Васубандху. абидармакоша. Строение мира.
Глава 3.
по книге:
Васубандху
Абидхармакоша
(Энциклопедия Абхидхармы)
Раздел третий Учение о мире
Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е. П. Островской и В. И. Рудого
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
„АНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ" 1994

7. Другие [пребывания] не[благие], поскольку
[в них] находятся не по [собственному] желанию.

— Какие же другие?
— Дурные [формы существования]. Живые существа ввергаются в них вопреки своим желаниям ракшасами [Ямы], то есть собственными действиями, и находятся там не по своей воле. Поэтому они, [ады], подобно тюрьме, не являются местопребываниями, [достойными] живых существ.
В одних сутрах говорится о семи устойчивых состояниях, в других
[упоминаются] также четыре состояния.
— Каковы же эти четыре?
— Состояние сознания, устремленное к материи, [состояние сознания], устремленное к ощущениям, [состояние сознания], устремленное к понятиям и представлениям, [и состояние сознания], устремленное к формирующим факторам.
— Какова их внутренняя сущность?
— В соответствующей последовательности это
четыре группы [дхарм] с притоком [аффективности] . Они, в свою очередь, [функционируют]
только на собственной ступени [сознания],
но не на иной ступени. —- Почему?
— Устойчивое состояние и есть опора, [или прочная основа]. А сознание, побуждаемое жаждой, [никогда] не опирается на группы [дхарм], относящиеся к другим ступеням [существования].
— Почему же само сознание не называется огрроп сознания, как, например, пять групп [дхарм в упомянутых выше] семи устойчивых состояниях сознания?
— Потому что “то, что опирается”, противопоставлено “тому, на что опираются”. Сидящий ведь не называется сиденьем, подобно тому как царь не является царским троном.
Дхармы, которые сознание, оседлав, приводит в движение, как мореплаватель — корабль, и получили название опор сознания. Что же касается сознания, то оно [никогда] не направляет [другое состояние] сознания, оседлав его. Поэтому оно и не называется [опорой сознания] — так считают вайбхашики.
— Но как в таком случае [объяснить] сказанное В сутре: “Существует влечение к сознанию как к „пище", существует удовольствие [от нее]. Везде, где существует влечение, где существует удовольствие, сознание опирается на них, взгромождается на них...” И как [объяснить в этой связи сказанное выше!: “Семь устойчивых состояний сознания включены в пять групп [дхарм]”?
— В случае, когда [мы рассматриваем] сопровождаемое наслаждением сознание, которое функционирует в составе [пяти] групп, представляющих соответствующую форму существования, не проводя различия [между ними, можно сказать, что] сознание есть устойчивая опора сознания. Однако [при рассмотрении групп] по отдельности, как материи и т. д., [становится понятным, что они выступают причинами загрязнения сознания.
Поэтому в [составе упомянутых] четырех состояний сознания,
[взятое] само по себе,
8. сознание не рассматривается как опора.

Кроме того, Бхагаван говорил о четырех опорах сознания как о поле, а о сознании в его всецелости, сопровождаемом [группами] привязанности, как о семени. И опять-таки, семя не было определено через значение “поле семени”. Таким образом, подразумеваемый смысл был понят [оппонентами] неверно. Однако те дхармы, которые функционируют совместно с сознанием, вполне соответствуют значению его “поля”. Именно они и получили название опор сознания.
далее спрашивается, включены ли четыре опоры сознания в семь устойчивых состояний сознания, или же, наоборот, семь включены в четыре.
Ни четыре не [включены] в семь, ни семь — в четыре.
Однако при суммарном [рассмотрении] — четыре альтернативы.
При суммарном рассмотрении [проблемы] следует иметь в виду четыре альтернативных случая, когда [сознание] может быть включено в семь устойчивых состояний [сознания], но не в четыре [опоры сознания] и т. д.
Первый случай: сознание [включено] в семь.
Второй [случай]: [когда имеются] группы [дхарм], кроме сознания в дурных формах существования, на четвертой ступени йогического сосредоточения и на вершине опыта.
Третий [случай]: четыре группы [дхарм включены] в семь.
Четвертый [случай]: исключены три первые возможности.
Как было сказано выше, этот тройственный психокосм различается по формам существования и т. д. [Теперь] следует рассмотреть
четыре типа рождения живых существ: рожденные из яйца и т. д.
Типы рождения:
рожденные из яйца, рожденные из лона, рожденные из испарений и саморождающиеся. Слово “матка”, или “лоно”, [в данном контексте] означает рождение. Рождение —это то, что объединяет [все] живые существа, в чем они связаны воедино ввиду общности [факта своего] появления.
— Кто относится к типу рожденных из яйца?
— Те живые существа, которые рождаются из яиц, например гуси, журавли, казарки, павлины, попугаи, turdus salica и прочие.
— Кто относится к типу рождения из хориона, [матки]?
— Те живые существа, которые появляются из хориона, например слоны, лошади, коровы, буйволы, ослы, кабаны и прочие.
— Кто относится к типу рождения из испарений?
— Те живые существа, которые рождаются из выпотевания [Великих] элементов, например черви, насекомые, пчелы, комары и прочие.
— Кто относится к типу саморождающихся [существ]?
— Те живые существа, которые возникают сразу со всеми нормально функционирующими органами и обладают всеми частями и членами тела. Поскольку они в высшей степени искусны в производстве [своего] возникновения, они называются саморождающимися, например боги, обитатели ада, те, кто находится в промежуточном состоянии существования, и т. д.
— Итак, какие же типы рождения различаются в [известных] формах существования?
[Автор] говорит:
9. Люди и животные — четырех типов.
Люди — четырех типов.
Рожденные из яйца, например стхавиры Шайла и Упа-шайла, произошедшие от скопы, тридцать два сына матери Мригары и пятьсот сыновей царя панчалов.
Рожденные из лона, подобно современным [людям].
Рожденные из испарений, например Мандхатар, Чару и Упачару, Капотамалини, Амрапали5 и другие.
Саморождающиеся — это [существа] первой космической кальпы6.
Животные — также четырех типов. Три типа известны [из опыта]. Что касается саморождающихся, [то] это наги, гаруды и прочие.
Обитатели ада, те, кто находится в промежуточном существовании, и боги — саморождающиеся.
Все обитатели ада, те, кто пребывает в промежуточном существовании, и боги —только саморождающиеся.
Преты — также, [а кроме того], рождающиеся из лона.
Слово также [означает] саморождающиеся.
[Некая] прети сообщает достопочтенному Маудгальяяне: “Я пожираю пять сыновей ночью и пять других [сыновей] днем, но и рождая их [в таком количестве], мне не утолить
[свой голод]”.
— Какой из типов рождения наиболее благоприятный?
— Саморождающийся.
— Но тогда почему Бодхисаттва в своем последнем существовании, обладая способностью саморождения, предпочитает тем не менее рождение из лона?
— Потому что он видит в этом великую цель: благодаря родственным связям [с Бодхисаттвой] славный род Шакьев принимает Истинное учение; признавая в нем члена семьи чакравартинов, другие [люди] испытывают к нему огромное уважение. Кроме того, его [пример] является вдохновляющим для его последователей, так как [он показывает], что и обычные люди могут достичь такого же совершенства.
В противном случае, если бы не были известны род и семья [бодхисаттвы, то люди бы] размышляли: “Кто этот человек — волшебник, бог или пишача?” Так, некоторые тиртхики лживо заявляют: “В конце каждых ста космических кальп появляется подобного рода волшебник, который поглощает мир с помощью своей магии”.
Другие, однако, говорят, [что бодхисаттва рождается из материнского лона] с целью сохранить свое тело в качестве мощей, ибо, почитая его мощи, люди и другие существа тысячами достигают неба и освобождения. И действительно, тела живых существ, возникших чудесным образом, то есть без внешней [причины] — семени, не сохраняются после смерти, они исчезают без остатка, подобно тому как угасает пламя масляного светильника.
[Однако] это возражение недоказательно для тех, кто приписывает Бхагавану риддхические способности, [возникающие вследствие] твердого решения.
Один вопрос порождает другой. Если не признается, что тела существ, рожденных чудесным образом, исчезают [после смерти], то почему в сутре сказано: “Саморожденная Гаруда уносит саморожденного нага, чтобы съесть его”?
[Здесь] не говорится, что Гаруда съедает нага, но лишь что она уносит его, чтобы съесть; поэтому [в словах сутры] ошибки не содержится. Или же [Гаруда] съедает нага, пока он не умер, но не насыщается им мертвым.
— Какое лоно, то есть тип рождения, является самым большим?
— Саморождающихся. Оно [включает] и две формы существования, и часть третьей, и всех, находящихся в промежуточном состоянии существования.
— Что означает понятие “промежуточное состояние существования”?
10. То, что существует здесь в промежутке между состояниями смерти и [нового] рождения.То “тело”, которое возникает между состоянием смерти и состоянием рождения, чтобы обрести рождение в другом месте, называется промежуточным состоянием существования, поскольку оно находится между [двумя] формами существования.
Почему же это возникшее [тело] не получает названия рожденного?
Существо в промежуточном состоянии не является рожденным, так как оно [еще] не достигло места, куда ему предстоит прийти.
Рожденным называется то, что пришло к состоянию рождения, поскольку [здесь слово] “рождаться” имеет значение “приходить”. Промежуточное существо не достигло того места, куда ему предстоит прийти, поэтому оно не является рожденным [в общепринятом смысле].
— Что же такое это место, куда предстоит прийти?
— То, где созревание следствия, обусловленного [прежними действиями], обретает проявления и завершения.
Последователи других школ утверждают, что состояние рождения отделено от состояния смерти. Это, однако, не может быть принято.
— По какой причине?
— На основании логического умозрения и канонических текстов. Основываясь на умозрении, можно сказать следующее:
11. Возникновение существования [совершается] без перерыва, так как по своей сущности оно сходно с непрерывной последовательностью [в произрастании] риса.
Известно, что дхармы, которые существуют в непрерывном потоке [самотождественных состояний], появляются в других местах без [какого-либо] перерыва [своей последовательности], как, например, непрерывная последовательность [в произрастании] риса. Поэтому и возникновение непрерывной последовательности состояний живого существа в других местах также совершается без перерыва.
Однако известно и возникновение с перерывом [такой последовательности], например [появление] в зеркале и т. п. отражения от предмета. Точно так же и состояние рождения может [возникнуть непосредственно] из состояния смерти.
[Пример] с отражением недоказателен
ввиду неустановленности и отсутствия тождества.
То, что [нечто], именуемое отражением, возникает независимо от реально [отражаемого] предмета, не установлено. Но даже если бы [это] и было установлено, [пример все равно] недоказателен ввиду отсутствия тождества [между обоими]. — Почему же это не установлено?

<<Предыдущая глава  Следущая глава>>

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100