычайно важно не торопиться, чтобы не нарушить естественное тонкое течение энергий тела. В идеале ваша голова должна быть направлена на север, лицо обращено на запад. Вот таким образом вам следует разместить свое тело перед засыпанием. Что касается ума, то вам следует представить, что в центре физического расположения вашего сердца возникает пустой, белый слог АХ Слог АХ, сияющий ясным светом. Не забывайте удерживать чистое осознание своей природы как олицетворение исконной мудрости (божества). Позвольте своему уму сосредоточиться на этом безупречно белом слоге АХ, удерживая его в этом уравновешенном состоянии.

В этот момент вы можете еще раз воззвать к благословению ламы, вспомнив его или ее доброту. Вдохновившись чистой верой и преданностью, еще раз выразите свое сильное стремление вспомнить и осознать свои сны, и это должно быть вашей последней мыслью. Слог АХ Слог АХ излучает радужное сияние пяти цветов, которые охватывают собой весь мир проявленного существования. Представьте, что нет ни одного такого места, куда бы не проникали его лучи. Все видимые проявления становятся подобными радужному свету пяти цветов. Осознайте, что все видимые проявления подобны сну, и что все лучи света и их сплетения не что иное, как сновидение. Затем представьте, что лучи света растворяют все видимые проявления самсары и нирваны, превращая их в мерцающий свет, подобный сну. После этого представьте, что все видимые проявления, имеющие форму мерцающего света, начинают втягиваться обратно, поглощаясь и растворяясь в слоге АХ в вашем сердце. Затем полностью сконцентрируйтесь на одном лишь слоге АХ, который видится как сияющий образ луны, восходящей в ясном небе. В этот момент ум концентрируется лишь на слоге АХ, не привязываясь, а просто осознавая. Заснув таким образом, вы увидите много ясных снов и осознаете свои сны. Сразу же после начала сновидения или в его середине вы подумаете: "Это сон".

Как только вы осознаете свои сны, могут произойти переживания двух видов. Первое переживание - это осознание так называемого мягкого сновидения. У вас возникает мысль: "Это сон", после чего следует много периодов глубокого сна. Осознание жесткого сновидения -второй вид переживания - включает в себя видение кошмаров, таких как падение с обрыва или преследование диким животным или свирепой собакой, но вы все же осознаете, что это сон. Это то, что именуется осознанием жесткого или грубого сновидения.

Если вам не удалось осознать сновидение, то проснувшись, размышляйте так: "В сумерках (или в другое время, когда это произошло) я видел такой сон, но я не осознал его должным образом". Затем вам следует направить взгляд вперед и медитировать на иллюзорности всех феноменальных проявлений, точно так же, как вы делали раньше, и вам следует снова исполниться глубокой решимости. Размышляйте так: "Теперь я обязательно осознаю свои сновидения, не допуская отвлечений". Затем, так же, как и ранее, используя описанные методы, засыпайте и попытайтесь еще раз достичь осознания снов.

Если случится так, что вы по-прежнему не можете осознать сновидение, тогда вам нужно попробовать следующее.

Можно выделить три различных периода утреннего времени: первый свет утренней зари, заря и восход солнца. Во время одного из этих периодов, когда вы можете после пробуждения заснуть еще раз, займите какую-нибудь описанную выше позу и медитируйте на слоге АХ в вашем сердце, то есть проделайте всю процедуру снова. Вызовите в себе очень сильную решимость в том, что вы обязательно осознаете свое сновидение.

Говоря кратко, если вы все же не можете осознать свои сны после многочисленных попыток, тогда попытайтесь использовать любой из этих трех периодов времени. Не забывайте также о трех физических позах. Медитация остается одной и той же во всех случаях. Самое важное, что следует иметь в виду - это удержание осознания слога АХ, не допуская привязанности, и засыпание в этом состоянии, не позволяя никаким другим мыслям вмешиваться. Вы должны попытаться уснуть прежде, чем произойдет ментальное отвлечение. Благодаря постоянным, ничем не отвлекаемым усилиям и удержанию осознания того, что природа феноменальных проявлений, воспринимаемых в дневное время, подобна сновидению, грубые видимые проявления состояния бодрствования при засыпании исчезнут. Это ключевой момент: поддержание такого осознания в дневное время, которое приведет к исчезновению грубых видимых проявлений, и вы таким образом будете засыпать без вмешательства обычных грубых постоянно меняющихся мыслей.

Прежде, чем вы впадете в состояние глубокого сна, будут возникать так называемые промежуточные мысли между засыпанием и переживанием сновидения. До того, как вы действительно заснете, и пока вы находитесь в процессе засыпания, мысли все еще возникают, и слышатся отдаленные звуки. Вы ощущаете, что тело становится оцепеневшим, и вы как бы вдавливаетесь в темноту. Также вы ощущаете, что по мере расслабления дыхание углубляется. Сразу же вслед за этим наступает ощущение онемения в точке между глазами. И в этот момент вы начинаете воспринимать смутные образы людей, животных, окружающей обстановки или других объектов, создавших ментальные отпечатки в вашем уме. Эти смутные ментальные впечатления и являются причиной сновидений. Сон, который вы увидите, возникает в результате этих впечатлений. Если вы осознаете это, то у вас есть шанс осознать сновидение, что подобно точному продеванию нити сквозь игольное ушко, и вы немедленно войдете в сновидение и осознаете его.

Это именуется бардо или промежуточным, переходным периодом, поскольку, когда начинает возникать сновидение, ваше состояние сознания переходит от бодрствования к сновидению. Последними признаками, указывающими на это, являются смутные образы, ощущение оцепенения и онемения и т.д. — как описано выше. Особенно показательны смутные ментальные впечатления, которые затем неконтролируемо переходят в сновидение, что напоминает вдевание нити в иголку. Этот процесс почти идентичен стадиям растворения, имеющим место, когда промежуточное состояние вашего нынешнего рождения переходит в момент смерти. Момент смерти идентичен засыпанию в том, что также слышатся слабые звуки, тело становится оцепеневшим, ментальные впечатления смутные и неясные. Хотя вы можете быть окружены людьми во время приближения момента смерти, ум больше не в состоянии схватывать угасающие объективные проявления этой жизни. И затем вы входите в момент смерти.

Если вы способны перейти в сновидение путем переноса ума от смутных ментальных впечатлений в состояние сновидения посредством осознания того, что именно они являются причиной сновидений, то вы сможете осознать и это сновидение. Важно в этот момент не открыть глаза и не оказаться отвлеченным процессом угасания состояния бодрствования. Если вы оказываетесь пробужденным, то данный процесс прекращается, и вы больше не можете продолжать переход в переживание промежуточного состояния сновидения. Полезно также запечатать все нижние отверстия тела и поднять энергию вверх по телу, удерживая глаза закрытыми и переживая сновидение, свободное от рассеивания.

Человек, обладающий достаточными способностями, сможет выполнять практику должным образом и получить ее результаты. Однако, если вы видите, что вы все еще не в состоянии осознать свои сны, это значит, что вы подвержены рассеиванию. Согласно данной практике, существует четыре различных состояния рассеивания. Первое - пустое рассеивание, при котором вы не расположены к сновидению и таким образом вы не видите снов. Так что нечего и осознавать. Это создает определенную проблему, ибо в этом случае вы не можете тренироваться в данной практике. Обычно это является признаком того, что ум настолько рассеян и несобран, что в тот момент, когда возникает сновидение, его нельзя сконцентрировать. Второй вид - встревоженное рассеивание, при котором вы имеете много сновидений, но не можете осознать их, поскольку ум очень беспокоен. Третий вид - рассеивание пробуждения, когда вы просыпаетесь сразу же, как только осознали сновидение. В тот момент, как вы осознали, что это сон, вы пробуждаетесь, и это не дает вам возможности тренироваться дальше. И четвертый вид -летаргическое рассеивание при осознании сна - ум теряется в сновидении и оказывается в замешательстве. В этом случае ум настолько вял и инертен либо подвержен иллюзии, что, хотя вы и осознаете сон, он просто продолжается, а вы впадаете в обычное состояние сновидения, и такое замешательство не дает вам выполнять практику.

Если вы замечаете у себя привычку, при которой начинает возникать или возобновляться одно из этих четырех рассеиваний, вам необходимо получить практические указания по тому, как устранить эту привычку рассеивания. Такие практические наставления можно получить лишь лично из уст опытного учителя. Чрезвычайно важно заняться поисками такого наставника, если возникает необходимость.

Второй этап - это собственно дальнейшая практика, которая следует за осознанием сновидения. Если вы добились успеха в осознании снов, то вы должны двигаться дальше. Тренировка включает три стадии, которые также соответствуют определенным стадиям развития. Первая стадия состоит в сознательной трансформации снов и включает в себя творческий подход к процессу видения снов и их преобразование. Здесь вы можете изменять свои сны как вам угодно. Вторая стадия - это тренировка в осознании иллюзии, и третья - в освобождении от иллюзии.

В разделе, касающемся практики трансформации снов, оригинальный текст гласит: "Когда ты осознал сновидение таким образом, размышляй о том, что видимые проявления во сне можно трансформировать как угодно. Из одного объекта можно сделать множество, множество - уменьшить до одного. А миролюбивых и гневных можно превратить друг в друга". Как только вы научились уверенно осознавать сны, начинается практика очищения ума от привычных негативных установок, что во многом напоминает ту практику, которую вы выполняете для устранения негативных тенденций в состоянии бодрствования. Например, противоядием к тенденции ума хвататься за переживание как за реальное, является процесс превращения одного во множество. Это устраняет стремление привязываться к какому-то определенному видимому проявлению.

Таким образом вы практикуете для совершенствования своего собственного осознания во время пребывания в состоянии сна высокой ясности. Здесь вам следует продолжать молиться своему гуру и выполнять практику гуру-йоги, уделяя теперь основное внимание в молитве просьбе помочь в достижении мастерства на той стадии, которой вы достигли. Молясь своему гуру о помощи в практике сновидений, представляя, что все видимые проявления, воспринимаемые в дневное время, являются сновидениями и говоря себе, что вы спите и видите сон, вы дополните свою практику поддержанием полноты внимания в бодрствующем состоянии.

На этом этапе, поскольку вы уже осознали, что видимые проявления сновидений не имеют истинного независимого существования, вы начинаете тренироваться в перемещении предметов назад и вперед, изменении и трансформации их по собственной воле. Грубые и тонкие аспекты воображаемого или феноменальных явлений легко трансформируются в состоянии сновидения, и вы даже можете превращать живых существ в неодушевленные предметы. По сути, все, что вы пожелаете, вы сможете сделать, поскольку во всем этом в любом случае отсутствует истинное или независимое существование. Другими словами, поскольку это сон, его можно изменить, и вы его измените. Вам следует исполниться решимости и попытаться осуществить это. Одно сновидение можно увеличить до нескольких, несколько можно уменьшить до одного. Вы можете превращать столбы в горшки и горшки — в столбы; вы можете превращать животных в людей и людей - в животных. Пытайтесь всяческими путями трансформировать все эти иллюзорные видимые проявления. Вы можете превратить миролюбивых в гневных, гневных – в миролюбивых и т.д. и т.п. Данная практика также способствует проявлению гибкой природы ума. Используя предыдущие представления и объективные впечатления, вы можете создавать любые переживания, которые вы бы хотели иметь. Вот в чем состоит суть тренировки на этой стадии.

Данная тренировка в трансформации сновидений ведет ко второй стадии тренировки - осознанию иллюзии. Для того, чтобы выполнять эту тренировку, вам следует размышлять о том, что если вам приснится, что вас уносит наводнение, что вы горите в огне, падаете с обрыва или с вами случается какая-то другая беда, то вам следует просто спокойно принять происходящее и войти в него как в нечто, являющееся по своей природе иллюзорным. В тот момент, когда вам действительно грозит опасность, вместо того чтобы пытаться остановить или изменить ее, примите ее путем вхождения в нее. Лучше всего это сделать, размышляя так: "Я уснул. Мое настоящее тело лежит на кровати. Это же просто сон. Это тело является телом сновидений, относящимся к ментальным впечатлениям. Видимые проявления также относятся к сновидению. Поскольку сны не имеют истинного независимого существования, огонь никак не может сжечь меня или повредить мне; этот поток не может унести меня, и я не могу утонуть в нем; кости мои не могут сломаться от падения в эту пропасть, поскольку это всего лишь сон".

Прочно утвердитесь в иллюзорной природе сновидений. Тренировка в осознании иллюзорности феноменальных явлений вообще очень полезна, но особенно вам следует тренироваться в этом во время осознания снов. Благодаря такому осознанию иллюзорности страх растворяется, и, таким образом, нет никакой необходимости избегать чего-либо. В ином случае все это были бы очень страшные переживания. В добавление к этому вам следует размышлять о том, что сновидения - это обманчивые проявления ума, и что природой ума является пустота. Поскольку сновидение - это всего лишь возникающее обманчивое видимое проявление, позвольте ему раствориться в его пустотном источнике, которым является природа ума. Таким образом вы увидите, что нет ничего страшного в этих видимых проявлениях, что это просто ваш собственный ум. Ваш собственный ум не должен представлять никакой опасности.

Третья стадия — это тренировка в освобождении от иллюзии. Как гласит оригинальный текст: "В чистых и нечистых царствах раствори существа и иные явления и

наблюдай их способ существования. Практикуй таким образом и примени это к ночному времени. Что бы ты ни увидел, используй свое воображение".

Эта практика, слегка отличная от предыдущей, выполняется посредством наблюдения за объективными проявлениями с целью развития благородных качеств и особенно для развития состояния освобождения, достигаемого через осознание иллюзорности. Следуя данному контексту, вы можете наблюдать нечистые царства, такие как царства существ шести классов: богов, людей и т.д., также чистые царства, такие как царство будд и бодхисаттв, чистую землю Амитабхи (Дэвачен) и т.д. Вы можете вновь пережить присутствие своих духовных учителей, которые уже умерли, и достигается это посредством обретения опыта в тренировке освобождения от иллюзии. Вы можете встретиться с духовными наставниками и духовными друзьями и получить дальнейшие указания по тренировке состояния сновидения. Для того чтобы достичь этого, вам следует опять выполнять медитацию гуру-йоги и очень горячо молиться, чтобы обрести способность увидеть то, как обитают существа в чистых и нечистых царствах. Благодаря вашей медитации гуру-йоги и силе молитвы все эти проявления станут видимыми.

В дневное время вам следует сосредоточиться на тех скрытых страстях или желаниях, которые могут у вас возникать, с тем, чтобы вы могли наблюдать различные сферы бытия. Например, выполняя практику, позвольте уму войти в более естественные состояния сознания и затем молитесь о том, чтобы наблюдать различные царства или получить различные указания от духовных наставников. Вы должны знать, что если ночью вы можете осознавать свои сны, то вы можете делать с ними все что угодно. Если днем вы ощущаете желание войти в чистые царства и получить в них духовные учения, то вам необходимо перенести это желание прямо в состояние сновидения, осознать его и создать желаемое. Вот так это выполняется.

Люди с достаточным уровнем осознания смогут осуществить это без усилий, спонтанно - в силу ранее развитых привычек и быстрого созревания их молитв. Если же этого не происходит и вы обнаруживаете, что вам это дается с трудом, тогда вам следует в дневное время представлять, что ваше собственное тело - это чисто иллюзорная форма (как и форма божества - объекта вашей медитации), что вы можете свободно и быстро летать по воздуху, легко перемещаясь в любом направлении и обладая исключительной гибкостью и подвижностью. Если в течение дня вы будете очень интенсивно представлять, что вы обладаете этими способностями, тогда ночью во время сновидений произойдет то же самое, ибо сны являются лишь продолжением привычных тенденций, проявляющихся днем. Вначале это будет происходить смутно, но постепенно это переживание будет все более и более ясным, пока оно не покажется вам таким же реальным, как дневные переживания.

Здесь следует быть внимательным, чтобы избежать одной ловушки, а именно развития духовной гордости. Например, если человек смог осознать сновидение, трансформировать его таким образом, что он пережил встречу с буддой или путешествие в одно из чистых царств, то у него может развиться сильная тенденция к тому, чтобы похвастаться этим достижением перед другими. Есть много людей, которые склонны очень быстро демонстрировать другим то, что, по их мнению, является духовным достижением; они говорят: "О, во сне я мог летать в космосе, вот чего я достиг" и т.д. Проблема здесь состоит в том, что поскольку это все могло произойти лишь благодаря уму, свободному от привязанностей, то если вы затем позволите цепляющемуся уму привязаться к этому состоянию, вы разовьете более сильную привычку привязанности, чем та, которая у вас была вначале, и это полностью остановит ваше дальнейшее духовное развитие. Это подобно выкапыванию огромной ямы на пути. Если вы хвастаетесь своими достижениями в йоге сновидений перед людьми, которые уже достигли уровня растождествления со своим "я" и которые хранят достигнутое в тайне, то они легко смогут увидеть вашу остановку в развитии осознания. Поскольку по всей вероятности вы просто желаете произвести впечатление на этих людей (будь это ваш наставник или кто-то другой), вы просто сделаете из себя посмешище, сами того не зная. Так что намного полезнее для вас держать язык за зубами.

До сих пор мы рассматривали первые два общие этапа в развитии йоги сновидений: осознание сна и тренировка (на различных уровнях). Третий этап - это погружение в слияние. Здесь выделяются три дополнительные стадии развития: слияние с чистым иллюзорным телом, слияние с ясным светом и слияние с промежуточным состоянием (бардо).

Мы начнем с погружения в слияние с чистым иллюзорным телом, как гласит оригинальный текст: "Взирай затем на свое божественное тело, как на иллюзию, и, засыпая, со всей интенсивностью представляй это. Если во время сна начинают возникать формы свирепых зверей, огонь, наводнения и другие опасности, ощущая, что они не существуют в действительности, а лишь являются видимыми проявлениями, медитируй на них как на слившихся с твоим умом и на своем божественном теле, являющемся иллюзией". Здесь, как и раньше, вам необходимо молиться о том, чтобы ваша божественная форма в сновидении могла быть воспринята как иллюзия, и, засыпая, вам нужно медитировать на свое тело, имеющее божественную форму, молясь о том, чтобы оно предстало как иллюзия. В течение дня вы должны не только исполняться решимости осознать сны, но и постоянно повторять про себя: "Мне не достаточно просто осознать свои сны этой ночью, я должен также трансформировать божественную форму объекта медитации, чтобы она стала подобной иллюзии, казалась пустой и не вызывала привязанности".

Если во время ночного сна вы способны без каких-либо усилий превратить жуткий призрак или нечто другое, вызывающее ужас, в божественную форму (в божество), то это значит, что вы осуществили эту стадию практики. Это лучше всего.

Умение превращать ужасающий призрак в божественную форму - это прекрасное достижение. Если вы обнаруживаете, что не можете совершить это, то другим путем к этой способности будет опять же напоминание себе в течение дня: "Я уснул, мне снится сон. Все эти видимые проявления -лишь часть сновидения. Поскольку сновидения - это обманчивые проявления моего собственного ума, их можно изменить каким угодно образом (что подобно тому, что мы уже рассмотрели); и сейчас я превращу эти видимые проявления в форму божества". Размышляя таким образом, вы медитируете на преобразовании самого себя в божественную форму в тренируетесь в иллюзорном представлении, напоминающем сон. Для постижения иллюзорной природы вы можете медитировать на божественную форму, проявляющуюся подобно отражению в зеркале. Думайте о ней, как об отражении в зеркале или как об отражении луны на чистой глади воды. представляйте, что она не имеет истинного независимого существования, что она пустотна и лишь сияет ясным светом, думайте о том, что это и есть сама природа видимого, благодаря тому, что в течение дня вы создаете эту привычку, нова и снова повторяя эти техники с использованием воображения, ночью вы также сможете укреплять свою привычку способность не попадать под влияние страха в кошмарных снах. Вместо того, чтобы испугаться, просто рассматривайте гот призрак как иллюзорную форму божества, в которой вы недавно практиковали.

Данная стадия тренировки в йоге сновидений прямо относится с бардо подлинной реальности, которое наступает после бардо умирания. После того как тонкий ум отделится от тела, этот ум (который сейчас представляет собой детальное тело) сам начинает проходить через промежуточное состояние, будучи отделенным от грубого физического

тела. Однако он по-прежнему несет с собой некоторые ментальные впечатления. Поэтому если посредством тренировки в йоге сновидений вы обретаете способность осознавания себя как иллюзорной формы божества, то вы сможете затем умножить количество этих форм, создав бесчисленные миролюбивые, могущественные или гневные воплощения - все, что захотите. Подобным образом в бардо все эти разновидности феноменальных проекций начнут возникать из вашего собственного ума. Они будут осознаны как проявления иллюзорной формы, и в этот момент весь страх исчезнет. В этом заключен ключ к освобождению в бардо подлинной реальности - в осознании того, что все является лишь проекцией собственного ума.

Вторая стадия этого слияния - слияние с ясным светом. Это просто углубление осознания природы ума. Как гласит оригинальный текст: "В течение дня размышляй следующим образом: "Это сон; это пустота, подобная бесконечному пространству". И помести иллюзию в природу ясного света, который сам по себе пустотен и ясен, подобно бесконечному пространству. Из этого ясного пространства возникаешь ты сам в божественной форме, увеличивая количество этих форм, трансформируя их и так далее. Удерживай это осознание в течение всего дня, ни на что не отвлекаясь; ночью же приступи к выполнению непреложной сути наставлений, полученных из уст учителя". Для того, чтобы слиться с ясным светом в состоянии сновидения, вам следует опять произносить особые молитвы, связанные с осуществлением определенных результатов: "Пусть я осознаю ясный свет, и пусть я появлюсь из этого ясного света в божественной форме единства".

Как вы можете видеть, тренировка в йоге сновидений соотносится с другими стадиями бардо, поскольку все они взаимосвязаны, являясь почти идентичными переживаниями. Фактически вы имеете дело с одним и тем же умом. Ум просто продолжает функционировать на различных промежуточных этапах. Вы уже прошли через переживания, которые схожи с бардо умирания и с бардо подлинной реальности, данная же стадия слияния с ясным светом напоминает бардо поиска нового рождения, в котором ум готов вновь принять воплощенную форму. Для того чтобы можно было пережить это сознательно в состоянии сновидения, из ясного света должна вновь появиться божественная форма. Ясный свет возникает из пустотной природы. Природой пустоты является сияние. Единство пустоты и сияния являет собой то, из семени чего рождается божественная форма. В контексте сказанного вам следует утвердиться в решимости достичь успеха и молиться со всей искренностью: "Сегодня ночью я помещу свое состояние сна в осознание ясного света и из этого ясного света я возникну в виде божества".

Независимо от того, в какой форме вы появитесь - в своей или в божественной, - если природа данного проявления и ум, производящий это проявление, будут наблюдаться, то они будут восприняты как иллюзия, и привязанность рассеется. Если вы наблюдаете и само видимое проявление, и ум, осознающий это проявление, и то, является оно чистым или нечистым, и если вы осознаете, что оба иллюзорны, привязанность автоматически исчезнет. В этом пространстве, в котором нет привязанности к субъективному "я" и к объективным явлениям благодаря медитативному постижению природы ума, ясный свет слияния проявится спонтанным образом. Это переживание возникает само по себе. Когда ум окончательно освобождается от концептуализации и двойственности, природа ума становится подобной бесконечному пространству. Эта бескрайняя природа пустотна, она лишена границ и ограничений, она лучезарна и предельно открыта. Вот таким образом вы получите переживание природы ума.

Когда вы пребываете в природе ума, иллюзорная форма возникает из ума подобно тому, как рыба внезапно появляется над поверхностью воды. Спонтанность вашей формы, видимой как иллюзорное божество, рождается ясной, пустотной природой ума так просто и неожиданно, как рыба выпрыгивает из воды. Направьте свой ум на крошечный излучающий свет слог АХ Слог АХ, который находится прямо в центре вашего сердца (сердцевина вашей сущности) и, поместив свое осознание в ясный свет, не допуская привязанности, напряжения и колебания, оставайтесь мягко и свободно в этом осознании до тех пор, пока не уснете. Если вы способны заснуть в этом состоянии, это будет соответствовать промежуточному состоянию между мыслями.

Между всеми образующимися мыслями, мгновение за мгновением, существует пустотное состояние, в котором ум пребывает в своем естественном состоянии. Это соответствует тому моменту, который наступает после того, как вы засыпаете, и до того, как начинают возникать видимые проявления сна. Как только вы уснете, и как только видимые проявления состояния бодрствования угаснут и прежде, чем начнут возникать видимые проявления сна, ваше переживание будет пустотным, ясным и открытым. Подобным образом во время смерти, когда элементы растворяются и тонкий ум отделяется от тела, перед вхождением в бардо подлинной реальности наступает переживание пространства. Именно в этот момент прекращаются видимые проявления прошедшей жизни. До того, как начнут возникать видимые проявления бардо, существует лишь пустотное, открытое пространство. Это пространство вам и нужно актуализировать и затем удерживать. Каждое утро, когда вы просыпаетесь, это пространство вновь переживается вами. После того, как видимые проявления сна прекращаются, и до того, как вы просыпаетесь, этот промежуточный момент являет собой пустотную, ясную природу. Осознайте его. Так же, в промежутке между мыслями, когда одна мысль уже исчезла, а другая еще не возникла, происходит проявление ясной, пустотной природы.

Главным моментом здесь является то, что необходимо заснуть без какой-либо ментальной фиксации или привязанности, продолжая осознавать слог АХ Слог АХ в своем сердце и не позволяя другим мыслям вторгаться в промежуточный период между засыпанием и сновидением. Благодаря удержанию осознания слога АХ мысли лишаются возможности вмешиваться в тот момент, когда человек естественным образом входит в пустотное, ясное, открытое пространство. Обычно люди, не выполняющие никакой практики и подверженные иллюзии, засыпают таким образом, что их ум просто затуманивается и поглощается тьмой. Из-за того, что ум оказывается затуманенным этой тьмой, сновидения становятся бессмысленным потоком воссоздания прошлых событий и привычных концепций и т.д., что не приводит ни к чему иному, как к новым концептуализациям. И так бесконечно. Или же состояние глубокого сна может оказаться состоянием поглощения тьмой. Человек, который практиковал и который достиг осознания ясного света или природы ума, пусть даже в небольшой степени, будет иметь переживание, подобное скорее солнцу, сияющему в ясном небе - все будет освещено сияющим светом и будет отличаться высокой ясностью, при этом он будет свободен от привязанности и полон радости. Это переживание человека, который посредством этого метода достиг успеха в правильном засыпании.

Существует небольшая разница между осознанием ясного света в состоянии легкого сна и глубокого сна. Если вы заснули, осознавая слог АХ Слог АХ, если ваш сон легок, и все учения остались как они есть, вы входите в состояние переживания ясного света; но из-за того, что ваш сон очень легкий, все еще остается небольшая привязанность. Если же вы попадаете в состояние глубокого сна с осознанием ясного света, никакой концептуализации или привязанности вообще не будет, и это будет переживание глубокого медитативного погружения в природу пустоты, являющей собой природу ясного света.

Из этой внеконцептуальной сферы ясного света вы ощутите свое спонтанное проявление в форме божества. По мере того как осознание природы своего "я" как божества

растворится в открытом, пустотном пространстве ясного света, вы возникнете вновь как воплощение чистой божественной формы. Благодаря постижению пустотности и ясности произойдет естественное проявление иллюзорной божественной формы. И затем начнут возникать бесчисленные проявления как самого практикующего, так и других форм как выражение ясного света, свободное от каких-либо ментальных затемнений. Данное переживание наделено качествами пустотности, ясности и блаженства.

Третье слияние - это слияние с промежуточным состоянием, или бардо. Это бардо рассматривается как переживание, аналогичное тому, которое имеет место перед наступлением вашей следующей жизни. Как гласит оригинальный текст: "Если во время ночной практики ты сможешь познать единство иллюзорного тела, сновидения и промежуточного состояния, представь игру дхармакайи через постепенное растворение в конечном ясном свете смерти. Представь все самовозникающие видимые проявления как выражения иллюзорной самбхогакайи. Наблюдай пустотность и отсутствие истинного существования входных путей и тренируйся таким образом в проявлении нирманакайи".

Здесь вы начинаете тренировку с тем, чтобы подготовиться к промежуточному состоянию, которое являет собой состояние после вашей смерти. С глубокой уверенностью вам следует размышлять о том, что все видимые проявления иллюзорны - и это подобно тому, что вы все время делали до сих пор. Либо вы можете размышлять ночью (имея в виду видимые проявления сновидения): "Я осознаю, что промежуточное состояние является таковым, я узнаю его". Осознайте свои сны и размышляйте так: "Все эти видимые проявления относятся к промежуточному состоянию''. В процессе осознавания сновидения представьте, что оно является нечем иным, как промежуточным состоянием, бардо. Затем утвердитесь в глубоком убеждении, что вы выполните все те указания относительно промежуточного состояния, и направьте свой ум на практические наставления относительно промежуточного состояния во время сновидения.

Если вы не потеряетесь в своих сновидениях и сможете осознать их, то вы также сможете осознать и промежуточное состояние. Несомненно, вы сделаете это. Вместо сновидения вы будете осознавать то, что будет являться для вас промежуточным состоянием. Людям, обладающим острым интеллектом и высокими способностями, нет необходимости тренироваться в этом, поскольку они и так достигнут освобождения в этой жизни посредством силы, обретенной через выполнение дневной и ночной практики. Им не нужно размышлять о промежуточном периоде, поскольку освобождение для них наступит раньше этого времени. Люди со средними способностями смогут наблюдать тот факт, что они умирают, смогут непосредственно контролировать этот процесс и войти в растворение в ясном свете. Это переживание ясного света будет полностью соответствовать их практике, и из него они проявятся уже в иллюзорном теле единства в промежуточном состоянии.

Однако те, кто способен вызвать проявление иллюзорного тела единства в промежуточном состоянии, должны иметь в виду, что даже во сне и в сновидениях они имеют переживание ясного света промежуточного состояния. Благодаря медитации согласно практическим наставлениям, полученным от своих духовных учителей, во время смерти они будут пребывать в ясном свете, воспринимаемом как блаженное переживание пустоты. Во время смерти их умы переживут слияние ясного света-матери и ясного света-дитя. Эти два ясных света вновь соединяются, подобно тому, как ребенок запрыгивает на колени матери, и когда они соединятся и станут единым переживанием, наступит освобождение.

Теперь что касается людей с низшим уровнем чувствительности, которые пока не могут достичь освобождения описанным путем. Можно выделить три категории таких

практикующих. Люди высшего уровня низших способностей будут медитировать на неразрывном единстве иллюзорного тела сновидения и промежуточного состояния. Благодаря постоянному поддержанию полноты внимания в течение большей части времени как днем, так и в сновидениях они настолько овладеют практикой, что во время смерти будут иметь следующее переживание: в момент смерти произойдет обычное растворение, при котором объективные проявления шести сознательных состояний, такие как визуальные формы и т.д., растворятся в органах, а элементы тела вновь растворятся в основных элементах вселенной - земли, воды, огня, воздуха и пространства.

Во время этих стадий растворения, и когда процесс грубой концептуализации прекратится, видимые проявления растворятся все сразу, одновременно, в тот момент, когда белое семя опустится в сердце. Затем, когда в сердце поднимется красное семя, произойдет растворение бескрайнего пространства. И, наконец, когда красное семя и белое семя сольются воедино, произойдет растворение, именуемое "близким достижением", и ум войдет в бессознательное состояние. И тогда человек, выполнявший эту тренировку (относящийся к высшему уровню низших способностей) войдет в ясный свет. В ясном свете он осознает природу дхармакайи и то, что все видимые проявления возникают как самбхогакайя. Затем из самбхогакайи - благодаря силе молитв и обету освободить все живые существа - возникнет нирманакайя. Здесь возникновение нирманакайи представляет собой намеренное направление сознания на то, чтобы получить воплощение исключительно во благо живых существ. И это будет проявлением силы деятельности, основанной на заботе о других.

К людям среднего уровня низших способностей относятся те, кто еще не достиг очищения трех видений, чтобы постичь их как иллюзорную природу, сновидение и промежуточный период. Не сумев очистить эти три видения, они не познают иллюзорную природу реальности, заключающей в себе иллюзию, сновидения и промежуточное состояние. Без такой тренировки они не смогут осознать, что все видимые проявления являются иллюзией. Поэтому, покидая эту жизнь, они не смогут достичь освобождения в ясном свете в момент смерти. Они попадут в бардо подлинной реальности, где опять начнут возникать феноменальные проекции. Именно здесь они начнут вспоминать свою тренировку в только что прожитой жизни, и у них возникнет ощущение очень сильного разочарования по отношению к этим видимым проявлениям. Хотя они не в состоянии осознать истинную природу этих проявлений, интенсивность разочарования, которое они переживут, не даст им привязаться к ним. Затем они начнут молиться о том, чтобы получить освобождение в бардо подлинной реальности, и, используя силу молитв и тех учений, которые они получили во время жизни в теле, а также собственное осознание того, что перед ними предстает, они будут размышлять так: "Я уже умер; я мертв. Я нахожусь в промежуточном периоде. У меня больше нет моего тела; мое тело мертво, и я его отбросил. Я являюсь ментальным телом, путешествующим в бардо. Сейчас мне нужно молиться о том, чтобы получить освобождение. Я должен молиться, чтобы осознать, что природа всех этих видимых проявлений является природой божества самбхогакайи". И в этом состоянии молитвы, когда возникает чистое осознание и ум сливается с природой видимых проявлений, наступает освобождение.

Человек низшего уровня будет ощущать страх в промежуточном периоде во время возникновения видимых проявлений и призраков, и он не сумеет войти в единство с присутствием самбхогакайи. У такого человека будет очень сильное стремление к тому, чтобы найти место для нового рождения. Это стремление возникает из-за порожденной подверженностью иллюзии основной привычки, которая заключается в привязанности к желанию и спариванию. Ум оказывается привязанным к силе этого влечения. Если ум сильнее привязан к отцу, то человек родится девочкой, если к матери, то это приведет к рождению мальчика. Люди низшего уровня имеют на этом этапе бардо позитивные добродетельные впечатления, поскольку они выполняли духовную практику в своих прошлых жизнях. В момент проявления сильного привычного желания у них может возникнуть мысль: "О, я умер! Я мертв! Я нахожусь в бардо". Вместо того чтобы испугаться, они могут далее размышлять так: "Да, я мертв. Я являюсь ментальным телом в бардо. Если я получу рождение из-за сильного желания и сексуального влечения, это будет причиной великих страданий. Именно по этой причине я рождался уже множество раз. Это все игра самсары, и теперь я должен изменить ее. Это мой последний шанс". В этот момент, если молитвы были направлены на то, чтобы родиться в чистой земле и оказаться в присутствии Будды Амитабхи или любого другого будды, который наиболее близок человеку, прежде, чем произойдет зачатие для следующего рождения в цикличном существовании, наступит освобождение в нирманакайе (воплощение намеренного проявления).

В этот момент возможны три различных варианта, которые также соответствуют уровню ментальной тренированности и развития человека. Здесь люди с высшей степенью чувствительности, т.е. те, кто так или иначе постиг идею пустоты, поскольку они овладели этим пониманием природы пустоты, могут закрыть двери, ведущие к новому рождению. Если обычные видимые проявления прекращаются, это один из путей к остановке колеса рождений, происходящих в обычном смысле. Люди со средним уровнем чувствительности осознают в этот момент, что все видимые проявления являются их собственными проекциями и не обладают истинным независимым существованием. Они достигают понимания того, что все проявления есть лишь игра иллюзии и входят в осознание всех форм как божества, всех звуков - как мантры, всех мыслей - как возникновений в уме изначальной мудрости. Это три состояния ваджры. В этом осознании дверь к обычному рождению оказывается закрытой. Люди с низшим уровнем чувствительности вспоминают свое безгрешное поведение и принятие прибежища в прошедшей жизни.

Например, если человек был посвящен, он может вспомнить те хорошие привычки, которые способны противостоять негативным тенденциям. Основываясь на этом, человек может затем размышлять так: "Вместо того чтобы принять обычное рождение, я отправлюсь в чистое царство". Бели человеку посчастливилось получить и с успехом выполнить практические указания по переносу сознания (от своего духовного наставника в последней жизни), то тогда может быть использована техника, известная как ПХОВА. В этот самый момент пребывания в бардо сознание будет перенесено в чистое царство.

И тогда из этого чистого царства (Сукхавати, рай Амитабхи или какое-либо иное) будет получено освобождение. Попав в чистое царство, не возвращаются больше в цикличное существование, и постепенно достигается освобождение. Даже человек с небольшими способностями может достичь освобождения таким образом. Посредством тренировки можно достичь погружения в слияние этими различными путями. Если этот уровень не достигнут, очень важным по-прежнему остается взращивание в себе веры и преданности по отношению к духовному наставнику, а также стремление к развитию чистого видения путем трансформации окружающего мира и его компонентов в чистое царство и иллюзорное проявление божества. Это совершается путем постоянного напоминания себе о том, что нет никакого истинного независимого существования какого бы то ни было аспекта субъективных или объективных видимых проявлений. Такие сильные ментальные отпечатки рано или поздно приведут вас к состоянию освобождения. И тогда будет абсолютно возможным то, что освобождение произойдет во время промежуточного состояния одним из описанных путей.

В завершение оригинальный текст предлагает молитву, которая гласит:

Снова и снова поддерживай в себе полноту внимания и рассматривай окружающий мир и его обитателей в виде дворца и божеств в нем. В конце концов ты сможешь возникнуть как иллюзорное тело, но в промежуточном состоянии ты будешь иметь личную свободу. Получив из уст учителя и сохраняя знания, имеющие глубинный смысл, а также практические указания, с постамента своих чувств я буду вращать колесо дхармы во славу удачливых учеников. Пусть, обретя все это, все живые существа очистятся от двух типов загрязнения и от всех ментальных отпечатков, и пусть без всякого труда и быстро достигнут они изначального осознания ясного света и иллюзорного тела".



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100