Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
9. Бодхичитта и любящая доброта
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Перед началом любой практики мы заявляем, что, подобно буддам прошлого, настоящего и будущего, мы всецело посвящаем себя освобождению всех чувствующих существ. Так же как мы сами не желаем страдать, мы не хотим, чтобы страдали эти существа, ведь они были когда-то нашими близкими родственниками и друзьями. А это означает, что мы не будем полностью счастливы, если обретём только личное умиротворение. Совершенно нёобходимо помнить, что при выполнении практики всё время и энергия тратятся на достижение позитивных результатов, пользы и благих перемен, необходимых для всех живых существ. Мы принимаем на себя обязательство принести освобождение всем существам, и, только движимые подобной мотивацией махаяны, мы можем посеять такое семя.

Порой, когда людям плохо, они досадуют не только на весь мир, но и на самих себя. Подобное отношение не делает этот мир лучше, ибо создаётся нездоровая среда для «мудрого» уровня сознания. Вместо того чтобы сеять ядовитые семена гнева и ненависти, идущие путём Бодхисаттвы должны сажать плодоносные зёрна любящей доброты. Будда сказал, что самое главное и наиважнейшее из данных им учений — это учение о безусловной любви и сострадании. Любящая доброта бодхисаттвы бескорыстна, а это означает, что люди дарят другим свою любовь, ничего не ожидая взамен. Они помогают не из желания что-то получить, а из-за переполняющей их доброты и бескорыстного стремления помочь тем, кому действительно нужна помощь. Они свободны от каких бы то ни было притязаний: ведь если они ничего не хотят получить взамен, то не существует и уз, привязывающих их к дару. Эта помощь чиста. Помогаете ли вы из чистого великодушия или нет, зависит от вашей мотивации. Ожидать чего-либо за свою помощь всё равно что предлагать кому-то ложку мёда, смешанного с ядом.

В наши дни многие люди считают медитацию бесполезной: им кажется, что они при этом «ничего не делают», хотя могли бы потратить это время на оказание реальной помощи другим. Так думает множество вполне достойных людей. Они искренне хотят помочь ближним, но слишком часто им недостаёт для этого внутреннего равновесия и мудрости. Им и в голову не приходит, что сначала они должны помочь самим себе, и в большинстве случаев своими действиями они попросту увеличивают количество хаоса в мире. Когда не умеющий плавать бросается в воду, чтобы спасти утопающих, не спасётся никто — погибнут все!

Цель медитации и духовной практики — развить большую силу, обрести твёрдость, здоровье, уверенность и мудрость. Обладая внутренним спокойствием и мудростью, мы будем хорошо экипированы, чтобы действительно помогать всем окружающим без каких-либо предварительных условий.

Полагаю, что на Западе для разумного человека умение позаботиться о себе уже не проблема. Разумными я считаю тех, у кого достаёт мудрости питать свой разум. Если мы будем счастливы ментально, то и физически будем гораздо более здоровыми. У вас в Европе очень развита альтернативная медицина и есть много людей, которые помогают другим поправить здоровье. Это может принести временное облегчение, но настоящую пользу даёт только работа над своим умом. Наше настроение так переменчиво, что мысли и эмоции подобны лёгким перышкам, которые разносит повсюду ветер сансары. Какой же у нас выбор? Некоторые искренне считают себя приверженцами той или иной религии или членами некой организации, но через пару дней или месяцев они встречают других людей, меняют свой выбор и следуют иным путём. Нам предлагают так много возможностей, но не похоже, что наша жизнь становится от этого лучше. Мы словно в супермаркете с богатым ассортиментом продуктов, но сколько из всего этого изобилия мы действительно сможем съесть? Всё заканчивается тем, что мы многое выбрасываем! Слишком широкий выбор не приносит счастья, в действительности он делает нас ещё более несчастными, сбивая с толку. В итоге вместо достижения мудрости мы лишь питаем нашу жадность.

Я часто общаюсь со специалистами, которые оказывают профессиональную помощь физически или психически больным людям — в наши дни их так много! Многие из этих специалистов, работая из месяца в месяц по восемь — двенадцать часов в сутки, в конце концов теряют силы и задумываются: «Я работаю без отдыха, всё своё время отдаю людям; это истощает меня, высасывает всю мою энергию». Они чувствуют, что потратили на других так много сил, что теперь полностью изношены и уже не в состоянии позаботиться о себе. Но если вы выполняете эту работу подобно матери Терезе или другим существам, достигшим высоких ступеней духовного развития, то бескорыстная помощь страждущим будет наполнять вас внутренней энергией. Я общался с некоторыми из этих совершенных существ: они настолько преданы своему делу и испытывают такую радость от своей способности помогать людям, что даже их потребность во сне сходит на нет! И вместо чувства усталости и потери энергии их переполняет необычайная радость. Они испытывают подобное счастье от того, что явились в этот мир с умением и желанием помогать ближнему. Когда вы способны на это и ваш разум радуется просто от того, что вы можете служить людям и заботиться о них, вы словно получаете необходимую энергию от тех, кому помогаете. Вам нечего терять. Не существует никакого «я», нет тяжёлой работы, вы ничего не отдаёте — есть только радость.

Что бы вы ни делали, важно ваше отношение к этому акту; в известном смысле оно даже важнее, чем то, что вы делаете. Вы должны всегда хранить свой ум открытым. Если вы социальный или медицинский работник, я бы посоветовал вам каждое утро медитировать и радоваться тому, что вы не так больны, как все эти люди, которые нуждаются в постоянной заботе. Радуйтесь, что вы не в таком плохом положении, как они, и что имеете эту замечательную возможность помогать им. Если вы действительно способны мыслить подобным образом, то станете сильнее и у вас будет больше энергии, чем когда-либо прежде. Вы ощутите, как радость и счастье будут усиливаться в вашем уме.

Если рассматривать эту проблему с точки зрения буддийской философии, то можно сказать, что жизнь наша подобна театральному действу. В реальности не существует ни «их, ни «меня», так кто же тогда устаёт и кто кому помогает? Это — иной способ взглянуть на вещи. Если «я не существую, если «они» не существуют, то кому же я помогаю? И кто тот, кто думает об усталости? Если этот так называемый «я», это эго, не существует, кто же устаёт? Если мы научимся видеть, что мы попросту участвуем в некоем спектакле этой быстротечной жизни, мы ощутим энергию и энтузиазм для помощи другим. думаю, кое-что из этой информации также может оказаться для вас весьма полезным.

Люди, чувствующие себя несчастными, ищут участия, сострадания, понимания и любви других, ибо не знают, как обрести счастье в себе самих. Но до тех пор, пока они ищут это вне себя, они никогда не достигнут полного и постоянного удовлетворения. Поэтому нужно помнить, что в медитации следует, прежде всего, развивать сострадание и любящую доброту к самому себе. Если мы не способны относиться к самим себе с любовью и добротой, то как мы сможем любить других и быть к ним добры? Вместо того чтобы вести жизнь, полную ненависти и несчастья, необходимо всегда помнить об этой любящей доброте и развивать бодхичитту, то есть мотивацию к труду на благо всех чувствующих существ.

Но как бы нас ни вдохновляла мотивация бодхичитты, если мы, начав медитировать, слишком увлекаемся мыслями, наподобие: «Как чудесно! Я начинаю медитировать, чтобы вести праведную жизнь и освобождать всех чувствующих существ!» — то разум наш всё ещё занят. А значит, согласно учению махамудры, всё это — напрасная трата времени. Позитивны ли наши мысли, негативны ли — не важно, И то и другое нарушает медитацию. Мы должны просто принять обязательство в самом начале практики, и этого будет достаточно. Это похоже на вспашку поля. Если пахать правильно, сея чистые и здоровые семена, нет нужды постоянно выкапывать их, чтобы посмотреть, как выглядит росток. Мы ДОЛЖНЫ знать, что, если мы всё выполнили правильно, всходы непременно будут хорошими. Всё, что мы должны делать как практикующие, — это медитировать, ни во что не вовлекаясь разумом.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100