Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
13. Непостоянство
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Всё в этом мире так непостоянно! Настоящий практикующий даже не думает о том, что ему делать завтра, понимая, что «завтра» для него может не наступить. Современные люди гонят от себя мысли о непостоянстве и смерти, так как они для них слишком болезненны. Но в действительности каждый из нас то и дело сталкивается с непостоянством. Люди испытывают непостоянство ежедневно и ежеминутно. Только что была замечательная погода, солнце сияло, на небе — ни облачка, а в следующий миг солнце зашло за тучи, стало холодно и ветрено. Всё в этом мире изменяется. Изменяются наши отношения, наши собственные чувства и разум. Вспомните опыт всей вашей жизни: в ней не было ничего, на что можно было бы повесить бирку «навеки».

Коль скоро состояние нашего ума всё время меняется и ничего не остаётся навечно, то мудрый человек задастся вопросом: зачем же мы столь усердно добиваемся того, что в конце концов всё равно потеряем? Это лишь вопрос времени, так или иначе мы теряем всё, что имеем.

Моя собственная жизнь хорошо иллюстрирует природу непостоянства. В Тибете мы были монахами, у нас было всё, мы пользовались уважением. Но пришёл день, и мы стали никем, у нас даже не осталось чашки для питья. Теперь мы снова «кто-то», нас уважают. А завтра мы опять можем стать никем. Люди, которые имеют всё, могут однажды это «всё» потерять, а тот, кто ничего сейчас не имеет, может что-то обрести. Это и есть природа непостоянства. Всё может измениться. Всё всё время меняется. У мудрецов на этот счёт нет сомнений.

Некоторые люди чувствуют, что мысли о непостоянстве причиняют им боль. Однако если мы будем готовы мужественно взглянуть непостоянству в лицо, нам станет намного легче, когда мы столкнёмся с ним на личном опыте. Существуют философские школы, которые утверждают, что вся жизнь должна быть праздником, удовольствием и счастьем — и конечно, кто бы не пожелал такой жизни?

Будда тоже не отрицает этого. Некоторые люди заявляют: «Нам не нравится буддизм, постоянные размышления о непостоянстве, смерти и страданиях так мучительны! Это приносит нам ещё больше страданий . Но слова эти скорее свидетельствуют об отсутствии в говорящем настоящей мудрости. Неужели у Будды могло быть намерение умножить наши страдания? Нет, Будда желал лишь одного: освободить нас от страданий.

Иногда мы так наивны! На самом деле мы просто не хотим признавать существование непостоянства. Мы стараемся скрыть свой возраст, что довольно глупо. даже если мы не хотим стареть, морщины выдают нас. Каждый день мы становимся старше. Взгляните сейчас на мою голову. Молодость прошла. И мы должны успокоиться и радоваться, что взрослеем! Мы начинаем стареть, как только рождаемся. Какое философское учение станет это отрицать?

Некоторые считают, что должны наслаждаться жизнью, пока молоды, и что для практики у них нет времени. Они думают, что ещё будет возможность практиковать, когда они станут старше. Согласно учению Будды, непостоянство означает, что смерть не дожидается, пока кто-то состарится, она может прийти к нам в любое время. Ребёнок, родившийся вчера, сегодня может умереть. Много молодых людей умирает в самый лучший период своей жизни.

Смерть приходит разными путями. Мы едем в автомобиле и попадаем в аварию... Мы думаем, что пища даёт нам жизненные силы. Но иногда она отравляет и убивает нас... Существует столько причин и условий, способных вызвать смерть! И это ещё один знак непостоянства. Поэтому нельзя просто ждать, пока мы состаримся, для того чтобы практиковать.

Непостоянство — повсюду, на всех уровнях. для человека мудрого это очевидно. Таким образом, если всё непостоянно, то становится ясно, что нет необходимости планировать будущее и тратить время на размышления о том, что будем делать завтра. дни, месяцы и годы нашей жизни летят так быстро! И к тому моменту, когда мы решаем, что чего-то достигли, мы уже слишком стары, чтобы этим насладиться. Следует понять природу непостоянства и увидеть, что завтра может оказаться слишком поздно начинать практику:

мы можем быть уже мертвы! У всех нас различная карма, поэтому лучше всё делать, пока у нас есть для этого возможности.

Отказываться думать о непостоянстве — значит отрицать реалии жизни. Отрицание действительности бесполезно. В глубине души вы знаете, что состаритесь. Вы понимаете, что однажды умрёте. Никто не может гарантировать, что завтра вы ещё будете живы. Настоящие практикующие о завтрашнем дне не думают. Всё, чего они хотят, — это сделать настоящий миг как можно более значимым, ибо понимают: что бы ни случилось, завтра их уже может не быть в живых. Планировать можно что угодно, но нельзя отрицать действительность, которая обладает природой непостоянства.

Что буддизм говорит о природе непостоянства? Возьмем, к примеру, дом. Он кажется вам исключительно прочным, но, хоть вы и можете видеть его, не подобно ли это видёнию в чьей-то голове? Каких-то сто лет назад дома здесь не было, и он не останется здесь навсегда. Это напоминает фильм, который вы смотрите по телевизору: там многое происходит, но всё это фикция, люди просто играют, и вы знаете, что в действительности ничего этого не существует. Так чем же это отличается от нашей жизни? Фактически ничем. Вы смотрите на жизнь людей, на все эти формы, кажущиеся реальными и прочными, но все они изменчивы и непостоянны. Лучший способ понять, что Будда имел в виду, говоря о пустоте, состоит в том, чтобы поразмышлять о природе непостоянства и попытаться понять её.

для буддийского понятия «пустота нет эквивалента в европейских языках, и, к сожалению, как только мы произносим «пустота», люди приходят в полное замешательство. Они думают, что это нечто пустое, бездонное, где всё исчезает без следа, подобно камню, брошенному в океан. Поэтому они отказываются слушать о том, чему учил Будда. Они думают, что если жизнь такова, то это лишь умножит их страдания. Но это вовсе не так. Когда Будда говорит о пустоте, он лишь имеет в виду, что ничто не остаётся прежним. Везде, куда бы вы ни взглянули, вы увидите непостоянство. даже то, что кажется незыблемым и прочным, не вечно. Осознав, что всё непостоянно, мы понимаем: у нас нет времени, чтобы тратить его впустую. Чего нам действительно не хватает — так это мудрости, чтобы научиться использовать наше время и энергию в верном направлении, для достижения правильных целей.

Например, иногда люди думают, что их взаимоотношения будут длиться вечно — или, по крайней мере, до конца их жизни. Если бы межличностные отношения действительно могли быть чем-то постоянным, то Запад являлся бы наилучшим местом для их установления, потому что здесь существует масса времени, чтобы выбрать себе партнёра, чтобы добиваться и завоёвывать его, чтобы по-настоящему узнать друг друга. Но, взглянув на всё, что происходит в действительности, могу лишь сказать: либо вы не умеете делать правильный выбор, либо никакого постоянства не существует! Ведь немногие остаются вместе. Почему же так происходит? У вас широкий выбор, вы прилагаете много усилий, но отчего ваши отношения не сохраняются, когда вы наконец находите партнера? Всё дело в том, что ваш разум продолжает изменяться. Когда вы чего-то страстно возжелаете, ничто не может удержать вас в вашем стремлении обладать этим. Вы становитесь такими покладистыми, такими терпимыми! Если появляется кто-то, кем вы страстно желаете обладать, пусть даже это худший человек в мире, вы тут же его обожествляете. Вы прекрасно умеете выстроить такой образ:

«Этот человек не способен ни на что дурное. В нём всё положительно. Всё в нём меня восхищает». Даже если он ударит кого-то, вы всё равно сочтёте это за великое благо!

Но как только вы добиваетесь желаемого, то начинаете обнаруживать недостатки. Сначала вы сочинили длинный перечень замечательных качеств своего кумира: в нём не было ни единого изъяна, он само совершенство. Теперь же, когда вы можете заявить: «Он мой», вы начинаете замечать один недостаток за другим и составлять новый список, перечисляя один за другим все недостатки этого человека, И вместе с этим уходит ваша прекрасная жизнь! Если бы ваш ум оставался неизменным, постоянным, подобного не происходило бы, не так ли?

Найдите совсем немного времени для медитации, и это поможет вам стать мудрее. Полагаю, вы можете выкроить несколько минут, чтобы, не торопясь всё обдумать. Нетрудно обманывать других, рассказывая, какая у вас замечательная жизнь, но, если всё у вас не так, себя-то вы обмануть не сможете. В медитации вам придётся пройти через признание истинного положения вещей, и в результате вы станете мудрее.

Если вы человек действительно уравновешенный и мудрый, то, прежде чем начинать что-либо, вы подумаете, есть ли смысл в этом начинании. Заслуживает ли оно хоть какого-то Внимания? Принесёт ли оно долговременную пользу? Или же вы потратите на достижение своей цели много лет, но, едва добившись её, тут же потеряете?

Практикуя, вы действительно можете понять изменчивую природу всего сущего. Если вы мудры, то должны меньше ценить все эти вещи, потому что знаете: не важно, сколько энергии вы тратите на их достижение и как высоко вы их цените — так или иначе они не вечны.

Размышляя об этом, некоторые люди, вместо того чтобы совершить правильный ход и сделать свое существование более осмысленным, впадают в печаль и уныние, перестают понимать, для чего они здесь, на земле, и решают, что жизнь их не имеет больше никакого смысла и никакой ценности. Но они ошибаются! Мы явились в этот мир не без причины. Мы — люди, И мы разумны. Мы пришли в этот мир, чтобы освободить себя навсегда. Наше теперешнее положение не безнадёжно. Нам нужно понять, что, размышляя о непостоянстве, мы стремимся обрести истинную свободу. И это правда. Все мы хотим быть свободными.

Нам следует мыслить следующим образом: «Как же мне освободиться? Ведь чем я свободнее и уравновешеннее, тем больше я смогу помочь другим». Наша переменчивость и нестабильность лишь добавляет нам негативных качеств. Чем мы неувереннее, тем сильнее искажаем реальность и проецируем нашу собственную

утреннюю ненадёжность на людей и ситуации вокруг нас. Отсутствие верных представлений способствует страданиям всего мира, потому что без правильных убеждений не может быть правильного поведения. Поэтому медитация не только действительно помогает нам самим стать лучше, но посредством этого приносит пользу и всем живущим. думаю, мы станем бое щедрыми людьми, если ум наш не будет столь алчно цепляться за всё вокруг, если мы избавимся от сильных желаний и привязанностей. И тогда все мы станем чище и сможем приносить больше пользы окружающим.

Цель учения Будды о Непостоянстве — в том, чтобы научить нас придавать меньше значения вещам преходящим, вкладывать меньше усилий в погоню за ними и использовать всё свое время и энергию во благо других живых существ. И всё это, в сущности, ради того, чтобы стать мудрее и лучше.

Мы едим хорошую пищу, мы так заботимся о своём теле, ухаживая за ним, омывая его, одевая, но почему же наш разум столь неустойчив, столь беспокоен и слаб? Мы никогда не заботились о нём как следует, никогда не давали ему ни минуты покоя, а лишь постоянно использовали его. Перегружая свой разум, мы оказываем пагубное влияние на наше тело, заставляя его болеть. Поэтому вся цель медитации состоит в том, чтобы изучить иные способы и средства самореализации и обретения удовлетворённости, а плод практики — это то, что через некоторое время мы станем добрее и великодушнее.

Мы обычно считаем, что должны думать и что безостановочный мыслительный процесс — это единственный способ решения наших проблем, но фактически мы расточаем свою умственную энергию абсолютно впустую. Нам нужно понять: в тот миг, когда мы позволяем своему уму успокоиться, мы впервые уделяем немного времени самим себе. И потому, когда вы отводите двадцать — тридцать минут для медитации, не следует испытывать чувство вины за то, что вы «бездельничаете». Если бы постоянная занятость ума действительно была способна принести вам всё, чего вы желаете, вы бы уже имели это, ведь всю свою жизнь вы рассчитывали и строили планы! Во время медитации ваш ум не должен быть занят никаким планированием.

Если наши мысли не вовлекаются ни в прошлое, ни в будущее, то мы находимся именно там, где хотим. Поэтому нам необходимо полностью расслабиться. К сожалению, как только это нам удаётся, наш ум тотчас приходит в смятение. Мы не можем чувствовать себя удовлетворёнными, потому что наш разум так привык думать о делах! И мы не знаем, что теперь делать, когда мы избавились от каких-либо мыслей. Если бы я давал вам настоящие наставления по медитации махамудры, то я бы сказал лишь: «Не разговаривайте, не думайте, не медитируйте, просто сидите». Но я всем вам очень сочувствую и не думаю, что новички могут следовать таким наставлениям.

Как я уже ранее заметил, все люди Запада воспитаны в культуре, которая считает постоянную занятость жизненным эталоном. Вы убеждены, что обязаны много всего успеть и что ум ваш всегда должен быть занят мыслями, чтобы найти смысл в жизни. Ваш ум не знает минуты покоя. И вот я предлагаю вам сидеть в медитации и ни о чём не думать. И тогда вместо спокойного мирного ума вы обнаруживаете ум хитрый, переменчивый и хаотичный. Ваш разум был так сильно и так долго занят! Вы сидите какое-то время и наконец обретаете которое спокойствие, однако вы убеждены, что должны постоянно и упорно трудиться, и думаете: «Я зря трачу время ничего не делая!» Такова ваша первая мысль. Но это абсолютно неверно! Вы уже потратили впустую всю жизнь, размышляя и суетясь! А сейчас вы впервые действительно развиваете в себе мудрость.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100