Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
Вступление и глава 1.
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Настоятель тибетского буддийского монастыря Кагью Самье Линг в Шотландии - Еше Лосал Ринпоче - один из первых тибетских лам, принёсших Дхарму на Запад.

Книга Еше Лосала о практическом применении буддизма в повседневной жизни современного человека основана на расшифровках записей его учений разных лет. С присущими ему проницательностью, юмором и знанием людей как Востока, так и Запада он даёт простые и понятные практические советы и детальные наставления по буддийской медитации, которые никого не оставят равнодушным и способны вдохновить читателя на серьёзную духовную практику.

- Я написал это небольшое стихотворение для моего молодого друга, который был душевно болен, и поместил его сюда как эпиграф, чтобы дать вам общее представление о теме этой книги.

Небо
Небо, как ты знаешь, голубое-голубое
И очень-очень прозрачное.
У него нет ни центра, ни границ.
Так что видишь: ум твой как небо.
Но иногда, как ты знаешь, в небе появляется
множество облаков
Ниоткуда, без предупреждения.
Но и они - как приходят, так и исчезают.
Твои мысли и чувства подобны облакам.
Они приходят ниоткуда.
Но поскольку ты придаёшь им плотность,
Они причиняют тебе неприятности.

Иногда, если облаков слишком много, они
рождают дождь.
Подобно этому, цепляние за свои эмоции
и придание им плотности
Приносит тебе слёзы.
Но если ты сможешь всегда помнить о своей
собственной природе будды,
Которая безгранична, как пространство,
И отпустишь эти эмоции, подобные облакам,
Ты будешь очень счастлив.
Лама Еше Лосал
Самье Линг
1 июня 2001 года


Намо
Я поклоняюсь Будде, Дхарме и Сангхе, моему коренному гуру,
Его Святейшеству XVI Гьялве Кармапе,
Рангджунгу Рикпе Дордже и Его перевоплощению,
Его Святейшеству XVII Гьялве Кармапе,
Ургьену Тринлею Дордже.
Я молюсь, чтобы моя скромная книга принесла великую пользу всем существам.
Она посвящена моему брату, Чодже Аконгу Тулку Ринпоче, которому я обязан всем.

Предисловие и благодарности

Ещё год назад у меня вообще не было намерения писать книгу. Я просто делал то, что, как я чувствовал, делаю лучше всего, то есть медитировал и работал, помогая утвердить Дхарму на Западе. В прошлом году меня пригласили в Германию и Бельгию провести несколько курсов медитации. А в апреле этого года, сразу по окончании интенсивного трёхмесячного затворничества, меня попросили в выходные дни провести курс в Лондоне.

Мои ученики в Германии, Бельгии и Лондоне расшифровали записи этих курсов и убедили меня, что эти рукописи достойны того, чтобы их издать. Появившаяся в итоге книга основана не на моём академическом понимании буддийской философии, а скорее является плодом многолетнего опыта упорной медитации. Она возникла благодаря тому пониманию, которое я приобрёл в результате своей медитации, и рассказывает о практическом применении буддийских учений в повседневной жизни.

Если вы только интересуетесь буддизмом или уже медитируете и находите полезной для себя практику Дхармы, то позвольте предложить эту небольшую книгу в качестве пищи для вашего духовного роста. Если же она не в состоянии удовлетворить ваши интеллектуальные запросы, то я смиренно прошу у вас за это прощения.

Эта книга не могла бы появиться без усердной работы и преданности многих моих учеников. Я хочу выразить особую благодарность Коринн Сегерс из Брюсселя за её работу по сведению воедино расшифровок записей многочисленных бесед. Если бы она не взяла на себя этот труд, то было бы невозможно завершить книгу так быстро. Многие члены сангхи также немало поработали над расшифровкой записей, редактируя их в ходе подготовки к печати. Я хотел бы от всей души поблагодарить их за усилия.

Однако в процессе всей этой работы я никогда не забывал о примере с золотой статуей: если полировать её слишком усердно, золото стирается. А потому на каждой стадии работы над текстом книги я следил, чтобы сохранялся его подлинный смысл - даже в тех случаях, когда редакторы просто исправляли мой ломаный английский.

Поскольку я не предполагал, что мои учения когда-либо станут книгой, слова мои зачастую весьма просты

и прямолинейны. Надеюсь, вы найдёте в них кое-что полезное для себя. Если же вы не согласны с чем-либо или находите это пагубным, пожалуйста, помните: это всего лишь моя личная позиция и я не ожидаю, что каждый должен согласиться с ней!

Я молюсь, чтобы эта небольшая книга внесла свой вклад в утверждение драгоценности Дхармы на Западе и тем самым принесла пользу всем живым существам.

Лама Еше Лосал Ринпоче

Монастырь Кагью Самье Линг

6 июня 2001 года

Об авторе

Лама Еше Лосал Ринпоче - настоятель монастыря Кагью Самье Линг и Тибетского центра, а также руководитель проекта "Святой остров". Помимо этого он монах, наставник в медитации и ретритах, пользующийся любовью и уважением множества учеников во всём мире. В ламе Еше, как они его обычно называют, их привлекает блестящее знание психологии современного западного человека, остроумие, практичность советов, а также ясное понимание того, как именно применять буддизм в повседневной жизни. В настоящее время лама Еше проживает в Шотландии.

Лама Еше родился в 1943 году в крестьянской семье в восточной тибетской провинции Кхам, и ему дали имя Джампел Дракпа, или сокращённо - Джамдрак. Раннее детство он провёл на лоне природы, среди богатых пастбищ, где помогал своим родителям ухаживать за яками и овцами и играл с другими деревенскими детьми. Это беззаботное и даже в какой-то мере идиллическое существование внезапно закончилось, когда маленький Джамдрак был отправлен вместе со своим старшим братом, Аконгом Тулку Ринпоче ( Полное имя - Чодже Аконг Тулку Ринпоче), в монастырь, где тому суждено было стать настоятелем.

Джамдраку в то время исполнилось десять лет. Аконг Ринпоче был всего на три года старше Джамдрака, и его рождение сопровождалось множеством благоприятных знамений, благодаря чему глава школы кагью, Его Святейшество XVI Кармапа, (Кармапа - на сегодня глава школы кагью, одной из четырёх основных школ тибетского буддизма; первый духовный мастер Тибета, положивший начало линии сознательных перерождений) распознал в нём тулку, то есть перевоплощённого учителя. Когда Аконгу исполнилось шесть лет, он был возведён на престол настоятеля монастыря ( Название монастыря - Долма Лхаканг ) и начал подготовку в традициях тибетского буддизма.

Согласно тибетской традиции если тулку становится главой монастыря, то одного из его братьев отправляют в монастырь вместе с ним, где готовят к тому, чтобы он стал помощником настоятеля. Из двух братьев Аконга Джамдрак был избран потому, что во время его рождения также наблюдались благоприятные знаки и в нём, как и в его брате, тоже распознали перевоплощённого учителя. Однако из-за политической ситуации того времени титул "тулку" официально не был ему присвоен. В возрасте десяти лет Джамдрак оставил семью и отправился в далёкий и суровый монастырь, где находился Аконг Тулку Ринпоче, чтобы получить образование и стать его помощником.

В монастыре Джамдрак последовательно проходил обучение у нескольких лам, с усердием, хотя и без особой охоты. Но когда ему исполнилось пятнадцать, в Тибет вторглись китайцы и занятия юноши были внезапно прерваны. В 1959 году Джамдрак, Аконг Тулку Ринпоче и другие учителя в составе группы из трёхсот человек покинули монастырь. Это решение было принято под влиянием предсказания одного из высоких лам, предупредившего о скором нападении на монастырь, которое могло стоить всем им жизни.

Столица Тибета, Лхаса, в то время была уже оккупирована, и беженцы решились на рискованный переход через Гималаи, в ходе которого им пришлось преодолевать высокогорные перевалы, ледяные пустыни и бушующие реки. Путешествие оказалось настолько тяжёлым, что во время пути большинство членов их группы погибло от голода или было убито китайцами. Из трёхсот человек до индийской границы добрались всего тринадцать, среди которых были Аконг Ринпоче и Джамдрак.

В Индии из-за незнакомой обстановки и непривычной для тибетцев жары многие из вновь прибывших беженцев вскоре заболели. Этой участи не избежал и Джамдрак, заразившийся оспой и туберкулёзом. Он выжил благодаря операции, при которой ему удалили лёгкое. Оправившись от болезни, он возобновил обучение и, сдав вступительные экзамены в школу для молодых тулку, вошёл в число одарённых учеников, отобранных для подготовки к административной работе в поселениях тибетских беженцев.

Завершив обучение, Джамдрак получил важную и хорошо оплачиваемую должность управляющего крупным тибетским поселением в южной части Индии. Однако встреча в Дели с Его Святейшеством XVI Кармапой круто изменила жизнь юноши. Увидев в Джамдра-ке большой потенциал, глава школы кагью пригласил его в свой монастырь в Сиккиме. Юноша, происходивший из семьи буддистов школы кагью, был искренне предан Кармапе. Ни минуты не колеблясь, он оставил престижный пост и последовал за ним в монастырь Румтек.

Джамдрак, молодой мирянин с хорошим образованием и вполне сносным английским, начал помогать Кармапе в качестве секретаря, оказавшись, таким образом, в привилегированном положении - ведь теперь у него была возможность получать учения и наставления по практикам как от самого Кармапы, так и от других высочайших лам. Хотя Джамдрак не был монахом, ему предоставили комнату рядом с комнатами четырёх молодых регентов линии кагью и разрешили медитировать и практиковать в помещении храма, где хранились все драгоценные реликвии школы кагью. Кармапа часто называл Джамдрака своим сыном и обращался с ним как с титулованными Ринпоче - уважаемыми учителями.

Это была уникальная ситуация, таившая в себе огромные возможности, однако, несмотря на всю свою преданность Кармапе, Джамдрак оказался тогда не способным в полной мере её оценить - его всё больше начинала привлекать жизнь людей Запада, и после общения с молодыми американцами этот интерес только усилился.

К тому времени его брат Аконг Тулку Ринпоче переехал в Шотландию, где вместе с их общим другом Чогьямом Трунгпой Ринпоче ( Чогьям Трунгпа Ринпоче впоследствии переехал в США, где стал одним из самых известных буддийских учителей современности и написал несколько книг, ставших чрезвычайно популярными) основал центр тибетского буддизма "Кагью Самье Линг". Джамдрак принимает решение отправиться к ним и, сумев преодолеть индийскую бюрократическую волокиту, получает паспорт, визу и билет на самолёт до Англии.

Его прибытие в Англию пришлось на шестидесятые годы и совпало с расцветом движения хиппи. Среди тех, кто стекался тогда в Самье Линг, были молодые аристократы и поп-звёзды, и Джамдрак, не теряя времени, окунулся в их захватывающий гедонистический образ жизни.

Аконг Тулку Ринпоче, очень занятый делами нового монастыря, не обращал особого внимания на поведение младшего брата; он терпеливо сносил все его выходки, надеясь, что тот вскоре повзрослеет. В Великобритании Аконг Ринпоче обеспечил брата всем необходимым, однако Джамдрак всё чаще начинает ощущать внутреннюю пустоту и неудовлетворённость жизнью. Поворотный момент наступил после поездки с другом на рыбалку, ставшую для него судьбоносной.

Нельзя сказать, что Джамдрака как буддиста, чья жизнь должна служить благу всех живых существ, слишком привлекала мысль о рыбной ловле. Но он согласился поехать, чтобы не огорчать друга. Рыбачить он не умел, но добыча словно сама шла к нему на крючок, и вскоре всё дно лодки было завалено рыбой, которую друг Джамдрака добивал ударами по голове. Друг был настолько доволен уловом, что разложил всю мёртвую рыбу на земле и сфотографировал её. По возвращении домой он с гордостью продемонстрировал свои снимки Аконгу Ринпоче.

Впервые в жизни тогда Джамдрак увидел, как его брат изменился в лице - его словно пронзила резкая боль. Голос Аконга Ринпоче был полон печали, когда он напомнил Джамдраку, что обещал родителям заботиться о младшем брате. И он искренне старался заменить Джамдраку мать и отца, обеспечить его всем необходимым. Он старался воспитать младшего брата хорошим буддистом и порядочным человеком, но сейчас чувствовал, что потерпел неудачу, не сумев выполнить своего обещания.

При виде реакции старшего брата Джамдрака охватили такие угрызения совести, что сердце его готово было разорваться. Он осознал, что раньше держал обиду на Аконга - словно это по его вине Джамдрака в раннем возрасте отлучили от семьи. В этот миг он понял, что Аконг Тулку Ринпоче был неизменно добр к нему, никогда ни в чём не отказывал и всегда готов был отдать ему всё, что имел. "Если бы тогда он меня побил, - вспоминает лама Еше, - мне было бы легче перенести это, чем терпеть боль, которую я испытывал. Его доброта могла покорить даже сердце чудовища. С тех пор у меня и в мыслях не было бунтовать против брата. Я захотел измениться и сделать что-то такое, что осчастливило бы его и позволило гордиться мной".

Узнав, что Его Святейшество XIV Кармапа собирается посетить Америку, Джамдрак попросил у Аконга Тулку Ринпоче позволения отправиться в США, чтобы вновь встать на путь Дхармы. Аконг Ринпоче согласился, и Джамдрак присоединился к свите Кармапы, сопровождавшей его в поездке по США и Канаде.

В конце этого путешествия один из учеников Кармапы сделал подношение Учителю в виде большого участка земли в штате Нью-Йорк для основания там Дхарма-центра. К своему изумлению, Джамдрак был назначен Кармапой секретарём и казначеем этого проекта. Вскоре в тихом и спокойном месте городка Вудсток был основан новый центр под названием "Карма Трияна Дхар-мачакра", учителями которого стали Кхенпо Картар Ринпоче, Бардор Тулку Ринпоче и лама Ганга.

Всякий раз, когда центр посещали высокие ламы, Джамдрак получал посвящения и учения, одновременно с этим выполняя курс предварительных практик (тиб. нёндро) под руководством Кхенпо Картара Ринпоче. Его разум больше не занимали соблазны западной цивилизации, поскольку он видел, что внешнее благополучие не способно принести подлинное счастье. Джамдрак понял, что не сможет помочь ни себе, ни брату, ни другим людям, пока не достигнет ясности и устойчивости ума. Чтобы полностью посвятить себя этой цели, он решил освободиться от отвлечений мирской жизни, став монахом и удалившись в уединённый ретрит ( Ретрит - период уединения или затворничества, в течение которого человек полностью посвящает себя выполнению практик, изменяющих сознание). Во время следующего визита Кармапы в США Джамдрак попросил у него посвящения в монахи.

В мае 1980 года Его Святейшество XVI Гьялва Кар-мапа даровал 37-летнему Джамдраку полное монашеское посвящение. Ему было дано новое имя - гелонг Еше Лосал. Церемония посвящения проходила в центре "Карма Трияна Дхармачакра" в присутствии многих высоких лам. Вскоре после этого Еше Лосал пожертвовал всё своё имущество Кармапе и ушёл в строгое уединение - ретрит.

К этому времени он уже трижды выполнил практику нёндро. Для продолжения практик в одиночестве он выбрал удобный ретритный домик с ванной и кухней. Однако Калу Ринпоче ( Калу Ринпоче -прославленный мастер тибетского буддизма, автор многих популярных книг, глава линии шангпа кагью и основатель многих буддийских центров в странах Запада), посетивший его, сказал, что запираться в уютном, милом домике лишь для того, чтобы обмакнуть в практику пальцы ног, бессмысленно. Он посоветовал ему полностью погрузиться в практику и, подобно Миларепе, практиковать каждой клеткой своего тела.

После визита Калу Ринпоче Еше Лосал прочитал биографию Миларепы и его стихи и был до слёз тронут историей великого йогина. Узнав о том, как Миларепа преодолевал огромные трудности ради достижения просветления в течение одной жизни, Еше Лосал ощутил себя дикарём, разум которого требовал укрощения и очищения. Он знал, что для этого потребуются огромные усилия, и был готов к ним: ежедневно, помимо многочасовой медитации и молитв, не менее трёх часов он посвящал простираниям,( Простирание - специальное упражнение, представляющее собой земной поклон с простиранием ниц, которое часто выполняется на специальной доске) стерев за это время три доски. Его основным наставником в этот период был Кхенпо Картар Ринпоче, но Еше Лосал получал учения и от других высоких лам линии кагью.

Следующие пять лет жизни Еше Лосала прошли в обстановке полного уединения, в ходе которого он неуклонно практиковал, преодолевая как внешние, так и внутренние препятствия. Почти рядом с его ретритным домиком, расположенным на территории центра "Карма Трияна Дхармачакра", началось строительство храма; уют и спокойствие его скита были нарушены прибытием тяжёлой строительной техники. Хуже того, была отрезана подача воды и электричества, в результате чего невозможно стало пользоваться ванной и туалетом. И он был вынужден пользоваться пластмассовым биотуалетом для кемпинга, а вместо душа стоять на улице под дождём! Но этих испытаний оказалось недостаточно. Вскоре его дом стал убежищем для диких животных: большой бобёр вырыл нору прямо под половицами, а еноты и скунсы устраивали жестокие сражения, после которых в воздухе долго стояло зловоние. Уединённое жилище превратилось в камеру пыток!

Когда шум строительных работ сотрясал его домик до самых основ, Еше Лосал думал об испытаниях, выпавших на долю Миларепы, и, полный решимости укротить своё эго, старался отыскать положительную сторону этой ситуации. Что такое шум и малые неудобства, испытываемые им, по сравнению с той пользой, которую получат люди, когда храм будет построен? Ведь благодаря этому храму на Западе станет распространяться учение Будды, способное избавить от страданий великое множество живых существ. Позже Калу Ринпоче назвал Еше Лосала своим духовным наследником и главным держателем его линии (Линия - школа или подразделение одной из четырёх школ в традиции тибетского буддизма, где знания передаются непосредственно от учителя к ученику).

После пяти лет затворничества Еше Лосала в Америке Аконг Тулку Ринпоче попросил его вернуться в Самье Линг, куда в то время приехали из Тибета его родственники. И когда Еше Лосал покинул скит, тело его напоминало скелет, обтянутый кожей, но ум был ясен, словно кристалл.

Он прилетел в Шотландию, чтобы встретиться с семьёй, и Аконг Тулку Ринпоче убедил его не возвращаться в США, а возобновить своё затворничество в Самье Линге, в специально построенном центре, предназначенном для практикующих, которые уходят в традиционные буддийские ретриты длительностью три года и три месяца либо четыре года.

В 1988 году лама Еше закончил свой первый традиционный ретрит в Шотландии, но решил не прерывать уединения и продолжить практики. Однако оказалось, что к ретритному зданию необходимо сделать пристройку, чтобы разместить более сорока человек, ожидавших возможности уйти в затвор. Лама Еше вновь обнаружил себя медитирующим посреди стройплощадки, где в течение семи месяцев круглые сутки не затихала работа. Крыльцо ламы Еше использовалось для хранения сотен мешков с цементом, и клубы пыли проникали в комнату через окно, заполняя его единственное лёгкое. Однако лама Еше решил, что не позволит шуму и царившей вокруг суматохе вывести его из равновесия, и, развивая в себе терпимость к обстоятельствам, старался видеть в клубах цементной пыли предвестников появления нового ретритного здания, которое принесёт пользу множеству людей.

Когда в монастыре скончался ретритный мастер ( Ретритный мастер - наставник по практикам в затворе.), Аконг Тулку Ринпоче попросил своего брата занять это место. Вскоре лама Еше стал духовным наставником не только для тех, кто уходил в ретрит, но и для всех остальных учеников в Самье Линге. Аконг Ринпоче тогда почти полностью был занят работой в фонде "Рокпа" (Фонд "Рокпа" -благотворительная организация, основанная Аконгом Тулку Ринпоче. Деятельность фонда осуществляется во многих странах мира (www.rokpa.org), одним из главных назначений которого являлось сохранение уникальной духовной традиции Тибета. Аконг Тулку Ринпоче всё больше времени проводил в длительных поездках по Тибету и другим странам, а лама Еше всё сильнее вовлекался в управление Самье Лин-гом. Западные ученики всё чаще шли к нему за советом, зная, что он сам сталкивался со многими их проблемами и был идеально подготовлен к тому, чтобы наставлять их. В 1995 году Аконг Тулку Ринпоче попросил Кхентина Тай Ситупу ( Тай Ситупа (полное имя - Пема Доньё Ньингче Ван-гпо Кхентин Тай Ситу Ринпоче XII) - один из главных хранителей линии карма кагью) официально назначить ламу Еше Лосала настоятелем Кагью Самье Линга.

Обретя спокойствие духа в монашестве и усердных занятиях медитацией, лама Еше чувствовал, что подобный опыт может принести пользу и другим людям. В то же время он понимал, что большинству жителей Запада идея монашества глубоко чужда, и потому решил предоставить людям возможность испытать жизнь буддийского монаха, приняв обеты сроком на один год. Если по истечении года у человека возникало желание продлить их, он мог это сделать. Благодаря новой системе численность западной сангхи ( Сангха - сообщество людей, прежде всего обладателей монашеского сана, чья жизнь всецело посвящена духовным целям ) в Самье Линге и его филиалах значительно возросла, и многие получили полное посвящение и приняли пожизненные монашеские обеты. Помимо выполнения медитационных практик и изучения буддизма члены сангхи также участвуют в управлении дочерними центрами Самье Линга, находящимися в Европе, России и Африке. В отличие от большинства тибетских учителей, у ламы Еше нет собственного монастыря в Тибете; он считает Кагью Самье Линг своим монастырём и отдаёт все свои силы и время укреплению буддизма на Западе.

Чтобы помощь людям, обращающимся к нему за советом, была действенней, лама Еше, несмотря на активную деловую жизнь, считает для себя обязательным ежегодно уходить в ретрит, занимаясь в нём интенсивной медитативной практикой. Однажды по совету Аконга Тулку Ринпоче он разыскал Тулку Ургъена Ринпоче, известного мастера медитации, который в то время был уже в преклонных годах, и попросил его о передаче драгоценной практики ретрита бардо.(Ретрит бардо - период затвора, включающий выполнение интенсивных практик в полной темноте в течение сорока девяти дней). Чувствуя, что лама Еше может преуспеть там, где других постигала неудача, Тулку Ургьен Ринпоче не только даровал ему полное посвящение в эту практику, но и предложил воспользоваться своим собственным скитом. Несмотря на более чем скромные условия существования в крошечной хижине с земляным полом и с небольшой трубой в крыше для циркуляции воздуха, при отсутствии воды, отопления и света, лама Еше успешно выполнил практику, поистине испытывающую человека на прочность, сохранив разум уравновешенным и незамутнённым. Несколькими годами позже он повторил ретрит бардо в своём собственном ретритном домике на Святом острове. На сегодня лама Еше - единственный человек, проживающий в Европе, который дважды прошёл ретрит бардо. Этот уникальный опыт вкупе с предшествовашими ему двенадцатью годами интенсивных практик в изоляции от мира помогает понять, почему XVI Кармапа рекомендовал любому человеку, желающему изучать медитацию, обращаться к ламе Еше.

В 1990 году желание ламы Еше помочь Дхарме укорениться на Западе получило новый импульс - к нему обратилась женщина - владелица Святого острова, убеждённая католичка, которой в видении явилась Пресвятая Дева Мария и велела ей продать остров буддистам Самье Линга. Когда лама Еше увидел суровый, окутанный туманом ландшафт острова, он неожиданно вспомнил собственное видение, посетившее его много лет назад во время ретрита в США, когда он практиковал йогу сновидений. Тогда он совершил "полёт" над островом, на берегу которого сидел сейчас, спустя десять лет. Лама Еше понял, что его связь с островом очень сильна и он должен сделать всё, что в его силах, чтобы приобрести его.

Как выяснилось, остров не случайно назывался Святым - он обладал богатой духовной историей, уходившей в глубь времён как дохристианского, так и кельтско-христианского периодов. Находясь вдалеке от раздоров мирской жизни, Святой остров был известен как духовное место ещё до VI века, то есть до того, как здесь в пещере жил отшельником кельтский подвижник Святой Молез.

Лама Еше решил вернуть к жизни священное прошлое острова, сделав его прибежищем для уединённых практик не только буддистов, но и людей иных вер. Мечта ламы Еше о Святом острове была столь сильна, что, несмотря на недостаток средств, он сумел воодушевить своей идеей множество людей и после масштабной акции по сбору средств в апреле 1992 года остров был передан фонду Рокпа.

Тем временем работы у ламы Еше всё прибавлялось. Помимо забот о Самье Линге ему приходится много путешествовать по всему миру, преподавая в Центрах Самье Дзонг. ( Центры Самье Дзонг - дочерние центры и филиалы Самье Линга )

Веротерпимость, непринуждённая и открытая манера общения сделали его популярным наставником и в других организациях, таких, например, как Global Business Network ("Всемирная деловая сеть"), куда его приглашали выступать перед представителями международного делового сообщества. После одного из выступлений перед группой из шестисот топ-менеджеров компании "Шелл" председатель собрания заметил, что лама Еше - единственный человек, которому удалось заставить этих руководителей не только молчать, но ещё и медитировать в течение пятнадцати минут! Лама Еше является также единственным тибетским ламой, который почитается буддистами традиции тхеравада: в ноябре 1998 года на Шри-Ланке он был удостоен титула Сасана Кирти Шри, то есть "Прославленный Признанный Учитель".

Где бы лама Еше ни находился, он всегда старается помочь людям - именно так, как им это более всего необходимо в данный момент. Никогда не осуждающий других и излучающий природную жизнерадостность, он, словно магнит, притягивает к себе людей разных вер и судеб. И это особенно очевидно, когда он с воодушевлением рассказывает о проекте "Святой остров", которому придаёт важное общемировое значение. По замыслу ламы Еше в будущем Святой остров станет священным местом, куда люди будут приезжать для постижения внутренней мудрости. Соединение чистых умов с чистой окружающей средой, как считает лама Еше, способно принести огромную пользу людям всего мира. "Моя молитва о том, - говорит лама Еше, - чтобы прежде, чем я умру, на Святом острове было много существ, достигших высокой духовной реализации".

В проекте "Святой остров" уже сейчас наглядно проявляется неизменное буддийское уважение ко всем формам жизни, будь то самый маленький источник, камень или дерево. На острове высажено более тридцати тысяч деревьев, сохранены многие виды флоры и фауны, восстановлены здания и разбиты сады, в которых сейчас выращивается большая часть продуктов для жителей и гостей острова. В северной части острова строится Всемирный центр мира и здоровья, который предполагается использовать для межконфессионального диалога, а также для проведения встреч и конференций различных оздоровительных организаций. Строительство ведётся под наблюдением экспертов по охране окружающей среды, что гарантирует сохранность уникальной экосистемы острова.

Помимо этого в настоящее время лама Еше занят множеством различных проектов, отражающих его намерение упрочить Дхарму на Западе. В качестве настоятеля монастыря он руководит сбором средств и строительством двух флигелей, которые примкнут к уже существующему храму и обеспечат жильём монахов и приезжающих учителей. Там же будут располагаться тибетская и английская библиотеки, конференц-зал, аудио- и видеостудия, а также столовая.

Будучи ретритным наставником, лама Еше отвечает за два ретритных центра - мужской и женский, в которых проводятся долговременные и кратковременные затворничества. Мужской ретрит проходит на острове Арран, а женский - в южной части Святого острова. Уже готов проект нового ретритного центра на Святом острове, который сможет принять большое количество практикующих. В настоящий момент идет сбор средств на реализацию этого уникального архитектурного проекта, ни в коей мере не нарушающего естественного природного баланса.

В последние годы лама Еше стал также известен мировому сообществу благодаря своей деятельности в области межконфессионального диалога как внутри Великобритании, так и за рубежом. В 2003 году в Самье Лин-ге прошла буддистско-христианская конференция.

В 2003 году Его Святейшеством XVII Кармапой ( XVII Кармапа -Ургьен Тинлей Дордже, перевоплощение Его Святейшества XVI Кармапы (http://kagyuoffice.org ) ламе Еше Лосалу был дарован титул "Ринпоче", что в тибетской традиции означает "драгоценный ум", или, другими словами, "разум, обладающий ценными для человечества качествами". Самоотверженная и многогранная деятельность ламы Еше Лосала Ринпоче, направленная на благо всех живых существ и установление мира и гармонии на земле, позволяет также говорить, что он обладает всеми качествами святого, или согласно буддийской терминологии - бодхисаттвы. Будем же надеяться, что жизнь его будет долгой и плодотворной, чтобы он мог продолжать распространение Дхармы, принося пользу всем живым существам!

Глава 1

Наш скрытый потенциал - природа будды

Тема этой книги - буддизм и применение буддийских принципов в нашей жизни, чтобы сделать её счастливой и придать ей смысл. Сегодня само слово "религия" у многих вызывает неприятие, но буддизм не столько религия, сколько философия или образ жизни. Буддизм - вне времени, он прогрессивен и в высшей степени созвучен идеям XXI века.

В поисках духовных ценностей люди стараются найти что-то свежее, неизведанное и считают при этом, что буддизм, которому уже более 2500 лет, слишком устарел. Однако они заблуждаются! Буддизм - самое свежее из учений, доступных человечеству, ибо ум наш всегда свеж, а Будда говорит не о чём ином, как о состоянии нашего ума. Он учит, что всё, что бы мы ни испытывали, хорошее или плохое, радость или печаль, - всё это зависит от состояния нашего ума. Он говорит именно о нашем собственном уме - так что же мы можем найти более новое?

Буддизм учит равенству, он не делает различий между расами, культурами, традициями и верами. Фундаментальное учение буддизма заключается в том, что у каждого есть возможность стать буддой. Такой потенциал существует у всех. Разница между Буддой и обычными людьми лишь в том, что Будда осуществил его, а мы - всё ещё ищем. Будда не утаивал своё открытие, но из любви и сострадания желал, чтобы все чувствующие существа смогли раскрыть в себе присущий им от рождения потенциал. Это постижение, осознание своей природы будды очень важно для всех нас. Осознать её - значит полностью освободить себя, и, чтобы этого достичь, мы должны сосредоточиться на том, что действительно способно освободить нас, а не гоняться за миражами, которые никогда не принесут нам истинного и совершенного счастья.

Что касается меня, то я считаю буддизм самой простой и самой практичной религией в мире, потому что наше тело принадлежит нам - как и наш ум, и наше время. Всё, что нам необходимо, - это научиться правильно ими пользоваться, чтобы изменить свои привычки и усовершенствовать себя.

Когда люди придут к пониманию бессмысленности современного материалистического образа жизни, то, думаю, они постепенно примут буддийское учение. Но я вовсе не пытаюсь сделать буддистами всех и каждого. Буддизм очень открыт и учит уважению ко всем другим

верованиям. Люди иных вер могут считать, что буддизм не имеет к ним никакого отношения, что ему нечего им предложить. На самом же деле он мог бы стать для них всем. Возможно, именно это и есть то недостающее звено, которое они ищут всю свою жизнь.

Буддизм рассказывает о наших скрытых возможностях. Этот потенциал не принадлежит лишь буддистам или христианам - это достояние каждого человека, невзирая на веру, расу или культуру. Мы должны научиться, как обнаружить его, и не где-то вовне, а внутри себя. Нам не нужно обращаться к кому бы то ни было или верить во что-то иное; единственно верный шаг - это поверить в себя, в свой собственный внутренний потенциал. Говоря о буддизме, мы на самом деле говорим об уме. Если вы не хотите ничего слышать о буддизме, Будде или просветлении, можно не упоминать эти слова и говорить лишь об уме.

Самое важное - научиться ценить то, что имеешь. Ведь, похоже, мы на самом деле забываем, насколько мы счастливы и удачливы! Способность ценить свою жизнь и то, чем мы являемся, позволяет нам доверять другим людям, а также обрести веру и преданность. Это и делает нас людьми. Если мы не ценим, что имеем, то, даже обладая всем, остаёмся несчастными. Не обретя душевного спокойствия, мы не сможем никому доверять, не говоря уже о вере и преданности. Иные люди превращаются в параноиков и настолько теряют веру в себя, что не в состоянии более доверять даже самому себе! Именно поэтому все мировые религии учат, прежде всего, умеренности, скромности и честности.

Если у нас есть эти качества, всё становится так легко и просто!

Я полагаю, не следует увлекаться такими словами, как "нирвана" или "осознание". Что они значат для таких людей, как мы? Что такое нирвана? Что такое просветление? Если обретаешь внутреннее спокойствие, то приходит всё - и счастье, и радость, и щедрость, и способность доверять! Всё это - составные элементы нашего внутреннего спокойствия. Я всегда напоминаю людям: не важно, какую религию они исповедуют. Если, практикуя, они становятся более скромными и добрыми людьми, способными ценить себя и других, то, думаю, они на верном пути!

Конечно, все мы стремимся к счастью. Проблема лишь в том, что мы обманываемся внешними формами! XXI век такой "визуальный"... Как сильно на всех нас воздействует всё, что имеет физическую форму! Люди хотят видеть красивые вещи и наслаждаться ими, но они не способны разглядеть, что внутри эти вещи пусты. Они стремятся найти хорошую работу, деньги и взаимоотношения, меняют свои желания, как бумажные салфетки, но всё равно остаются несчастными.

На самом же деле люди ищут руководства, которое придало бы смысл их жизни, не сознавая при этом, что в своих поисках счастья они принимают яд. Невозможно добиться счастья, завидуя и ревнуя, проявляя гордыню, гнев и эгоизм. Ядовитые семена не дадут сладких плодов.

Поэтому я считаю, что очень важно научиться укрощать свой ум. В известном смысле мы полностью выдрессированы и приручены своей культурой, традициями и семейными ценностями, но эти ценности - мирские, все они направлены на выживание в этом мире. В наше время люди в целом более образованны, у них больше знаний, чем когда-либо в прошлом, но, если взглянуть на происходящее вокруг, мы вынуждены будем признать, что всё наше образование и знания ничего не стоят, если в жизни мы не руководствуемся присущей нам внутренней мудростью.

В нашей цивилизации людей воспитывают, как овец, и, вместо того чтобы развивать свой ум, они либо следуют за другими, либо заставляют других следовать своим идеям. Мы сталкиваемся с этим ежедневно. Есть множество порядочных молодых - и даже уже достаточно взрослых - людей, которые борются за то, чтобы их голоса были услышаны - ведь они хотят исправить мир! Но им не хватает надлежащих навыков и познаний, поэтому в стремлении достичь благих результатов они используют неправильные методы. Они упорно стараются навязать свои взгляды другим. Эти люди с добрым сердцем и благими намерениями проходят через столько лишений, но в итоге оказываются в тюрьме. Ведь те транснациональные корпорации, с которыми они борются, обычно побеждают благодаря их деньгам и искусным адвокатам.

Будда - мудрое, всеведущее и просветлённое существо - видел, что невозможно изменить существующее положение вещей подобным образом. Он говорил, что нам следует быть мудрее; бесполезно пытаться изменить другого - нужно изменить самого себя.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100