Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
15. Успокоение ума
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Как я уже говорил, ум новичка часто сравнивают с бурным водопадом, а его беспорядочно скачущие мысли — с потоками падающей воды. Но не стоит расстраиваться или разочаровываться. Регулярная практика со временем успокоит ваш ум, он постепенно выровняется, станет спокойным, как тихая река, и, наконец, глубоким и умиротворённым, подобно океану без волн.

Нужно быть терпеливым и не раздражаться, если ум продолжает блуждать и каждую секунду приходится возвращать его назад. Как бы то ни было, ум нельзя подчинить с помощью гнева — его можно приручить только добротой и любовью. Нельзя ради медитации укорять себя или в чём-то обвинять. Мы должны обращаться со своим умом, как бесконечно терпеливая и любящая мать обращается с непослушным ребёнком. У ребёнка избыток энергии, и он всё время то скачет, то пытается выбежать из комнаты, — одним словом, безобразничает. Любящая мать не расстраивается, не сердится, не наказывает его. Она позволяет ему играть, но в пределах одной комнаты. Рано или поздно непослушный ребенок исчерпает свою энергию и захочет отдохнуть. И мы так же должны позволить своему разуму попрыгать везде, где ему хочется, но при этом постоянно наблюдать за ним и всякий раз возвращать назад — хоть миллион раз, если это потребуется. Нельзя судить себя слишком строго и проявлять нетерпение, нельзя унывать или сердиться, иначе медитация станет слишком напряжённой, трудной и мучительной. Мы предоставляем своему уму столько пространства, сколько ему потребуется, позволяя ему израсходовать собственную энергию.

Если мы переживаем этот эффект «бурного водопада» и не справляемся со своим умом, нам могут помочь некоторые дыхательные упражнения. дыхание — это часть нашего существа. Если вы новичок, то можете закрыть глаза и считать в уме. На один счёт делайте вдох и выдох. досчитав до пяти, начинайте сначала. Ваш ум целиком занят контролем дыхания, и больше вы ни о чём не думаете.

Поскольку мы теперь действительно пытаемся дисциплинировать свой ум, он может сопротивляться, сво- дя на нет наши попытки. При чрезмерном усердии мы становимся слишком напряжёнными, что может вызвать головную боль. Ваш разум так долго мог делать всё, что ему заблагорассудится, а теперь, когда мы просим его успокоиться, он злится.

Если при подсчёте вдохов и выдохов вы ощущаете напряжение, прекратите считать и вместо этого побеседуйте со своим умом: «Хорошо, я уже ни о чём не прошу, так что у тебя нет причин жаловаться...» Такого рода разговор с собственным разумом вполне возможен, ведь мы и так постоянно разговариваем сами с собой. Кроме того, нам действительно нужно найти средство и способ заставить наш разум понять, почему мы делаем именно так, а не иначе.

Люди порой хотят получить много информации сразу, и ламы идут им навстречу. Но, думаю, это может создавать определённые препятствия. Если бы люди меньше спрашивали, я бы давал им меньше информации и медитация их была бы проста. Так было бы лучше всего.

Что касается махамудры, то великий индийский учитель Тилопа изложил её суть очень просто: «Не говори, не думай, не медитируй!" Я следую этой традиции, но почему-то происходит так, что я даю ученикам сотни различных методов! Ученики медитируют, а потом приходят ко мне со словами: «Лама Еще, эта дыхательная техника у меня не работает, никак не могу её освоить». Тогда я им объясняю, как сосредоточиться на объекте. Они смотрят на него, и он становится каким-то необычным, меняя форму и цвет...

Если во время медитации мы станем слишком напряжёнными или приложим слишком большие усилия, то у нас могут возникнуть такие же галлюцинации. (Если так происходит, нужно прекратить сосредоточение на объекте и расслабиться. Усилия следует прикладьтвать очень мягко.) И вот, когда с кем-то такое случается, он приходит ко мне снова и говорит: «Лама Еще, это сводит меня с ума! Пожалуйста, дайте мне другой метод». И я даю ему что-то ещё.

Вот почему приходится искать так много различных методов — это продиктовано изобилием потребностей и желаний практикующих. Люди постоянно требуют новых методов, и я не могу отказать им, потому что это единственная возможность продолжить наше общение. Но в результате те же люди жалуются: «Мне не нравится тибетский буддизм, он слишком сложен. Почему мы должны всё это делать?

Но я никогда не просил их делать всё «это»! Я всегда учил их быть проще. С самого начала я сказал, что всё должно быть просто.

Поэтому начнём с того, что нет нужды ни в каких сложностях, просто сядьте удобнее и полностью расслабьтесь физически и умственно. Не вовлекайтесь ни в прошлое, ни в будущее и даже не считайте вдохи и выдохи. Просто ничего не делайте!


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100