Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
4. Укрощение тела, речи и ума.
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Укрощение тела

Тренировать тело относительно легко, так как физические проявления нетрудно увидеть и распознать. Наше тело — это первое, что связывает нас с миром, так как оно имеет форму и определённую плотность. Мы

много чего делаем со своим телом, ведь у всех нас достаточно странных привычек. Человек способен выдержать различные эмоциональные потрясения, но первым признаком невроза может оказаться, к примеру, реакция на громко хлопнувшую дверь или упавшую на кухне тарелку. Такое очень легко заметить. Нужно стараться сдерживать первый, слишком сильный и быстрый эмоциональный порыв. Наш ум — хозяин нашего тела, и оно следует его приказам, поэтому мы должны быть внимательными, сдержанными и стараться преодолевать подобные привычки.

Привычка громко топать во время ходьбы и вообще всякое шумное поведение может беспокоить окружающих. Ведь мы никому не хотим навредить, и несложно научиться двигаться легко и неспешно. Из уважения к другим следует потратить какое-то время, чтобы достичь этого. Обычные люди могут утверждать, что таким образом их лишают свободы, ибо они имеют право «свободно выражать свои чувства». Я называю это «поверхностным, неглубоким миром». Выражение каждого вашего чувства никому не пойдёт на пользу. Следует осознавать, что любое проявление ваших чувств сразу же воздействует на других. Помните о причинах и следствиях!

Укрощение себя — единственный способ изменения мира к лучшему. Поэтому необходимо помнить: никогда не следует причинять боль другому живому существу и совершать неправильные физические действия. Некоторые думают, что укротить тело трудно, однако это не так. Люди дрессируют животных, поощряя их едой или

жестоко наказывая, порой даже с помощью электрошока! Львы не рождены для того, чтобы прыгать так, как они делают это в цирке. Если мы способны укрощать диких зверей, то разве не в силах справиться с собственным телом? Гораздо важнее — воспитать себя, а не животное, ведь именно люди — причина всех мировых проблем.

Укрощение речи

Мы говорим о необходимости укрощения тела, простой физической формы, но, как мне кажется, самое опасное оружие, которое используют люди, — это речь!

Речь на самом деле хуже пулемёта, и люди прибегают к ней, чтобы всё вокруг разрушать. Ею пользуются все, и почти ежедневно, чтобы сеять вражду между друзьями, лгать, причинять боль другим. Дружба строится годами, но всего пара слов могут разрушить её в один миг. Слова способны больно ранить. Иногда они смертельно опасны. Быть человеком — это означает иметь достаточно разума, чтобы понимать: если бездумно причиняешь другим боль и страдания, ты на ложном пути. И нам, так же как и другим, не нравится, когда нас оскорбляют.

Глядя вокруг, я постоянно удивляюсь, почему мир становится всё хуже и хуже? Как говорится в учении Будды, мы потеряли уважение к честным, правдивым людям. Мы пренебрежительно относимся к тем, кто честен и правдив, в то время как мошенники и болтуны повсюду добиваются высокого положения. Мир действительно меняется не в лучшую сторону. И каждый из нас тоже ответственен за происходящее, ведь это нам недостаёт мудрости, чтобы по заслугам оценить людей умных, знающих, честных. В традиционных культурах правдивая речь ценится высоко. Честному человеку нет нужды говорить много, так как люди с уважением относятся к его слову. Они знают, что им лучше выслушать его, ибо уверены, что им говорят правду. С другой стороны, лжецы могут болтать день и ночь, но люди не прислушиваются к их словам, так как знают, что речь лжеца не имеет для них никакого смысла и ценности.

В современном мире мы просто переворачиваем всё с ног на голову. Мы знаем, что политики раздают множество невыполнимых обещаний, но по-прежнему голосуем за них лишь потому, что они нам симпатичны или умеют красиво говорить.

Для меня воспитание речи означает необходимость учиться говорить правду и быть всегда осторожным, чтобы наша речь не принесла в этот мир ещё больший хаос и страдания. Если мы научимся помнить об этом, то дар речи всегда будет исполнен своего истинного значения.

Укрощение ума

Укрощение ума гораздо более трудная задача, чем воспитание тела или речи. Возможности разума столь многогранны! Именно благодаря ему мы испытываем удовольствие, счастье и радость, равно как и страдания, печаль и горе.

Если вы на самом деле заглянете туда, где берут начало ваши эмоции, то увидите, что все они так или иначе связаны с вашим умонастроением. Например, когда вы ощущаете, что разум ваш вполне устойчив и вы хорошо себя чувствуете, то вы спокойно переносите оскорбления и трудности, которые создают другие, вас это не задевает и не кажется столь уж важной проблемой. Но если ваше физическое и душевное равновесие нарушено, тогда вы так раздражаетесь, что любое слово ранит, даже если люди говорят справедливые вещи. Это свидетельствует о том, что всё дело не в словах или поступках, а в нашем умонастроении.

Укрощение разума наиболее трудная вещь, но она же и самая необходимая. Мы никогда не сможем быть по-настоящему счастливы или спокойны, пока не усмирим свой ум. Поэтому не следует чувствовать страх или подавленность перед выполнением этой задачи, нужно просто решиться и не отступать от своего намерения. Вот для чего мы медитируем.

Эта книга объясняет, как и почему мы должны укротить свой ум, принеся тем самым пользу себе и окружающим. В следующих главах мы рассмотрим этот процесс поэтапно, шаг за шагом.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100