Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
18. Принятие и отпускание
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Если медитирующие в жизни своей движимы эгоизмом, то, скорее всего, они будут привносить в медитацию свои вспыльчивость, раздражительность, напряжённость. Если они стремятся к полному успокоению ума, а рядом кто-то шумит, то они будут думать, что все эти люди вокруг намеренно нарушают их медитацию, лишая их покоя! В итоге каждый звук становится их врагом. Когда мы позволяем себе подобный ход мыслей, нас начинают переполнять эмоции. И куда девается тогда наша медитация? Поэтому, заметив, что мы становимся вспыльчивыми и раздражительными, и почувствовав головную боль, следует понять, что медитируем мы неправильно. Никогда не позволяйте себе медитировать в таком состоянии!

Шум — это вызов, препятствие. Если мы сумеем сделать его частью нашей медитации, то действительно добьёмся успеха. Если нам удастся каким-то образом включить шум в нашу медитацию, то, без сомнения, мы сможем медитировать даже на улице, среди потока машин. Шум больше не станет нас беспокоить.

Некоторым людям во время медитации мешает то, что они видят перед собой. Они закрывают глаза, но тут им начинает мешать что-то ещё. Они хотят от всего этого избавиться — и зрение становится их врагом. Нельзя, оправдываясь медитацией, обвинять всех и каждого в том, что вас лишают внутреннего покоя. Это — неправильное мышление, ибо если научиться принимать всё, что встречается на пути, то нас более ничто не сможет потревожить и мы сможем всегда хранить внутреннее спокойствие. Какое бы препятствие ни возникало, если медитирующий возлагает на него вину, не находя внутреннего спокойствия, то в конечном счёте каждый предмет внешнего мира становится его врагом.

Позвольте привести пример из моей жизни. Когда я ушёл в свой долгий ретрит в Вудстоке (штат Нью-Йорк), у меня был хороший дом рядом с монастырём и условия для практики были идеальными, Я был счастлив.

Однако вскоре после начала моего ретрита в монастыре затеяли крупное строительство, прямо рядом с моим домом. Вся территория вокруг превратилась в стройплощадку, заполненную тяжёлой техникой, от которой сотрясался весь дом. Мне отключили даже воду и электричество! Я чувствовал, что моему ретриту конец, и очень расстроился! На меня свалилось столько неприятностей, что я едва ли мог медитировать.

Всё стало по-настоящему плохо, я был совершенно удручён из-за этого шума, грохота и тряски! Но мой учитель, пришедший навестить меня, сказал: «Шум — это твоя медитация». И это действительно мне помогло: я перестал бороться с шумом и начал его принимать. Это был поистине поворотный момент. для практикующего очень важно принять шум. Если этого не сделать, если шум становится вашим врагом, то в конце концов вашим врагом станет всё и вы не сможете практиковать. Если во время медитации вас беспокоит шум, постарайтесь сделать его другом, вместо того чтобы видеть в нём врага. для меня это оказалось очень важным уроком. Однако, по-видимому, моя «шумовая» карма ещё не была исчерпана до конца, ибо, когда я уходил в мой второй затвор в Самье Линге в Шотландии, я жил в прекрасном тихом домике с крыльцом, и именно тогда монастырь решил перестроить ретритный центр «Чистая Земля», передвинув его прямо к моему порогу. И всё вокруг снова превратилось в стройплощадку! Рабочие устроили склад своих инструментов и пыльных мешков с цементом прямо у меня на крыльце! Но мне было хорошо. Я думал так: «Лама Еще, ты должен медитировать для них. Они так тяжело работают, строят ретритный центр, чтобы другие могли практиковать дхарму. Ты должен практиковать для них». Поэтому призываю всех вас: с шумом и беспорядком следует работать, а не считать их препятствием. Тогда вы сможете медитировать где угодно и независимо ни от чего обрести покой.

Медитация — это просто принятие. Как можно говорить о «неосуждении» и «непривязанности», если в уме нашем так много суждений, если мы ожидаем от медитации каких-то определённых ощущений и напрочь отказываемся испытывать что-то другое? Люди с подобным отношением чем-то напоминают мне боксёров на ринге. Они колотят друг друга, размахивают кулаками, но всё равно проигрывают, потому что на самом деле колотить им некого! Для того, кто хорошо умеет медитировать, вся умственная деятельность не более чем облака в небе. Они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда.

Многие приходят ко мне и заявляют, что говорить, мол, легко, но ведь происходят же «реальные» вещи!

Так вот: «реальные» вещи случаются только лишь потому, что вы позволяете себе думать, что они «реально случаются»! Если вы продолжаете настаивать, что всё это существует в действительности, то я снова спрашиваю вас: как оно выглядит? Насколько оно велико, какой формы, каких размеров, какого цвета? Если вы ответите, что оно не имеет ни одной из этих материальных характеристик, как же можно тогда утверждать, что это происходит «реально»? Вы сами и сделали его реальным!

Мы сами создаём реалии, такие, например, как наши «друзья». Мы считаем, что действительно любим кого-то и начинаем думать обо всех его достоинствах. Мы постепенно сами «создаём» этого человека, и день ото дня он становится всё лучше! Но стоит чему-то нарушиться, как мы начинаем замечать его изъяны, с каждым днём находя их всё больше и больше. Наша вера в реальность своих чувств — вот причина стольких несчастий, абсолютно излишних. Эти чувства вначале могут возникать как нечто совершенно незначительное, но день ото дня мы лелеем их и взращиваем. Если во время медитации вы вдруг подумаете, что действительно происходит нечто «реальное», просто исследуйте, что это такое на самом деле. Вместо того чтобы избегать «реальных вещей», посмотрите им в лицо и скажите: «Хорошо, давайте познакомимся. Я хочу узнать вас получше». И если вы действительно изберёте такой подход, то очень скоро поймёте, что на самом деле ровным счётом ничего не происходит.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100