Васубандху. абидармакоша. Строение мира.
Глава 2.
по книге:
Васубандху
Абидхармакоша
(Энциклопедия Абхидхармы)
Раздел третий Учение о мире
Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е. П. Островской и В. И. Рудого
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
„АНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ" 1994

Или [другое объяснение]: влечение [живых существ], не пребывающих в состоянии йогического сосредоточения, есть влечение, [присущее миру] чувственности. Влечение, [присущее различным] ступеням йогического сосредоточения и [четырем высшим ступеням сосредоточения сферы] не-форм, есть влечение, [присущее] мирам форм и не-форм.
— Почему в чувственном мире существует влечение к магически творящему сознанию?
— Потому что когда слышат о нем или отрицают его, в том находят большое наслаждение. Или же потому, что благодаря [наблюдению] магических творений [у людей возникает] страстное желание [самим обладать этой] творящей способностью сознания. Или потому, что благодаря магическому сотворению запахов и вкусов, это [сознание] способно действовать [только] в чувственной сфере, а в сфере форм оно эти [объекты] не производит.
— Является ли этот тройственный психокосм единственным?
— Таким тройственным мирам нет числа. Сколь беспредельно пространство [психического опыта], столь беспредельно [и количество] миров. Именно поэтому, [хотя во вселенной] не рождаются живые существа, которых не было бы прежде, и хотя каждое появление Будды приводит к нирване бесконечное множество живых существ, их число неисчерпаемо, подобно пространству [психического опыта].
— Каким образом располагаются космические миры?
— По горизонтали; так, [в сутре] сказано: “Когда туча Ишадхара проливается дождем, то между потоками воды, низвергающимися с небес, нет ни перерывов, ни промежутков. Подобным же образом и у космических миров, [располагающихся] в восточном направлении, нет ни перерывов, ни промежутков при их разрушении и возникновении. И как в восточном направлении, точно так же и в южном, и в западном, и в северном [направлениях]”. Здесь ведь не говорится: “вверху и внизу”. Другие, однако, считают, [что космические миры располагаются] по вертикали, поскольку так написано в никаях. Кроме того, чувственный мир [находится] под “Высшей” сферой, следовательно, “Высшая” сфера [располагается] над чувственным миром, [то есть по вертикали]. Тот, кто лишен влечения к одному из чувственных миров, [лишен его] и ко всем остальным. То же самое [относится и к мирам] форм и не-форм.
Когда некто, пребывая в состоянии первого медитативного сосредоточения, создает [магическое существо], он создает его в том же психокосмическом мире, в котором рожден [сам]; созданное здесь [магическое существо] попадает в мир Брахмы30, но не в [какой-либо] иной психокосм.
[Что касается] этих трех перечисленных миров, то
4. в них [различаются] пять форм существования, для каждой из которых есть свои названия — обитатели адов и т. д.
Обитатели адов, животные, преты (или голодные духи), боги и люди—это пять форм существования, обозначенные своими названиями. В чувственном мире [различаются] четыре формы существования и часть пятой; в мирах форм и не-форм — часть одной лишь божественной формы существования.
— А бывают ли миры без форм существования, поскольку эти [формы] существования перечисляются относительно миров?
— Да, бывают также миры которые по своей внутренней природе суть благие, загрязненные4, физические вместилища и промежуточное существование.
Что касается пяти форм существования, то
они — незагрязненные-неопределенные,
известны по названиям живых существ и
не [представляют] промежуточное существование.

Формы существования — исключительно беспрепятственные-неопределенные, в противном случае они не различались бы между собой.
Они носят названия живых существ и по своей природе не являются промежуточным существованием. Как сказано в Праджняпти[-шастре], “пять форм существования охватываются четырьмя типами рождений; однако четыре типа рождений не охватываются пятью формами существования.— Какое [из них] не охватывается? — Промежуточное существование”.
Так же и в Дхармаскандхе говорится: “Что такое орган зрения как класс психофизических элементов, [составляющих „личность"]? — Это прозрачная тончайшая материя, производная четырех великих элементов, [эта материя] есть глаз, орган зрения, источник зрительного сознания, класс органов зрения у существ, рожденных в аду, животных, претов (голодных духов), богов, людей, у тех, кто сотворен йогическим сосредоточением, и у находящихся в промежуточном существовании”.
В сутре промежуточное существование также исключено из числа форм существования.
— В какой сутре?
— [В той, где сказано]: “Есть семь [видов] существования: адское, животное, существование претов, богов, людей, существование действия и промежуточное существование”12. Здесь перечислены пять форм существования совместно с их причинами и путями их обретения. Тем самым устанавливается также, что [эти формы существования] суть беспрепятственные-неопределенные, поскольку их причина, то есть существование действия исключена из их числа.
Кашмирцы1 также цитируют такую сутру: “Стхавира Шарипутра говорит: „Когда, почтенный, реализуются аффективные состояния, присущие адским [формам существования], то [пребывающее в аду существо] совершает и накапливает действия, [результаты которых] будут ощущаться в аду. Эти [действия, совершаемые] телом, речью и разумом, [действия], искаженные [злобой], ошибочные, загрязненные, обусловливают—в качестве кармического следствия — форму, чувства, представления, мотивы и сознание обитателей ада. Тот, в ком реализуется это следствие, называется обитателем ада. Поэтому, о почтенный, помимо этих дхарм нет никакого [иного существа, называемого] обитателем ада"”.
Следовательно, формы существования суть беспрепятственные-неопределенные.
— Но в таком случае надо отвергнуть [утверждение] Пракарана[-шастры] : “Все аффекты в [состоянии] непроявленности обретают благоприятную почву для развития [во всех пяти] формах существования”.
— У форм существования имеется пять видов сознания нового рождения16; поэтому [текст Пракараны], рассматривая форму существования в процессе [ее становления], не содержит никакой ошибки. Это подобно тому, как, говоря “деревня”, имеют в виду ее окрестности.
Согласно другой точке зрения, [формы существования бывают] также благими и загрязненными. Как было сказано выше, “существование действия исключено из числа форм существования”, но из того, что нечто было названо отдельно, вовсе не следует с необходимостью, что оно исключено [вообще]. Так, из числа пяти загрязнений17 отдельно упомянуты загрязнение, [вызванное] аффективностью психики, и загрязнение, [вызванное] ошибочными взглядами, но разве [из этого следует, что] ошибочные взгляды не являются аффектами?
Аналогичным образом существование действия также может быть формой существования; если оно упоминается отдельно, то это делается [только] для того, чтобы указать на причину данной формы существования.
— Относится ли этот ход рассуждений также и к промежуточному существованию?
— Нет, [здесь он] неприменим. Форма существования означает то, к чему идут [в соответствии с кармическим следствием] . А к промежуточному существованию прийти нельзя, поскольку оно возникает в месте, где настигает смерть.
— Но [тогда сферы мира] не-форм тоже не будут формами существования, так как они возникают в том самом месте, где наступила смерть.
— В таком случае промежуточное существование именно в силу своей промежуточности не является формой существования, поскольку оно есть свойство быть интервалом между формами существования. И если бы промежуточное существование было формой существования, то именно поэтому оно не было бы [промежуточным существованием].
— Как в таком случае [объяснить] слова Шарипутры: “...Тот, в ком реализуется это следствие, называется обитателем ада...”?
— Это означает: при реализации кармического следствия, а не кармическое следствие вообще19.
— А как тогда [объяснить] слова: “Поэтому, о почтенный, помимо этих дхарм, нет никакого [иного существа, называемого] обитателем ада”?
— [Здесь] он отрицает субстанциальную реальность личности того, кто идет к [определенной] форме существования, а не то, что обитатель ада воспринимается как нечто отличное от групп [дхарм]; он не отрицает [кармическое следствие], помимо групп [дхарм].
Вайбхашики считают, что формы существования — исключительно [незагрязненные-]неопределенные. Одни из них говорят, что формы существования по своей природе суть порожденные созреванием [следствия], а другие —что они и накапливающиеся.
Здесь, в этом тройственном психокосме, в пяти формах существования можно обнаружить в указанной последовательности [существа, имеющие]
5. различные тела и представления, различные тела и единые представления и, наоборот, [сходные тела и различные представления], сходные тела и представления, и три [типа существ мира] не-форм,
6. [то есть] семь устойчивых состояний сознания.
В сутре сказано: “Есть материальные существа, имеющие различные тела и различные представления, например люди и часть богов; это первое устойчивое состояние сознания. Каковы же эти некоторые боги? — Обитатели чувственного мира и первой ступени йогического сосредоточения, за исключением тех, кто появился в первой [кальпе]”.
В силу различия тел они имеют разные тела, поскольку их цвет, признаки и форма неодинаковы. В силу различия представлений они имеют разные представления. Те, у кого разные представления, [называются] имеющими различные представления — приятные, неприятные, нейтральные.
“Есть материальные существа, имеющие различные тела и единые представления, например боги, Принадлежащие к сонмищу Брахмы, которые возникли в первой [кальпе]; это второе устойчивое состояние сознания”.
И все эти боги, возникшие в начале [кальпы], имеют одно и то же представление: “[Все] мы сотворены им, Брахмой”. У Брахмы также возникает представление: “[Все] они сотворены мною”. Таким образом, все они имеют единые представления ввиду того, что понимание ими [первопричины тождественно.
Однако тела их различны, так как Брахма отличается от сонма [сопровождающих его богов] своей высотой, размерами и формой тела.
Как сказано в сутре, “они вспоминают: „Мы видели это существо, наделенное [бесконечно] долгой жизнью, пребывающее длительное время [в одиночестве], пока наконец оно не воскликнуло: „Пусть родятся здесь и другие существа, входящие в мой сонм!" Мы [поэтому] и возникли здесь в соответствии с желанием этого существа"”.
— Как они могли его видеть?
— Некоторые полагают, что они пребывали [тогда в сфере] Лучезарного сияния5. Но если они оставили эту [форму], то каким образом, не обладая [теперь] состоянием йогического сосредоточения второй ступени, они могут помнить о своем прежнем существовании, [соответствующем] этой ступени? Если же они обладают [состоянием сосредоточения второй ступени], то как они могут погрязть в ложных взглядах относительно практики и ритуалов6, имеющих объектом Великого Брахму?
Другие считают, что [эти боги] видели его, [Великого Брахму], в период [своего] промежуточного существования. Но они не могли находиться в нем [достаточно] долго, поскольку [для них здесь] отсутствует препятствие к новому рождению. Как же они могли вспомнить: “Мы видели это существо, наделенное [бесконечно] долгой жизнью, пребывающее длительное время [в одиночестве]...”?
Следовательно, уже находясь именно здесь, [то есть в мире Брахмы], они и вспоминают о его прежнем существовании. Они видят его [в момент своего рождения] уже пребывающим там в течение долгого времени и, увидев его, затем говорят: “Мы видели его...”
“Есть существа мира форм, обладающие одинаковыми телами и различными представлениями, например боги [сферы] Лучезарного сияния”. Это третье устойчивое состояние сознания. Ввиду того что здесь, [в сутре], названа высшая категория [богов данной сферы], одновременно обозначены [и все другие боги, принадлежащие] ко второй ступени йогического сосредоточения. Если бы это было иначе, то к какому состоянию сознания следовало бы тогда отнести [богов] сферы Ограниченного сияния и сферы Безграничного сияния?
[Все эти боги] наделены одинаковыми телами, так как здесь не существует никаких различий в их цвете, форме и [прочих] признаках. Однако их представления различны, будучи [либо] приятными, [либо эмоционально] нейтральными. Как говорят [вайбхашики], эти [боги], устав от ощущения ментального удовлетворения, которое характеризует основную сферу [второй ступени йогического сосредоточения], актуализируют состояние невозмутимости, присущее пограничному
сосредоточению. [И наоборот], устав от состояния невозмутимости, присущего пограничному сосредоточению, они актуализируют ощущение ментального удовлетворения, характерное для базовой сферы [этой ступени йогического сосредоточения]. Это подобно тому, как владыки, пресытившись чувственными наслаждениями, находят удовольствие в праведном управлении [государством], а устав от праведного правления, предаются чувственным наслаждениям.
— А разве это [рассуждение] не относится также и к [богам] сферы Совершенной ауры?
— Нет, они не испытывают усталости от [ощущения] блаженства.
— Почему?
— Потому что это блаженство есть полнейший покой, тогда как ментальное удовлетворение таким покоем не является, поскольку оно отвлекает сознание.
Саутрантики объясняют: “В сутре сказано: „Что касается тех [богов], которые обладают различными представлениями, то если они родились среди богов сферы Лучезарного сияния совсем недавно, им не знакомо ни разрушение [вселенной], ни ее созидание. Видя огонь, [разрушающий] этот мир, они пугаются, содрогаются от ужаса и приходят в крайнее возбуждение: „Пусть это могучее пламя, начисто опустошившее дворец Брахмы, не перекинется сюда"”.
Тогда существа, которые давно родились среди богов сферы Лучезарного сияния и знакомы [поэтому] с разрушением и созиданием этого мира, [говорят], успокаивая испуганных: „Не беспокойтесь, друзья, не беспокойтесь! Это пламя, которое ранее полностью опустошило дворец Брахмы, там и угасло".
Следовательно, [живые существа сферы Лучезарного сияния] имеют различные представления потому, что они [по-разному] воспринимают появление и исчезновение [пламени разрушения вселенной] и обнаруживают [в связи с этим] чувство страха или бесстрашия, а не потому, что они испытывают ощущение блаженства или невозмутимости.
Есть существа мира форм, которые обладают одинаковыми телами и одинаковыми представлениями, например боги сферы Совершенной ауры. Это четвертое устойчивое состояние сознания.
Они обладают одинаковыми телами, так как в этой [сфере] не существует различий в [их] цвете, форме и [прочих] признаках. Они имеют одинаковые представления, так как [здесь существует лишь] сознание блаженства.
Итак, в первом состоянии йогического сосредоточения [пребывают существа], обладающие одинаковыми представлениями в силу загрязненного сознания. Во втором состоянии йогического сосредоточения — [существа], обладающие различными представлениями в силу благого сознания. В третьем—[существа], обладающие одинаковыми представлениями в силу сознания, порожденного созреванием [кармического следствия].
Согласно сутре, в мире не-форм — три [состояния сознания]. Это и есть семь устойчивых состояний сознания.
— Что здесь [называется] устойчивым состоянием сознания?
— Это соответственно пять групп, связанные с чувственным миром [и миром форм], и четыре, [связанные с миром не-форм].
— Почему остальное не является устойчивым состоянием сознания?
— Потому что
остальное — как бы разрыв в нем.
— Что такое остальное?
— Дурные формы существования, четвертая ступень йогического сосредоточения и вершина опыта. Сознание в них как бы разорвано, поэтому они не являются состояниями сознания.
— Что же такое разрыв?
— То, благодаря чему сознание [как бы] разрывается. Так, в несчастных формах существования разрыв — это ощущение страдания, поскольку оно причиняет вред. На четвертой ступени йогического сосредоточения — это бессознательность и бессознательное сосредоточение. На вершине опыта — это сосредоточение, вызывающее остановку [сознания], поскольку оно прерывает самотождественный поток сознания.
[Автор], кроме того, говорит: “То, куда стремятся идти находящиеся здесь и откуда не хотят уходить находящиеся там, называют состоянием сознания”.
В дурных формах существования нет ни того, ни другого [желания]. Что касается четвертой ступени йогического сосредоточения, то живые существа стремятся оставить его: обычные люди желают войти в бессознательное состояние [сосредоточения], а благородные — в чистое местопребывание19. Вершина опыта [также] не является состоянием сознания, так как проявление [сознания здесь] весьма ослаблено.
Эти упомянутые выше семь состояний сознания, [а также]
вершина опыта и существа, находящиеся в бессознательном сосредоточении, известны
девять [благих] пребываний живых существ.

Живые существа населяют их по собственному желанию.

Предыдущая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100