Слово Будды. Обзор учения Будды словами палийского канона.
III. Благородная истина о прекращении страдания.
по книге:
Слово Будды
Нартанг
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2002

Предыдущая глава
Аббревиатуры
Источник каждой цитаты указан слева вверху над цитатой.

Аббревиатура Текст, на который указывает ссылка
Д.
М.
А.

С.

Дхп.
Уд.
Снп.
Вис М.
Б. Сл.
Осн.
Дигха Никая. Номер относится к сутте.
Мадджхима Никоя. Номер относится к сутте.
Ангуттара Никая. Римский номер относится к разделу или «Нипате»; второй номер — к сутте.
Самьютта-Н икая. Римский номер относится к разделу или «Самьютте», например Девата-Самьютта = I, и т. д.; второй номер относится к сутте.
Дхаммапада. Номер относится к стиху.
Удана. Римский номер относится к главе, второй номер — к сутте.
Сутта Нипата. Номер относится к стиху.
Висуддхи-Магга («Путь очищения»).
Буддийский словарь, автор Ньянатилока
Основы буддизма, автор Ньянатилока Махатхера.


Д. 22
Какова "Благородная истина о прекращении страдания"? Это полное угасание и прекращение этой жажды, отказ и оставление её, освобождение и отрешённость от неё.
И где эта жажда может исчезнуть, где она может прекратиться? Где бы ни были в мире восхитительные и приятные вещи, там эта жажда может исчезнуть, там они может прекратиться.
С. XII. 66
Будь то в прошлом, настоящем или будущем, кто бы из монахов или жрецов ни относился к восхитительным и приятным вещам мира как к непостоянным (anicca ), неудовлетворительным (dukkha) и безличным (anatta), как к болезням или язвам, именно он преодолевает жажду.


Взаимообусловленное прекращение всех явлений

С. XII. 43
Через полное угасание и прекращение "жажды" (tanha) прекращается "привязанность" (upadana); через прекращение привязанности прекращается "процесс становления"
(bhava); через (кармический) процесс становления прекращается возобновление рождения (jati); а через прекращение возобновления рождения прекращаются старение и смерть, печаль, плач, страдание, скорбь и отчаяние. Таким образом происходит прекращение всей этой массы страдания.
С. XXII. 30
Следовательно, уничтожение, прекращение и преодоление материальности, чувств, восприятий, умственных конструкций и сознания - это прекращение страдания, конец болезням, преодоление старости и смерти.
Волнообразное движение, которое мы называем волной - и которое в невежественном наблюдателе создаёт иллюзию одной и той же массы воды, движущейся по поверхности озера, - производится и поддерживается ветром и удерживается, накопленными энергиями. А когда ветер стихает и не возникает нового ветра, вздымающего воду озера, накопленные энергии постепенно расходуются, и поэтому волнообразное движение прекращается. Аналогично, если огонь не поддерживается новым горючим, после расходования всего старого горючего, - он угасает.
Таким же образом этот процесс "пяти кхандх" - который в невежественном обывателе создаёт иллюзию самосущности - производится и поддерживается жаждой поддержания жизни (tanha) и удерживается некоторое время с помощью накопленных жизненных энергий. А после того, как горючее (upadana), то есть жажда и привязанность к жизни, прекращается и нет новой жажды, снова приводящей в движение процесс пяти кхандх, жизнь продолжается, пока сохраняются жизненные энергии, но при их разрушении в момент смерти - процесс пяти кхандх достигает окончательного прекращения.
Таким образом, Ниббана, или "прекращение" (санскрит: nirvana; от nir + корень v потухнуть, угаснуть), может быть рассмотрена в двух аспектах:
1. "Прекращение загрязнения" (kilesa-parinibbana) при достижении архатства, или праведности, которое происходит при жизни: в суттах это называется "саупдисеса-ниббана", то есть "Ниббана с все еще сохраняющимися группами".
2. "Прекращение процесса пяти кхандх" (kkhandha-parinibbana), которое происходит после смерти архата, в суттах называется "ан-упдисеса-ниббана", то есть "Ниббана без остающихся групп".


Ниббана

A.III. 32
Это поистине умиротворенность, это высшее, а именно окончание всех кармических конструкций, отказ от всех оснований для перерождения, угасание жажды, отрешённость, прекращение, Ниббана.
А. III. 55
Восхищённый страстью, взбешённый гневом, ослеплённый заблуждением, сокрушённый, с заблудшим умом, человек стремится к собственной гибели, к гибели других, к гибели и себя и других и испытывает умственную боль и скорбь. Но если страсть, гнев и заблуждение отброшены, человек не стремится ни к собственной гибели, ни к гибели других, ни к гибели и себя и других и не испытывает умственной боли и скорби. Поэтому Ниббана очевидна в этой жизни, притягательна, привлекательна и постижима для мудрого.
С. XXXVIII. I
Прекращение жажды, прекращение ненависти, прекращение заблуждения: это, поистине, называется Ниббаной.

Архат, или "праведник"

А. VI. 55
И для последователя, освобождённого таким образом, в чьём сердце пребывает умиротворенность, нечего прибавить к тому, что уже сделано, и ему больше ничего не остаётся делать. Подобно тому, как крепкая скала неподвластна ветру, так же ни формы, ни звуки, ни запахи, ни вкусы, ни контакты любого рода, ни приятное или неприятное не способны поколебать его. Непоколебим его ум, обретено освобождение.
Снп. 1048
И кто увидел на этой земле все противоречия и более ничем не обеспокоен в этом мире, умиротворённый, освобождённый от гнева, печали и страстного желания, - тот находится вне досягаемости рождения и старения.

Неизменное

Уд. VIII. 1
Действительно, существует сфера, где нет ни твёрдого, ни жидкого, ни тепла, ни движения, ни этого мира, ни какого-либо другого мира, ни солнца, ни луны.
Я называю это никогда не возникающим, не исчезающим, не остающимся неизменным, не рождающимся, не умирающим. Это - конец страдания.
Уд. VIII. 3
Существует Нерождённое, Невозникшее, Несозданное, Неконструированное. И если бы не существовало этого Нерождённого, этого Невозникшего, этого Несозданного, Неконструированного, то покинуть мир рождённого, возникшего, созданного, конструированного было бы невозможно.
Но, поскольку существует Нерождённое, Невозникшее, Несозданное, Неконструированное, есть возможность покинуть мир рождённого, возникшего, созданного, конструированного.


Созвучные материалы:

  Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100